|
Главная - Наука - Биология
Тоффлер Элвин - Третья волна Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 194 Размер файла: 1315 Кб Страницы: «« « 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 » »» Изменилось - поразительно изменилось - соотношение между теми, кто делает
домашний ремонт сам, и профессиональными строителями, плотниками,
электриками, водопроводчиками и т. п.
Еще 10 лет назад в Соединенных Штатах непрофессионалам продавалось только
30% электроинструментов, остальные 70% покупали плотники и другие
ремесленники. Менее чем за 10 лет эти цифры поменялись местами: сегодня
только 30% инструментов покупают профессионалы, а 70% - потребители, которые
все чаще следуют призыву "сделай сам"(11).
Еще более значительная веха была пройдена в Соединенных Штатах между 1974
и 1976 гг. Согласно ведущей фирме "Фрост и Салливан", проводящей
исследования в области торгового бизнеса, тогда "впервые более половины
строительных материалов... было приобретено непосредственно владельцами
домов, а не подрядчиками, выполняющими заказ". И это не считая
дополнительных 350 млн долл., потраченных домашними умельцами на работу
стоимостью менее 25 долл.
В то время как общие расходы на строительные материалы за первую половину
70-х годов выросли на 31%, расходы домовладельцев, делающих ремонт
самостоятельно, выросли на 65 %, т. е. вдвое быстрее. По заявлению фирмы
"Фрост и Салливан", это впечатляющее изменение будет продолжаться и в
дальнейшем(12).
В другом исследовании этой фирмы говорится о "стремительном" росте
подобных расходов и подчеркивается, что в системе ценностей произошел сдвиг
к самостоятельности. "Прежде делать что-то своими руками считалось
неприличным (во всяком случае так полагал средний класс), теперь же это
предмет гордости. Люди сами делают что-то и гордятся этим"(13).
Школы, университеты и издательства предлагают множество курсов и книг на
тему "Как это сделать". Как "U.S News & World Report" сообщает: "И бедные и
бггатые охвачены этим бумом. В Кливленде инструкции по ремонту дома
предлагаются в отделах общественного строительства. В Калифорнии хозяева
домов все чаще сами строят сауны, бары, делают столы".
В Европе так называемая революция "сделай сам" набирает силу - с
некоторыми особенностями, зависящими от национального характера. (Как
правило, немцы и голландцы относятся к своим проектам очень серьезно,
устанавливают высокие стандарты и запасаются хорошим инструментом. В отличие
от них итальянцы только начинают открывать для себя движение "сделай сам",
многие пожилые мужья утверждают, что делать домашнюю работу самому
унизительно.)
Причин этому много. Инфляция. Сложности с вызовом плотника или
водопроводчика. Небрежная работа. Избыток свободного времени. Все это играет
роль. Однако более действенную причину можно назвать Законом относительной
неэффективности. Он гласит: чем больше мы автоматизируем производство
предметов потребления и снижаем их цену, тем больше увеличиваем
относительную стоимость предметов, сделанных вручную, а также стоимость
неавтоматизированных услуг. (Если водопроводчик получает 20 долл. в час и
столько же стоит один калькулятор, цена за вызов водопроводчика значительно
возрастет, если на те же самые 20 долл. вы сможете купить несколько
калькуляторов. Относительно стоимости других товаров цена водопроводчика
возрастет в несколько раз.)
По этой причине следует ожидать, что цена многих услуг и впредь будет
стремительно расти. И можно ожидать, что с ростом цен люди все больше станут
делать для себя сами. Короче, даже и без инфляции Закон относительной
неэффективности начнет способствовать тому, что людям будет все "выгоднее"
производить для собственного потребления, переводя тем самым деятельность из
Сектора Б в Сектор А, из сектора обмена продуктами труда в сектор
"производства для себя".
Посторонние и участники
Чтобы заглянуть в далекое будущее этого процесса, следует обратить
внимание не только на услуги, но и на товары. Мы обнаружим, что и здесь
потребитель все глубже втягивается в процесс производства.
Итак, сегодня рвущиеся вперед изготовители привлекают покупателей - и
даже платят им - к участию в разработке того или иного изделия. Это
относится не только к производству товаров, которые непосредственно
продаются людям, т. е. к производству продуктов питания, туалетных
принадлежностей и т. д., но прежде всего к передовым отраслям, таким, как
электроника, где демассификация проходит особенно быстро.
"Наибольшего успеха мы добились тогда, когда стали работать с одним или
двумя покупателями, - говорит менеджер планового отдела компании "Техас
инструменте". - Разработать изделие, самим изучать его, а затем пытаться
выйти со стандартным продуктом на рынок - подобная политика не приносила нам
успеха"(14).
Сирил X. Браун из "Аналог дивайзес" подразделяет все изделия на две
категории: изделия "изнутри - наружу" и изделия "снаружи - внутрь".
Характеристики последних определяются не изготовителем, а потенциальным
заказчиком. Эти смоделированные "снаружи" изделия, по мнению Брауна,
идеальны. Чем более передовую технологию мы применяем, чем больше мы
демассифицируем продукцию, приспосабливая ее к покупателю, тем глубже
вовлекается покупатель в процесс производства.
Сегодня сотрудники "Computer-aided Manufacturing International" ("CAM-1")
упорно трудятся над классификацией и кодированием различных деталей и
процессов, чтобы сделать возможной полную автоматизацию производства. Такой
первоклассный специалист, как профессор Иньонг Хэм из Департамента
промышленных инженерных систем штата Пенсильвания, пока представляет себе
этот проект лишь в общих чертах, однако в конечном счете покупатель сможет
вводить свои спецификации непосредственно в компьютер изготовителя.
Компьютер будет не только конструировать изделие, которое захочет
приобрести покупатель, объясняет профессор Хэм, но и выбирать
производственные процессы. Он будет запускать необходимые для этого станки,
устанавливать последовательность шагов, скажем, от обточки и шлифовки до
покраски, записывать необходимые программы для вспомогательного компьютера
или станков с цифровым управлением. И он даже сможет вводить "адаптивный
контроль", который оптимизирует различные производственные процессы с учетом
как экономических целей, так и защиты окружающей среды.
В итоге покупатель будет не только предлагать свои спецификации, но с
помощью нажатия кнопки, которая запустит весь механизм в действие, станет
участником производственного процесса так же, как и одетый в комбинезон
рабочий на конвейере в том мире Второй волны, который сейчас приближается к
Страницы: «« « 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |