Главная - Наука - Биология
Тоффлер Элвин - Третья волна Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 194 Размер файла: 1315 Кб Страницы: «« « 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 » »» Изменилось - поразительно изменилось - соотношение между теми, кто делает домашний ремонт сам, и профессиональными строителями, плотниками, электриками, водопроводчиками и т. п. Еще 10 лет назад в Соединенных Штатах непрофессионалам продавалось только 30% электроинструментов, остальные 70% покупали плотники и другие ремесленники. Менее чем за 10 лет эти цифры поменялись местами: сегодня только 30% инструментов покупают профессионалы, а 70% - потребители, которые все чаще следуют призыву "сделай сам"(11). Еще более значительная веха была пройдена в Соединенных Штатах между 1974 и 1976 гг. Согласно ведущей фирме "Фрост и Салливан", проводящей исследования в области торгового бизнеса, тогда "впервые более половины строительных материалов... было приобретено непосредственно владельцами домов, а не подрядчиками, выполняющими заказ". И это не считая дополнительных 350 млн долл., потраченных домашними умельцами на работу стоимостью менее 25 долл. В то время как общие расходы на строительные материалы за первую половину 70-х годов выросли на 31%, расходы домовладельцев, делающих ремонт самостоятельно, выросли на 65 %, т. е. вдвое быстрее. По заявлению фирмы "Фрост и Салливан", это впечатляющее изменение будет продолжаться и в дальнейшем(12). В другом исследовании этой фирмы говорится о "стремительном" росте подобных расходов и подчеркивается, что в системе ценностей произошел сдвиг к самостоятельности. "Прежде делать что-то своими руками считалось неприличным (во всяком случае так полагал средний класс), теперь же это предмет гордости. Люди сами делают что-то и гордятся этим"(13). Школы, университеты и издательства предлагают множество курсов и книг на тему "Как это сделать". Как "U.S News & World Report" сообщает: "И бедные и бггатые охвачены этим бумом. В Кливленде инструкции по ремонту дома предлагаются в отделах общественного строительства. В Калифорнии хозяева домов все чаще сами строят сауны, бары, делают столы". В Европе так называемая революция "сделай сам" набирает силу - с некоторыми особенностями, зависящими от национального характера. (Как правило, немцы и голландцы относятся к своим проектам очень серьезно, устанавливают высокие стандарты и запасаются хорошим инструментом. В отличие от них итальянцы только начинают открывать для себя движение "сделай сам", многие пожилые мужья утверждают, что делать домашнюю работу самому унизительно.) Причин этому много. Инфляция. Сложности с вызовом плотника или водопроводчика. Небрежная работа. Избыток свободного времени. Все это играет роль. Однако более действенную причину можно назвать Законом относительной неэффективности. Он гласит: чем больше мы автоматизируем производство предметов потребления и снижаем их цену, тем больше увеличиваем относительную стоимость предметов, сделанных вручную, а также стоимость неавтоматизированных услуг. (Если водопроводчик получает 20 долл. в час и столько же стоит один калькулятор, цена за вызов водопроводчика значительно возрастет, если на те же самые 20 долл. вы сможете купить несколько калькуляторов. Относительно стоимости других товаров цена водопроводчика возрастет в несколько раз.) По этой причине следует ожидать, что цена многих услуг и впредь будет стремительно расти. И можно ожидать, что с ростом цен люди все больше станут делать для себя сами. Короче, даже и без инфляции Закон относительной неэффективности начнет способствовать тому, что людям будет все "выгоднее" производить для собственного потребления, переводя тем самым деятельность из Сектора Б в Сектор А, из сектора обмена продуктами труда в сектор "производства для себя". Посторонние и участники Чтобы заглянуть в далекое будущее этого процесса, следует обратить внимание не только на услуги, но и на товары. Мы обнаружим, что и здесь потребитель все глубже втягивается в процесс производства. Итак, сегодня рвущиеся вперед изготовители привлекают покупателей - и даже платят им - к участию в разработке того или иного изделия. Это относится не только к производству товаров, которые непосредственно продаются людям, т. е. к производству продуктов питания, туалетных принадлежностей и т. д., но прежде всего к передовым отраслям, таким, как электроника, где демассификация проходит особенно быстро. "Наибольшего успеха мы добились тогда, когда стали работать с одним или двумя покупателями, - говорит менеджер планового отдела компании "Техас инструменте". - Разработать изделие, самим изучать его, а затем пытаться выйти со стандартным продуктом на рынок - подобная политика не приносила нам успеха"(14). Сирил X. Браун из "Аналог дивайзес" подразделяет все изделия на две категории: изделия "изнутри - наружу" и изделия "снаружи - внутрь". Характеристики последних определяются не изготовителем, а потенциальным заказчиком. Эти смоделированные "снаружи" изделия, по мнению Брауна, идеальны. Чем более передовую технологию мы применяем, чем больше мы демассифицируем продукцию, приспосабливая ее к покупателю, тем глубже вовлекается покупатель в процесс производства. Сегодня сотрудники "Computer-aided Manufacturing International" ("CAM-1") упорно трудятся над классификацией и кодированием различных деталей и процессов, чтобы сделать возможной полную автоматизацию производства. Такой первоклассный специалист, как профессор Иньонг Хэм из Департамента промышленных инженерных систем штата Пенсильвания, пока представляет себе этот проект лишь в общих чертах, однако в конечном счете покупатель сможет вводить свои спецификации непосредственно в компьютер изготовителя. Компьютер будет не только конструировать изделие, которое захочет приобрести покупатель, объясняет профессор Хэм, но и выбирать производственные процессы. Он будет запускать необходимые для этого станки, устанавливать последовательность шагов, скажем, от обточки и шлифовки до покраски, записывать необходимые программы для вспомогательного компьютера или станков с цифровым управлением. И он даже сможет вводить "адаптивный контроль", который оптимизирует различные производственные процессы с учетом как экономических целей, так и защиты окружающей среды. В итоге покупатель будет не только предлагать свои спецификации, но с помощью нажатия кнопки, которая запустит весь механизм в действие, станет участником производственного процесса так же, как и одетый в комбинезон рабочий на конвейере в том мире Второй волны, который сейчас приближается к Страницы: «« « 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |