Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Зонтаг Ш. Дрю К. - История подводного шпионажа против СССР

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 117
Размер файла: 708 Кб
Страницы: «« « 105   106   107   108   109   110   111   112   113  114   115   116   117  »

подлодкой типа "Сьерра" около Мурманска. В ответ на жалобу Ельцина Пентагон
в нарушение своих традиций публично объявил о происшедшем столкновении (см.
главу 12).

20 марта 1993 г.: американская подлодка "Грейлинг"

Подлодка "Грейлинг" (бортовой номер SSN-646) столкнулась с русской ракетной
подводной лодкой типа "Дельта III" в Баренцевом море. Никто не пострадал.
Но президент США Клинтон был в ярости от того, что американские ВМС
продолжают так рисковать (см. главу 12).

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Сведения с советской стороны

ВМС США в течение десятилетий шпионили за советскими подлодками, но они так
и не могли узнать, что же делалось внутри этих лодок, что собой
представляли их экипажи и какие испытания выпадали на их долю. Периодически
поступали сообщения об ужасных радиационных происшествиях. Пентагон охотно
делился с американской общественностью сведениями об этих происшествиях
наряду с противоречивыми предупреждениями о том, насколько огромным и
опасным становится советский подводный флот. Теперь, с окончанием "холодной
войны", русские ВМС стали более открытыми и с готовностью предоставляют
некоторые подробности о том напряженном времени, когда советские ВМС
прилагали огромные усилия, чтобы догнать американцев. Бывшие советские
подводники теперь считают возможным высказываться о том, чего не могли
говорить раньше, - что их командование было больше озабочено
количественными показателями и сроками, чем вопросами безопасности
подлодок. В результате этого советские ВМС имели самые ужасные происшествия
в период "холодной войны".

Трагическое начало

На первом этапе гонки вооружений в середине 1950-х годов Хрущев призвал
Советский Союз "догнать и перегнать Америку". И, соответственно, был
сконструирован и построен флот атомных подводных лодок, причем все делалось
в спешке и непродуманно. Строительство велось настолько некачественно, что
в 1959 году командир лодки В.Н. Чернавин (впоследствии заменивший адмирала
С.Г. Горшкова на посту Главкома ВМФ) отказался вывести из судоверфи одну из
первых советских многоцелевых подлодок на ходовые испытания в море. Он
твердо стоял на своем, даже перед угрозой снятия с должности. И добился
того, что его лодку привели в должное состояние.

Пока Чернавин твердо отстаивал свою позицию, другая подлодка "К-19" была
выслана в море, причем при ее спуске на воду традиционная попытка разбить о
ее борт бутылку шампанского оказалась неудачной - бутылка не разбилась. Это
было одним из тех зловещих предзнаменований, о которых знает любой
подводник, независимо от чинов, рангов и национальности. Таким было
несчастливое начало для этой атомной подлодки, вооруженной баллистическими
ракетами.

Летом 1961 года подлодка "К-19" отправилась в Северную Атлантику для
участия в учениях под кодовым наименованием "Северный полярный круг". Она
должна была играть роль американской подлодки, которая, прячась под водой,
проходит под советскими противолодочными силами, уходит от остальных сил
флота, находит полынью во льдах, всплывает и производит учебный пуск
баллистической ракеты.

Остальные корабли флота остались для продолжения учений, а "К-19" в
подводном положении пересекла Норвежское море. Был штиль. Экипаж лодки уже
предвкушал окончание похода и возвращение домой.

4 июля в 4.15 утра, когда лодка достигла точки около 100 миль от небольшого
норвежского острова Ян Майен, севернее Исландии, дозиметры внутри лодки
стали показывать повышение уровня радиации. Реактор вышел из строя. Его
топливные стержни в активной зоне продолжали нагреваться. Первый контур
охлаждения вышел из строя. Трубопровод лопнул, вышли из строя
циркуляционные насосы, и уже ничто не могло остановить цепную реакцию и
предотвратить дальнейшее разогревание топливных стержней. Когда температура
топливных стержней достигла 1000 градусов, на внешней стенке реактора
начала обгорать краска.

Необходимо было иметь запасную охлаждающую систему, чтобы предотвратить
катастрофу. Но "К-19" была одной из первых лодок в процессе создания
атомного подводного флота, и этого не было предусмотрено.

Командир лодки Ю. Позетиев приказал всплыть. Он попытался по радио вызвать
помощь, но радиосвязь вышла из строя. Между тем механики на лодке
приступили к сооружению временной охлаждающей системы, используя систему
питьевой воды. У них возник отчаянный план. Несколько человек собирались
пройти в теперь уже сильно зараженный радиацией реакторный отсек и
пробраться внутрь так называемой "пасти удава".

Лейтенант Б. Корчилов вызвался идти первым. За ним последовали другие из
реакторной команды. Эти парни, по сути еще мальчишки, пошли в реакторный
отсек. Эти восемь человек сваривали трубопроводы, соединяя их с помпами и
клапанами. Они находились в отсеке 2 часа, перенося жару и невидимую
радиацию, пронизывавшую их тела. Каждый получил более 100 смертельных доз
радиации.

Иван Кулаков, 22-летний старшина, наблюдал, как они выходили из отсека, с
трудом двигаясь и не в состоянии говорить, их лица были изменены до
неузнаваемости. Он с ужасом заметил, что их старания оказались
безуспешными, поскольку помпы охлаждающей системы все равно разрушились.
Стала очевидной необходимость соорудить временное устройство взамен
разрушившихся помп. Кулаков добровольно пошел с уверенностью, что сможет
сделать это в самый кратчайший срок. Он был почти уверен, что погибнет,
делая это. У него в голове постоянно мелькали лица тех первых восьми ребят,
и эти видения не прекращались, пока он пробирался по колено в радиоактивной
воде. По мере того как радиоактивная вода проникала через его кожаные

Страницы: «« « 105   106   107   108   109   110   111   112   113  114   115   116   117  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Зонтаг Ш. Дрю К., История подводного шпионажа против СССР