Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Михеева Л.В. - Музыкальный словарь в рассказах

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 75
Размер файла: 404 Кб
Страницы: «« « 45   46   47   48   49   50   51   52   53  54   55   56   57   58   59   60   61   62   63  » »»

году: венгерский композитор Ференц Лист дал определение <<симфоническая
поэма>> своему оркестровому сочинению <<Тассо>>, первоначально задуманному
как увертюра. Этим определением он хотел подчеркнуть, что <<Тассо>> -- не
просто программное музыкальное произведение. Чрезвычайно тесно связано оно
с поэзией своим содержанием. В дальнейшем Лист написал еще двенадцать
симфонических поэм. Самая известная среди них -- <<Прелюды>>. В основе ее
стихотворение французского поэта-романтика Ламартина <<Прелюды>> (точнее
<<Прелюдии>>), в котором вся жизнь человеческая рассматривается как ряд
эпизодов -- <<прелюдий>>, ведущих к смерти.

В творчестве Листа сложилась и форма, наиболее характерная для
симфонической поэмы: свободная, но с явными чертами сонатно-симфонического
цикла (см. рассказ о симфонии), если его исполнять без перерыва между
частями. В разнохарактерных эпизодах симфонической поэмы есть сходство с
основными разделами сонатной формы: главной и побочной партиями экспозиции,
разработкой и репризой. А в то же время отдельные эпизоды поэмы могут
восприниматься как части симфонии.

После Листа многие композиторы обращались к созданному им жанру. У классика
чешской музыки Бедржиха Сметаны есть цикл симфонических поэм, объединенный
общим названием <<Моя Родина>>. Очень любил этот жанр немецкий композитор
Рихард Штраус. Широко известны его <<Дон-Жуан>>, <<Дон-Кихот>>, <<Веселые
проделки Тиля Уленшпигеля>>. Финский композитор Ян Сибелиус написал
симфоническую поэму <<Калевала>>, в основе которой, в качестве
литературного источника, лежит финский народный эпос.

Русские композиторы своим оркестровым сочинениям подобного типа
предпочитали давать иные определения: увертюра-фантазия, симфоническая
баллада, увертюра, симфоническая картина.

Жанр симфонической картины, распространенный в русской музыке, имеет
некоторые отличия. Его программность не связана с сюжетом, а рисует пейзаж,
портрет, жанровую или батальную сцену. Всем, наверное, знакомы такие
симфонические картины, как <<Садко>> Римского-Корсакова, <<В Средней Азии>>
Бородина, <<Баба-Яга>>, <<Кикимора>> и <<Волшебное озеро>> Лядова.

Еще одна разновидность этого жанра -- симфоническая фантазия -- также
любимая русскими композиторами, отличается большей свободой построения,
часто -- присутствием в программе фантастических элементов.

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР -- см. Оркестр.

СИМФОНИЯ. Среди многочисленных музыкальных жанров одно из самых почетных
мест принадлежит симфонии. Всегда, с момента своего возникновения и до
наших дней, она чутко отражала свое время: симфонии Моцарта и Бетховена,
Берлиоза и Малера, Прокофьева и Шостаковича -- это размышления об эпохе, о
человеке, о путях мира, путях жизни на земле.

Симфония как самостоятельный музыкальный жанр возникла сравнительно
недавно: каких-нибудь два с половиной столетия тому назад. Однако за этот
исторически недолгий срок она прошла гигантский путь.

Слово symphonia в переводе с греческого означает всего лишь созвучие. В
Древней Греции так называли приятное сочетание звуков. Позднее им стали
обозначать то оркестр, то вступление к танцевальной сюите. В начале XVIII
века этот термин заменял нынешнее понятие увертюры.

Первые симфонии в теперешнем понимании появились в центре Европы во второй
половине XVIII века. И место и время ее рождения -- не случайны.
Зародившись одновременно в разных частях Европы, в недрах старых,
сложившихся ранее музыкальных форм -- танцевальной сюиты и оперной
увертюры, симфония сформировалась окончательно в странах немецкого языка.

В Италии национальным искусством была опера. Во Франции, предреволюционной,
уже насыщенной атмосферой свободомыслия и бунтарства, вперед вышли другие
искусства. Такие, как литература, живопись и театр -- более конкретные,
непосредственно и доходчиво выражавшие новые, будоражащие мир идеи. Когда
же несколько десятков лет спустя дело дошло и до музыки, в строй
революционных войск полноправным борцом вошла песня -- <<Карманьола>>, <<Са
ira>>, <<Марсельеза>>.

Симфония же -- и доныне самый сложный из всех видов не связанной с другими
искусствами музыки, -- требовала иных условий для своего становления, для
полноценного восприятия: требовала вдумывания, обобщения -- работы
спокойной и сосредоточенной.

Не случайно центр философской мысли, отразившей социальные сдвиги в Европе
конца XVIII века, оказался именно в Германии, далекой от общественных бурь.
В то же время в Германии и Австрии сложились богатые традиции
инструментальной музыки. Здесь и появилась симфония. Она возникла в
творчестве композиторов чехов и австрийцев, и окончательный вид приобрела в
творчестве Гайдна, чтобы у Моцарта и Бетховена достичь расцвета.

Эта классическая симфония (Гайдн, Моцарт и Бетховен в историю музыки вошли
как <<венские классики>>, так как большая часть их творчества связана с
этим городом) сложилась как цикл из четырех частей, которые воплотили в
себе разные стороны человеческой жизни.

Первая часть симфонии -- быстрая, активная, иногда предваряемая медленным
вступлением. Она пишется в сонатной форме (вы прочтете о ней в рассказе о
сонате). Вторая часть -- медленная -- обычно задумчивая, элегическая или
пасторальная, то есть посвященная мирным картинам природы, спокойному
отдохновению или мечтам. Бывают вторые части и скорбные, сосредоточенные,
глубокие.

Третья часть симфонии -- менуэт, а позднее, у Бетховена, и скерцо. Это --
игра, веселье, живые картинки народного быта, увлекательный хоровод...

Финал -- это итог всего цикла, вывод из всего, что было показано,
продумано, прочувствовано в предшествующих частях. Часто финал отличается

Страницы: «« « 45   46   47   48   49   50   51   52   53  54   55   56   57   58   59   60   61   62   63  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Михеева Л.В., Музыкальный словарь в рассказах