жет функционировать нормально. Поэтому, подобно тому, как задачей ро-
дителей является научить детей обходиться без них, одной из задач ме-
дицины является научить людей (по возможности, конечно) обходиться без
нее в этих ситуациях. Эту задачу медицина не выполняет.
8. Увеличение продолжительности жизни приводит к старению насе-
ления, что вызывает напряжение демографической и экономической ситуа-
ции. В современных реалиях она обременительна даже для развитых стран,
а для бедных (а мы ведь бедные) оно просто разорительно. Сравните две
страны. В одной умирают в первый год выхода на пенсию, в другой -
живут до восьмидесяти (например, в Японии). Нетрудно догадаться, пра-
вительству какой страны легче утрясти бюджет и решить социальные проб-
лемы.
С. Лем считает, что нас на земле слишком много. Но устранять демогра-
фический кризис следует все же разумным хозяйствованием и ограничением
рождаемости, а не снижением продолжительности жизни людей, т.е. пос-
редством эдакой пассивной эвтаназии. А ведь уже ведутся острые споры о
необходимости активной эвтаназии в отношении тяжелобольных. Не наста-
нет ли печальное время, когда экономические трудности лишат старых лю-
дей сочувствия и официальной медицинской помощи.
<%6>Изложенное позволяет констатировать, что прав <%0>Н. М. Амосов,
утверждающий, что достижение здоровья и особенно долголетия - пре-
имущественно наша личная, а не общественная проблема. Ее решение, по
нашему мнению, требует в числе прочего и знание возможностей самолече-
ния, доступных в любой ситуации.
9. Если официальная медицина в каком-то случае бессильна (что
бывает не так уж редко), она не должна этого скрывать. Можно сколь и
как угодно обсуждать тонкости взаимоотношений врача и больного, но в
любом случае честность - лучшая политика, которая должна и может
проводиться без жестокости. Честность врача, бессильного помочь, дает
возможность больному реализовать все имеющиеся шансы на выживание, да-
же если он найдет их вне пределов официальной медицины. Но, к нес-
частью для многих больных, врачи очень часто скрывают свое бессилие.
10. Медицина - достаточно отсталое направление профессио-
нальной деятельности, чему, в частности, способствует ее ловкий уход
от общественной критики. Для него она применяет маскировочные средс-
тва, эдакие фиговые листочки: белый халат, клятва Гиппократа (с ловко
используемым "не навреди") и, якобы, знание латыни, а также
запугивание общества различными опасностями (например, избытком холес-
терина), утаивание данных о реальном состоянии здоровья населения,
сдержанную (а иногда и не очень) похвалу в свой адрес. Наконец, мощный
корпоративный дух медицины позволяет ей умело расправляться с дисси-
дентами, иногда выпрыгивающими из ее стройных рядов. Подчеркнем, как
люди, медики ничуть не хуже нас с вами. Но прогрессия корпоративности
неизбежно поднимает уровень ее необходимой самозащиты до неприемлемого
для общества значения.
11. Достижение здоровья возможно различными, хорошо описанными в
уже доступной литературе средствами, <%2>не входящими в арсенал офици-
альной медицины. Однако, как правило, следование многим из этих реко-
мендаций <%4>требует сильного характера. Конечно, снова прав<%0> Н. М.
Амосов, утверждающий, что плохое здоровье современного человека есть
во многом следствие его лени и неумеренности, мешающих высокой двига-
тельной активности и разумному ограничению в пище. Да, слабохарактер-
ным трудно сохранять здоровье. Большинство же из нас - люди с
обычной волей, что приводит к практической недоступности для многих
"жестких" путей оздоровления. Но и нам тоже жить хочется и по-
этому мы нуждаемся в приемлемых для большинства способах оздоровления.
12. Уринотерапия очень демократична и поэтому может помочь об-
рести выздоровление и радость бытия многим, т.к. она очень дешева в
любой своей разновидности и не требует при реализации мощных волевых
усилий. Систематическое осмысленное ее использование может способство-
вать достижению долголетия (повышению средней продолжительности жиз-
ни), поскольку она является в ряде случаев, а особенно при устранении
"букетов" болезней, приемлемой альтернативой многим средствам
современной официальной медицины. Она исключает возможность лекарс-
твенной интоксикации, а в аварийных ситуациях она может оказаться
единственным средством медицинской помощи и более того - зачастую
единственным шансом человека на выживание. Таким образом, обстоятель-
ная книга по уринотерапии вполне может оказаться нелишней главой в эн-
циклопедии выживания. Можно сказать, что каждое знание есть благо, а
знание возможности избавления от болезни - благо вдвойне. Как го-
ворила героиня старого фильма, "вечная любовь - это прекрасно,
но золотой браслет остается на всю жизнь".
Эта книга ориентирована на интеллигенцию. Во-первых, это сделано пото-
му, что мы относим себя именно к этой части нашего общества, ментали-
тет которой нам более знаком и близок. Интеллигенция иронична и не
вполне доверяет (и правильно делает) печатному слову. Для многих ее
представителей использование уринотерапии представляется приемлемым
только тогда, когда они понимают, как она "работает". Ничего
вслепую! Писать для таких людей - трудная задача. Во-вторых, нам,
скорее всего, не хватило бы таланта для написания книги "для
всех". К тому же такие книги или главы книг уже написаны. И по
этой причине мы преследовали более скромную задачу - написать кни-
гу менее читаемую в широких кругах, но чуточку более академичную и ин-
формационно емкую. Кроме того, мы очень хотели, чтобы медицинские ра-
ботники, прочтя эту книгу (и простив непринципиальные ее недостатки и
некоторую запальчивость), отнеслись к уринотерапии как ко вполне эф-
фективной и заслуживающей самого пристального внимания возможности ле-
чения и профилактики. Этих строгих читателей излишняя популяризация
могла бы только позабавить и, как следствие, притупить ощущение важ-
ности освещаемой темы.
Но, кроме желания найти "свою" аудиторию, беллетристической