Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Тоффлер Элвин - Третья волна

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 194
Размер файла: 1315 Кб
Страницы: «« « 164   165   166   167   168   169   170   171   172  173   174   175   176   177   178   179   180   181   182  » »»

Изменилось - поразительно изменилось - соотношение между  теми,  кто  делает
домашний  ремонт   сам,   и   профессиональными   строителями,   плотниками,
электриками, водопроводчиками и т. п.
   Еще 10 лет назад в Соединенных Штатах непрофессионалам продавалось только
30%  электроинструментов,  остальные  70%   покупали   плотники   и   другие
ремесленники. Менее чем за 10 лет  эти  цифры  поменялись  местами:  сегодня
только 30% инструментов покупают профессионалы, а 70% - потребители, которые
все чаще следуют призыву "сделай сам"(11).
   Еще более значительная веха была пройдена в Соединенных Штатах между 1974
и  1976  гг.  Согласно  ведущей  фирме  "Фрост   и   Салливан",   проводящей
исследования в области торгового  бизнеса,  тогда  "впервые  более  половины
строительных  материалов...  было  приобретено  непосредственно  владельцами
домов,  а  не  подрядчиками,  выполняющими   заказ".   И   это   не   считая
дополнительных 350 млн долл.,  потраченных  домашними  умельцами  на  работу
стоимостью менее 25 долл.
   В то время как общие расходы на строительные материалы за первую половину
70-х  годов  выросли  на  31%,  расходы  домовладельцев,   делающих   ремонт
самостоятельно, выросли на 65 %, т. е. вдвое  быстрее.  По  заявлению  фирмы
"Фрост и Салливан",  это  впечатляющее  изменение  будет  продолжаться  и  в
дальнейшем(12).
   В другом  исследовании  этой  фирмы  говорится  о  "стремительном"  росте
подобных расходов и подчеркивается, что в системе ценностей произошел  сдвиг
к  самостоятельности.  "Прежде  делать  что-то   своими   руками   считалось
неприличным (во всяком случае так полагал  средний  класс),  теперь  же  это
предмет гордости. Люди сами делают что-то и гордятся этим"(13).
   Школы, университеты и издательства предлагают множество курсов и книг  на
тему "Как это сделать". Как "U.S News & World Report" сообщает: "И бедные  и
бггатые  охвачены  этим  бумом.  В  Кливленде  инструкции  по  ремонту  дома
предлагаются в отделах общественного  строительства.  В  Калифорнии  хозяева
домов все чаще сами строят сауны, бары, делают столы".
   В Европе  так  называемая  революция  "сделай  сам"  набирает  силу  -  с
некоторыми  особенностями,  зависящими  от  национального  характера.   (Как
правило, немцы и  голландцы  относятся  к  своим  проектам  очень  серьезно,
устанавливают высокие стандарты и запасаются хорошим инструментом. В отличие
от них итальянцы только начинают открывать для себя движение  "сделай  сам",
многие  пожилые  мужья  утверждают,  что  делать  домашнюю   работу   самому
унизительно.)
   Причин  этому  много.  Инфляция.  Сложности  с   вызовом   плотника   или
водопроводчика. Небрежная работа. Избыток свободного времени. Все это играет
роль. Однако более действенную причину можно назвать  Законом  относительной
неэффективности.  Он  гласит:  чем  больше  мы  автоматизируем  производство
предметов  потребления  и  снижаем   их   цену,   тем   больше   увеличиваем
относительную стоимость предметов,  сделанных  вручную,  а  также  стоимость
неавтоматизированных услуг. (Если водопроводчик получает 20 долл.  в  час  и
столько же стоит один калькулятор, цена за вызов водопроводчика  значительно
возрастет, если на  те  же  самые  20  долл.  вы  сможете  купить  несколько
калькуляторов. Относительно стоимости  других  товаров  цена  водопроводчика
возрастет в несколько раз.)
   По этой причине следует ожидать, что цена многих  услуг  и  впредь  будет
стремительно расти. И можно ожидать, что с ростом цен люди все больше станут
делать для себя сами.  Короче,  даже  и  без  инфляции  Закон  относительной
неэффективности начнет способствовать тому, что людям будет  все  "выгоднее"
производить для собственного потребления, переводя тем самым деятельность из
Сектора  Б  в  Сектор  А,  из  сектора  обмена  продуктами  труда  в  сектор
"производства для себя".



   Посторонние и участники

   Чтобы заглянуть  в  далекое  будущее  этого  процесса,  следует  обратить
внимание не только на услуги, но и на товары.  Мы  обнаружим,  что  и  здесь
потребитель все глубже втягивается в процесс производства.
   Итак, сегодня рвущиеся вперед изготовители  привлекают  покупателей  -  и
даже платят им -  к  участию  в  разработке  того  или  иного  изделия.  Это
относится  не  только  к  производству  товаров,   которые   непосредственно
продаются  людям,  т.  е.  к  производству  продуктов   питания,   туалетных
принадлежностей и т. д., но прежде всего к передовым  отраслям,  таким,  как
электроника, где демассификация проходит особенно быстро.
   "Наибольшего успеха мы добились тогда, когда стали работать с  одним  или
двумя покупателями, - говорит  менеджер  планового  отдела  компании  "Техас
инструменте". - Разработать изделие, самим изучать  его,  а  затем  пытаться
выйти со стандартным продуктом на рынок - подобная политика не приносила нам
успеха"(14).
   Сирил X. Браун из "Аналог  дивайзес"  подразделяет  все  изделия  на  две
категории:  изделия  "изнутри  -  наружу"  и  изделия  "снаружи  -  внутрь".
Характеристики последних  определяются  не  изготовителем,  а  потенциальным
заказчиком.  Эти  смоделированные  "снаружи"  изделия,  по  мнению   Брауна,
идеальны. Чем  более  передовую  технологию  мы  применяем,  чем  больше  мы
демассифицируем  продукцию,  приспосабливая  ее  к  покупателю,  тем  глубже
вовлекается покупатель в процесс производства.
   Сегодня сотрудники "Computer-aided Manufacturing International" ("CAM-1")
упорно трудятся  над  классификацией  и  кодированием  различных  деталей  и
процессов, чтобы сделать возможной полную автоматизацию производства.  Такой
первоклассный  специалист,  как  профессор  Иньонг   Хэм   из   Департамента
промышленных инженерных систем штата Пенсильвания,  пока  представляет  себе
этот проект лишь в общих чертах, однако в конечном счете  покупатель  сможет
вводить свои спецификации непосредственно в компьютер изготовителя.
   Компьютер  будет  не  только  конструировать  изделие,  которое   захочет
приобрести   покупатель,   объясняет   профессор   Хэм,   но   и    выбирать
производственные процессы. Он будет запускать необходимые для этого  станки,
устанавливать последовательность шагов, скажем, от  обточки  и  шлифовки  до
покраски, записывать необходимые программы для  вспомогательного  компьютера
или станков с цифровым управлением. И он  даже  сможет  вводить  "адаптивный
контроль", который оптимизирует различные производственные процессы с учетом
как экономических целей, так и защиты окружающей среды.
   В итоге покупатель будет не только предлагать  свои  спецификации,  но  с
помощью нажатия кнопки, которая запустит весь механизм  в  действие,  станет
участником производственного процесса так же,  как  и  одетый  в  комбинезон
рабочий на конвейере в том мире Второй волны, который сейчас приближается  к

Страницы: «« « 164   165   166   167   168   169   170   171   172  173   174   175   176   177   178   179   180   181   182  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Тоффлер Элвин, Третья волна