Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Паршаков Евгений - Экономическиео развитие общества

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 193
Размер файла: 1263 Кб
Страницы: « 1  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  » »»

революций и революций в развитии производительных сил общества, то  окажется
что  они располагаются в историческом развитии не  таким образом, что первой
революции  в развитии  производительных сил  соответствует первая социальная
революция  и  т.  д.,  а  иначе,  несколько неожиданным  образом.  Совпадают
хронологически   только    третьи   и   четвертые   революции   в   развитии
производительных      сил     и     производственных     отношений,     т.е.
индустриально-техническая  революция  совпадает   с  буржуазно-социальной  и
научно-техническая   революция  совпадает  во   времени  с  социалистической
революцией. Первые же революции расположены в  истории общества иначе.  Так,
первой  социальной,  т.е. рабовладельческой  революции  ,  соответствует  не
первая,  а  вторая  революция  в  развитии  производительных  сил,  т.е.  не
охотничье-техническая,     а      аграрно-техническая      революция.      А
феодально-социальная и охотничье-техническая революции остаются  вообще  без
"пары". В чем же дело?

     Изучение   социально-экономической   истории  средневекового   общества
привело    нас    к    выводу,    что    феодализма   как    самостоятельной
общественно-экономической  формации  не существует  вообще.  Так  называемый
феодализм V-XVII вв.  есть искусственное соединение  в одно  целое последней
фазы    развития   рабовладельческого    (рабовладельческо-крепостнического)
общества и первой фазы  развития буржуазно-капиталистического общества. Если
принять   это   положение,   то  окажется,  что  двум   общепринятым   фазам
капиталистического   общества   (домонополистическому  и  монополистическому
капитализму)  предшествует еще одна фаза - фаза торгового капитализма. Тогда
следует  считать, что  капиталистическое  общество проходит в своем развитии
три  фазы: фазу торгового капитализма, фазу промышленного капитализма и фазу
монополистического,    или    акционерного   капитализма;   или    торговую,
производительную или ростовщическую фазы, если исходить из  господствующих в
них форм эксплуатации капиталом труда.

     Если   же   теперь    мы    обратимся    к    экономическому   развитию
рабовладельческого  общества, временные рамки  которого  передвинулись с V к
XIV-XV вв., а для Восточной Европы даже к  XIX веку, то окажется,  что и оно
проходит в  своем  развитии также  три  фазы: торговую,  производительную  и
ростовщическую.  Таким  образом,   обе  классовые  общественно-экономические
формации  (рабовладельческо-крепостническая  и  буржуазно-капиталистическая)
проходят в своем развитии  через одни и те же фазы, они как бы копируют друг
друга.  А  исторической   границей,   разделяющей   эти  формации,  является
уничтожение     крепостного    права,    что    и    является    содержанием
буржуазно-социальной революции, которая, следовательно, произошла в Западной
Европе в XIV-XV вв., а в Восточной Европе в XIX в.

     "Избавившись" таким образом  от "феодально-социальной"  революции,  для
которой   не   существует   соответствующей   ей   революции    в   развитии
производительных   сил   общества,    мы    должны   теперь   обратиться   к
первобытно-общинному обществу, в недрах которого происходит первая революция
в   развитии   производительных   сил  -   охотничье-техническая  революция.
Внимательный анализ социально-экономического  развития  первобытно-общинного
общества  привел  нас к  выводу,  что первобытно-общинное  общество,  как  и
феодальное, является также искусственным соединением двух различных обществ:
первобытного  (первобытно-стадного)  и  общинного  (общинно-родового).  Если
общинное общество  является  первой  общественно-экономической  формацией  в
развитии  сформировавшегося, развитого  общества,  то  первобытное  общество
является  формирующимся  обществом, это переходный период от биологической к
социальной   форме  развития  материи,   период  становления,   формирования
общества, который  предшествует  первой, общинной  общественно-экономической
формации.  При  этом  первобытное  общество отделяется  от  общинно-родового
общества  охотничье-технической и взаимосвязан ной с ней  общинно-социальной
революцией,  которая и  является  первой  социальной революцией  в  развитии
общества.

     Если   принять   все   вышесказанное   во  внимание,   то   в  развитии
производительных  сил   общества  и  общественно-производственных  отношений
выявляется  стройная  картина:  первой,  охотничье-технической  революции  в
развитии  производительных   сил  соответствует  первая   общинно-социальная
революция     в     развитии     общественно-производственных     отношений;
аграрно-технической         революции         (второй)         соответствует
рабовладельческо-социальная  революция  (вторая),  индустриально-технической
революции (третьей) соответствует буржуазно-социальная революция (третья); и
научно-технической  (четвертой)  соответствует  социалистическая  революция,
которая  является  четвертой  революцией  в   развитии  общества.  При  этом
революции  в  развитии   производительных  сил  общества  являются  причиной
(первопричиной)  совершения  соответствующих  им  социальных революций,  под
непосредственным   влиянием  которых   последние   происходят,   ибо   новые
производительные силы,  а таковыми они  становятся при  совершении очередной
революции  в их  развитии,  нуждаются  для своего дальнейшего прогрессивного
развития в новых общественно-производственных отношениях, в новом социальном
строе.

     Мы  не будем  дольше останавливаться  здесь  на  предлагаемой  читателю
концепции, которая более  подробно изложена  в исследовании. Отметим только,
что  в  ней  имеются  некоторые  довольно  значительные,  как  уже  убедился
читатель,  отклонения от  общепринятой  в  марксистской литературе взглядов.
Однако мы считаем, что эти отклонения было бы ошибочно считать опровержением
марксистского учения. Наша концепция - не опровержение марксистского учения,
а его творческое развитие.

     Марксизм-ленинизм  не догма,  а  руководство  к  действию,  и  по  мере
дальнейшего развития общества,  по мере  выявления его новых  черт, явлений,
законов, по мере получения и накопления  исследователями новых исторических,
ранее не известных фактов неизбежно должно происходить дальнейшее развитие и
марксистско-ленинского учения, его совершенствование, отказ от некоторых его
устаревших или ошибочных положений,  дополнение  его новыми положениями, ибо
марксистско-ленинская  теория  является отображением  объективного  развития
общества и материи,  и поскольку общество развивается, изменяется, то должна
развиваться и общественная наука.

     Если   всякое   творческое   развитие    марксизма   отождествлять    с
ревизионизмом, то самыми большими  "ревизионистами" следует  считать Маркса,
Энгельса и  Ленина, которые всю  свою  жизнь развивали, изменяли,  уточняли,

Страницы: « 1  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Паршаков Евгений, Экономическиео развитие общества