Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Зонтаг Ш. Дрю К. - История подводного шпионажа против СССР

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 117
Размер файла: 708 Кб
Страницы: «« « 107   108   109   110   111   112   113   114   115  116   117  »

прогуливался со своей пятилетней дочерью, и встретившийся с ним друг
припоминал, как он поделился с ним следующим предчувствием: "Не знаю
почему, но мне не хочется идти в этот поход".

Это чувство было таким сильным, что Каморкин поклялся, что это будет его
последний выход в море на этой лодке. На беду маленькой девочке, которая
слушала, как ее отец говорил о своих печальных предчувствиях, Каморкин
оказался прав.

8 сентября 1967 года в 1.52 на подлодке "К-3" вспыхнул пожар в одном из
генераторов кислорода. Она возвращалась из похода в Средиземное море и была
уже недалеко от дома, около Нордкапа (Норвегия), примерно в том же месте,
где в свое время на американской подлодке "Кочино" произошел первый взрыв.

Проявляя такое же благородство, как и командир "Кочино" Р. Бенитес,
Каморкин бросился, чтобы предотвратить распространение огня на торпеды,
которые от огня могли взорваться и погубить лодку. Он приказал всем
покинуть торпедный отсек, а сам остался там и открыл доступ забортной воды
в отсек. Наблюдая, как вода поднимается и закрывает торпеды, он понимал,
что подготовил собственную смерть. Офицер утонул около своих торпед и
никогда не узнал, что 40 человек, которых он так доблестно пытался спасти,
потеряют сознание, отравившись угарным газом, и умрут вскоре после него.

Финальное появление "Хиросимы"

Подлодка, уже прозванная "Хиросимой", продолжала создавать проблемы для
командования советских подводных сил. В ноябре 1969 года она врезалась в
американскую подлодку "Гато" с такой силой, что вошла в крутое пикирование.
В результате столкновения была выбита антенна носового гидролокатора и
разбиты крышки торпедных аппаратов.

Тем не менее "Хиросима" продолжала плавать вплоть до своей последней
катастрофы. В 1972 году на лодке возник пожар, когда она находилась в 600
милях от Ньюфаундленда. На этот раз 26 офицеров и матросов погибли.
Предполагалось, что 12 других должны были умереть, задраенные в кормовом
отсеке, не имеющие возможности выбраться через загазованные отсеки лодки.
Они оставались в отсеке 23 суток, пока "Хиросима" не доковыляла домой.

То, что эти 12 человек остались живы, является единственным счастливым
исходом, когда-либо зарегистрированным на "Хиросиме". Она запомнилась и
вошла в историю за пожары, радиацию и смерти членов экипажа.

"Посмотрите, что я вытащил"

Советский Союз внес кое-какие изменения в разведывательные операции на
море, добавив к своему подводному флоту и надводные траулеры (специально
оборудованные для подслушивания), по натовской терминологии "AGI". Это был
самый простой и дешевый способ для Советского Союза иметь "часовых" у всех
основных американских баз, находящихся как на территории США, так и за
рубежом. Американские подлодки старались как можно дальше обходить эти
траулеры. Одна лодка даже села на мель в конце 1960-х годов, пытаясь
избежать обнаружения таким траулером, шнырявшим около Холи Лох (Шотландия).

В основном траулеры просто стояли на месте, но иногда вели себя весьма
активно. Так, в 1980 году экипаж одного из траулеров, находившийся около
острова Гуам, подошел и захватил торпеду, выпущенную в учебных целях
американской подлодкой. С этой торпедой траулер медленно пошел обратно в
Советский Союз. Американское командование было ошеломлено. Не знали, что
делать в этом случае. После некоторого раздумья было принято решение
показать военную силу, дабы другие советские суда не пытались в будущем
повторить подобную дерзость.

В течение 12 часов две боевые группы авианосцев были высланы из Йокосуки и
с Филиппинских островов с задачей перехватить траулер. Через один или два
дня траулер был окружен около острова Окинава. К тому времени ВМС США уже
подключили к этому делу госдепартамент, и началась интенсивная
дипломатическая переписка. В конечном счете капитан траулера, которого
привели в смущение американские корабли, сбросил торпеду за борт. К торпеде
была прикреплена записка на английском языке, краткая и по существу.
Капитан сообщал, что торпеду просто прибило к борту его судна. Наблюдавшим
за этим офицерам разведки казалось, что советский капитан как будто
говорил: посмотрите, что я вытащил из морской пучины. Во всем мире это
считается естественным и невинным занятием.

Погиб человек

В конце лета 1985 года американская подлодка "Балтимор" (бортовой номер
SSN-704) была направлена в район севернее Норвегии для наблюдения за
советской подлодкой типа "Зулу IV". ВМС США стало известно, что эта
подлодка постройки 1950-х годов была одной из научно-исследовательских
подлодок, которые и ранее замечали в этом районе. "Балтимор" уже готовилась
пройти под советской лодкой, как американские подводники заметили трос,
свисавший с нее. Через подводный перископ с трудом различили, что советские
моряки опускают на тросе открытые сани, имеющие балластные цистерны по
бокам. На санях находился водолаз в скафандре, похожем на скафандр
космонавта, с воздушными шлангами, идущими к лодке. На борту "Балтимор"
было отдано распоряжение соблюдать тишину, ходить только в резиновой обуви
и не хлопать дверями. Был отключен холодильник и даже аппарат по
производству сока. В кают-компании работала только кофеварка.

Вскоре гидроакустики уловили звуки копки песка на глубине 100 метров.
Перехватывая разговоры по внутреннему телефону в советской подлодке, экипаж
"Балтимор" понял, что советские моряки ищут подводный кабель связи.

Американской военно-морской разведке было известно, что такой кабель,
идущий из Мурманска в Англию, был проложен еще в царские времена. Им больше
не пользовались, и в Советском Союзе должны были знать об этом. Возможно,
проводилось обучение водолазов. По-видимому, Советский Союз готовился
догнать США в деле подслушивания подводных кабелей связи, о чем ему стало
известно за несколько лет до этого, или к обрыву кабелей, связывающих

Страницы: «« « 107   108   109   110   111   112   113   114   115  116   117  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Зонтаг Ш. Дрю К., История подводного шпионажа против СССР