Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Михеева Л.В. - Музыкальный словарь в рассказах

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 75
Размер файла: 404 Кб
Страницы: «« « 63   64   65   66   67   68   69   70   71  72   73   74   75  »

сочинял фортепианные пьесы, но и перекладывал для рояля различные
произведения, написанные для симфонического оркестра, вплоть до симфоний
Бетховена. Лист хотел доказать, что рояль не уступает оркестру по своим
выразительным, художественным возможностям.

<<Душой фортепиано>> называли великого польского композитора Шопена. Почти
все свои произведения он создал только для рояля. Много музыки для
фортепиано написано советскими композиторами -- Прокофьевым, Шостаковичем,
Хачатуряном, Кабалевским и другими.

Весь мир знает прославленных пианистов -- от Листа и Шопена, которые были
не только композиторами, но и выдающимися исполнителями на этом
инструменте, до братьев Антона и Николая Рубинштейна. Огромной известностью
и любовью слушателей пользуются Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Артуро
Бенедетти Микеланджели, Глен Гульд, Ван Клиберн, Элисо Вирсаладзе, Владимир
Крайнев, Дмитрий Башкиров, Михаил Плетнев и др.

ФУГА. Этим словом, ведущим свое происхождение от латинского fuga -- бег,
бегство, побег -- называется многоголосное полифоническое произведение,
сочиненное по особым, весьма строгим законам.

В основе фуги лежит, как правило, одна музыкальная тема -- яркая, хорошо
запоминающаяся. Тема эта звучит последовательно в разных голосах (об
имитации -- основном приеме строения фуги -- вы можете прочесть в
соответствующем рассказе). В зависимости от количества голосов фуга может
быть трехголосной четырехголосной и т. д.

Встречаются в музыкальной литературе фуги, написанные не на одну, а на две
или даже три темы. Тогда они называются, соответственно, двойными и
тройными.

Фуга -- это высшая, самая сложная форма полифонической музыки.

Особенно часто обращался к фуге И. С. Бах. Как правило, фуга составляет
миниатюрный цикл вместе с предшествующей ей прелюдией. Такие циклы, кроме
Баха, писал и Шостакович.

Иногда фугу предваряют и другие формы, например, фантазия, вариации или
хорал.

Фуга может быть не только самостоятельным произведением или частью цикла,
но и частью или эпизодом крупного сочинения -- симфонии, оратории, кантаты
или реквиема. В симфонии чаще встречается не фуга в полном, законченном
виде, а построение вроде фуги, содержащее в себе первые проведения темы и
переходящее затем в музыку гомофонного склада. Такие построения носят
название фугато.

Маленькая фуга называется фугетта.  
ХОР. На сцене стройными рядами стоят женщины в одинаковых красивых
платьях. За ними, поднявшись на небольшие возвышения, мужчины в строгих
черных костюмах. Взмах руки дирижера, и зазвучало хоровое пение.

Словом <<хор>>, которое произошло от греческого choros и латинского chorus,
что значит толпа, собрание, называют коллективы людей, исполняющих
вокальную музыку и произведения, сочиненные для этого коллектива.

Разумеется, не всякий коллектив можно назвать хором. Бывают вокальные
ансамбли, состоящие из нескольких, иногда более десяти, человек. Хор
отличается от них значительно большим числом исполнителей. Все участники
хора разделены на несколько групп, чаще всего -- на четыре. В детском хоре
голоса делятся на высокие и низкие; высокие голоса -- сопрано, низкие --
альты.

Взрослые хоры могут быть разными по составу: мужскими, женскими и
смешанными. В смешанном хоре присутствуют все основные голоса: сопрано
(высокие женские), альты (низкие женские), тенора (высокие мужские) и басы
(низкие мужские). Иногда, если исполняемое сочинение имеет не четыре разных
партии, а большее количество, каждая из групп подразделяется на первые и
вторые голоса: первые и вторые сопрано, первые и вторые альты и так далее.

Для хорового пения композиторы сочиняют специальные произведения: песни,
хоры, хоровые поэмы. Д. Д. Шостакович написал 10 хоровых поэм на слова
поэтов-революционеров.

Хор -- одно из главных <<действующих лиц>> многих опер. Без него не
обходится ни одна массовая сцена. Вспомним хотя бы <<Сцену под Кромами>> из
оперы Мусоргского <<Борис Годунов>>, где показана картина народного
волнения. Образ восставшего народа передан через хоровую песню
<<Расходилась, разгулялась...>>.

Величественный хор <<Славься>> звучит в финальной сцене оперы Глинки <<Иван
Сусанин>>.

Хор -- непременный участник исполнения ораторий и кантат, где ему отводится
очень большое место.

Некоторые хоровые произведения пишутся без сопровождения. Такое исполнение
принято называть а капелла (см. рассказ Капелла) .

Хор напоминает совершенный многоголосный инструмент. Ему доступны все
средства музыкальной выразительности: прозрачное пианиссимо и
величественное фортиссимо, колоссальные нарастания и мгновенные спады
звучности, замедление или ускорение темпа.

Хоровое звучание может передать тончайшие оттенки чувств, воплощенные в
музыке, способно нарисовать живописные музыкальные картины. Недаром хоровое
пение -- одна из самых любимых у нас в стране форм художественной
самодеятельности.


Страницы: «« « 63   64   65   66   67   68   69   70   71  72   73   74   75  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Михеева Л.В., Музыкальный словарь в рассказах