тональность произведения. Часто заключительный раздел разработки построен
на так называемом органном пункте или педали -- неизменно звучащем тоне или
аккорде -- доминанте основной тональности, что еще больше нагнетает
напряжение, усиливает ожидание главной тональности, которая появится в
следующей за разработкой части -- репризе.
Собственно термин <<разработка>> относится к среднему разделу сонатной
формы, однако эпизоды разработочного характера могут появляться и в
произведениях свободной формы, и в рондо-сонате, и в трехчастной форме, и в
фуге.
РАПСОДИЯ. Каждый, кто знает это слово, наверное, прежде всего связывает
его с именем Ференца Листа. Венгерские рапсодии Листа -- вдохновенные
музыкальные повествования о родине великого композитора, о народе Венгрии,
о ее истории. Написаны Венгерские рапсодии в свободной форме и являются
своего рода фантазиями на народные темы.
Греческое слово <> означает народная эпическая песнь. Так
называли древние греки сказания, которые пели народные певцы-рапсоды.
Рапсодом был и великий Гомер, а рапсодиями -- главы его бессмертных поэм
<<Илиада>> и <<Одиссея>>, которые он, а за ним и другие рапсоды, исполняли
нараспев, аккомпанируя себе на кифаре или лире.
В XIX веке название рапсодия пришло в профессиональную европейскую музыку и
стало обозначать крупное одночастное произведение, как правило, -- для
рояля или оркестра, в котором звучат мелодии песен или танцев разных
народов.
Кроме Венгерских рапсодий Листа, большой известностью пользуются рапсодии
Брамса, Славянские рапсодии Дворжака, Испанская рапсодия Равеля. А
Рахманиновым создана рапсодия для фортепиано с оркестром не на народные
темы, а на тему одного из произведений великого композитора-скрипача
Никколо Паганини. Она так и называется: Рапсодия на тему Паганини.
РЕКВИЕМ. Реквием Моцарта. Реквием Верди. Немецкий реквием Брамса. Военный
реквием Бриттена. Каждый, наверное, не раз слышал эти слова, но не
задумывался над тем, что же они означают.
По-латыни requiem aeternam -- вечный покой. Эти слова -- начало
католической заупокойной молитвы. Когда-то композиторы писали на этот
латинский канонический, то есть узаконенный, никогда не изменяющийся текст
церковные песнопения для солистов, хора и органа или оркестра. Исполнялись
эти песнопения в храмах, во время заупокойной службы.
Со времени Моцарта реквием утрачивает культовый -- церковный -- характер,
но сочиняли его все же на латинский текст. Он использован даже в Реквиеме
Верди, который по музыке больше напоминает оперные сцены, чем церковную
службу. <<Немецкий реквием>> Брамса называется так потому, что этот
композитор впервые отказался от латинского текста, заменив его словами на
родном -- немецком -- языке.
В наше время понятие слова <<реквием>> очень расширилось. Замечательный
английский композитор Б. Бриттен назвал так свое монументальное антивоенное
сочинение, в котором, кроме латыни, звучат страстные стихи английского
поэта Уилфрида Оуэна, погибшего во время первой мировой войны.
Вслед за поэтом Робертом Рождественским Реквиемом назвал свое
вокально-симфоническое сочинение, написанное на его стихи, Д. Б.
Кабалевский. Разумеется, в нем нет никаких латинских текстов, и вообще
ничего молитвенного, связанного с религией. Реквием Кабалевского посвящен
тем, кто погиб в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Он
проклинает войну, призывает к борьбе за мир, за светлое будущее детей.
Часто реквиемом называются отдельные небольшие вокально-симфонические или
оркестровые произведения или эпизоды внутри крупных произведений -- оперы
или симфонии, -- когда они посвящены памяти погибших героев и носят
скорбно-возвышенный, сосредоточенный характер.
РЕГИСТР -- см. Диапазон.
РЕПРИЗА. Слово реприза переводится с французского как повторение,
восстановление, возобновление. В музыке, сохраняя это значение, оно имеет
несколько различных оттенков.
Если вы занимались музыкой хотя бы год, то наверное сталкивались с такими
значками в нотах: [Image] [Image]. Эти значки указывают, что раздел, в
сторону которого обращены две точки, нужно повторить. И такое повторение и
знаки, его указывающие, называются репризой.
В сонатной форме (вы можете прочесть о ней далее) реприза -- это последний
из трех ее основных разделов. Она наступает после разработки и является как
бы выводом из нее, ее итогом, хотя по музыкальному материалу, в основном,
повторяет экспозицию. В репризе все музыкальные темы, уже знакомые по
экспозиции, проходят в одной -- главной -- тональности произведения. Иногда
реприза сонатной формы бывает необычной, <<ненормативной>>, как говорят
музыканты. Например, в ней сначала звучит побочная партия, а затем уже
главная (см. рассказ об экспозиции). Такую репризу называют зеркальной.
Может быть реприза и сокращенной.
Иногда репризой называют заключительную часть фуги. По существу это
неточно, так как музыкальный материал, хотя и тот же самый, обычно бывает
там расположен по-иному.
Реприза в трехчастной форме -- это повторение начального раздела после
какого-то, обычно контрастного, среднего эпизода. Наконец, в форме рондо (о
ней вы можете прочесть на следующих страницах) понятие репризы совпадает с
рефреном.
РЕФРЕН. Сохранилось предание, что в Древнем Риме один из членов Сената
каждое свое выступление, на какую бы тему оно ни было, заканчивал словами: