Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Михеева Л.В. - Музыкальный словарь в рассказах

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 75
Размер файла: 404 Кб
Страницы: «« « 64   65   66   67   68   69   70   71   72  73   74   75  »

По своей манере пения хоровые коллективы отличаются друг от друга. Хоры,
исполняющие классическую музыку и современные произведения, поют
<<прикрытым>>, <<округлым>> звуком. Это Ленинградская академическая капелла
имени М. И. Глинки, Республиканская капелла имени А. А. Юрлова, Большой
детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио, хор мальчиков
Московского хорового училища имени А. В. Свешникова.

Народные хоры поют в особой манере, так называемым открытым звуком.
Вспомните, например, звучание Хора имени Пятницкого, Северного народного
хора и других подобных музыкальных коллективов.

ХОРАЛ. Средневековый латинский термин choralis произошел от греческого
choros -- хор -- и означал хоровое церковное песнопение. В католической
музыке хоралы были одноголосными, то есть предназначались для пения в
унисон. В протестантской церкви хоралы стали многоголосными -- как правило,
четырехголосными.

Мелодии хоралов отличаются возвышенным характером. Они торжественны, но
малоподвижны -- статичны, с выровненным, довольно вялым ритмом. Гармония
выдержана в аккордовом складе с очень строгим голосоведением.

ХОРМЕЙСТЕР. Что такое хор, вы могли прочесть выше. Немецкое слово meister
означает мастер, специалист, знаток. Проявляется оно в таких терминах, как
капельмейстер, концертмейстер. Хормейстером -- <<хоровым мастером>> --
называют дирижера, который руководит хором.

ХРОМАТИЗМ. Музыкальные термины иногда имеют очень странную историю, и
значение их, кажется, никак не связано с иностранным -- греческим или
латинским -- корнем слова. Относится это и к термину хроматизм.

Если вы нажмете на рояле клавишу до, а потом -- черную, находящуюся справа
от нее, раздастся звук до-диез. Последование до -- до-диез -- это
хроматический полутон. А хроматизм -- последование или одновременное
звучание звуков разной высоты, но одинаковых названий. Например, ре --
ре-бемоль, соль -- соль-диез, ля -- ля-диез и т. д.

Произошло слово <<хроматизм>> от греческого chroma, что означает цвет.
Древние греки уподобляли семь тонов диатонического звучания -- до, ре, ми,
фа, соль, ля, си -- семи основным цветам радуги. А полутоны считали
соответствующими различным оттенкам.

От слова хроматизм образовались различные музыкальные понятия. Кроме
хроматического полутона, это хроматическая гамма, то есть гамма, в которой
движение происходит по полутонам; хроматические знаки -- то же, что знаки
альтерации (прочитайте о слове альтерация); хроматические интервалы, то
есть интервалы, образованные при помощи хроматически измененных ступеней
лада.  
ЦИМБАЛЫ. В Белоруссии и на Украине, в Польше и Словакии, в Венгрии и
Румынии широко известен этот инструмент, предок которого когда-то очень
давно пришел в Восточную Европу из стран Малой Азии.

Цимбалы -- основа белорусского народного оркестра, непременный участник
цыганских инструментальных ансамблей.

Этот струнный ударный инструмент представляет собой низкий ящик или раму,
сделанную из ели, над которыми натянуты струны. Играют на цимбалах
деревянными палочками или молоточками. Звук получается нежный, звенящий,
напоминающий гусли. Диапазон звучания инструмента -- от ми большой до ми
третьей октавы.  
ЧАКОНА -- см. Вариации.

ЧАСТУШКА. Наверное, каждый из вас слышал, как исполняются частушки --
веселые озорные куплеты, чаще всего сатирического содержания. Достается в
них лодырям и лежебокам, неряхам и обманщикам. Бывают частушки шуточные,
юмористические.

Слово частушка происходит от <<частый>>, то есть быстрый. Частушки (кое-где
их называют припевками, вряд ли нужно объяснять, почему) возникли в России
в конце 60-х годов прошлого века. Это быстрые песни в четком ритме
двудольного танца. Мелодия у них совсем коротенькая -- всего один небольшой
куплет, который очень много раз повторяется с разными текстами.

Особый вид частушки -- так называемые <<страдания>>. Они более медленные,
певучие, лирического содержания.

Частушки часто используют в своих произведениях советские композиторы. Так,
Р. К. Щедрин ввел частушку в свой фортепианный концерт, большую роль она
играет и в его опере <<Не только любовь>>.

ЧЕЛЕСТА. К своей музыкальной сказке <<Кикимора>> композитор Лядов дал
такое предисловие: <<Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах.
От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн -- говорит сказки заморские. С
вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке.

Ровно через семь лет вырастет Кикимора. Тонешенька, чернешенька та
Кикимора, а голова-то у ней малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не
спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит,
шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет
кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на
уме держит Кикимора на весь люд честной>>.

В музыке воплощено все, о чем рассказывает предисловие: и сказки
кота-баюна, и стук и гром, свист и шип Кикиморы... А хрустальную колыбельку
композитор изобразил звучанием челесты. Звук ее -- действительно будто
хрустальный: высокий, нежный и звенящий.

Челеста (по-итальянски небесная, прозрачная) похожа на очень маленькое
пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические

Страницы: «« « 64   65   66   67   68   69   70   71   72  73   74   75  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Михеева Л.В., Музыкальный словарь в рассказах