Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Анейдер Ph.D. - Наука побеждать в инвестициях менеджменте и маркетинге

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 64
Размер файла: 405 Кб
Страницы: «« « 46   47   48   49   50   51   52   53   54  55   56   57   58   59   60   61   62   63   64  »

     Так,  например,  швейное  производство,  традиционно  развитое  в  США,
сначала перешло в Мексику, где на современном оборудовании наскоро обученные
рабочие  стали производить товар того  же качества, но много  дешевле. Затем
рост зарплат в Мексике и открывшиеся возможности в еще более дешевых странах
Азии в кратчайшие сроки перевели швейные производства из Мексики на восток.
     Механизация  и  уж тем более полная автоматизация производства возможны
лишь  тогда, когда весь производственный цикл четко разбит  на  элементарные
операции  и каждая из них  ясна. Кстати, тенденция привлекать к производству
менее квалифицированную рабочую силу за счет разбиения  его  на элементарные
операции существовала задолго до появления автоматических поточных линий.
     Например, резкое  удешевление икон в какой-то момент  было вызвано тем,
что  мастера-иконописцы поняли:  писать  плащ, надетый на святого,  может  и
менее  талантливый  художник,  чем  тот,  кто  должен  писать  его  лицо.  В
результате иконы стали писать бригадами, в которых один писал лицо, другой -
руку, третий - фон.
     Более  драматический  пример  был  с  мушкетерами.  Зарядить  их  ружье
являлось достаточно долгой  задачей. Поэтому пять  мушкетеров  выстраивались
друг за  другом.  Первый стрелял  и отходил в конец колонны. Там он  начинал
перезаряжать мушкет.  В  это время стрелял  второй  и отходил за первого.  К
моменту, когда выстрелит пятый,  первому требовалось уже перезарядиться. При
этом точно прицелиться и выстрелить - работа квалифицированная. Для нее надо
долго  тренироваться.  А  перезаряжать  ружье  мог  любой человек,  которому
показали эту нехитрую процедуру.
     В  результате стрелки-мушкетеры оказались  разбиты отрядами,  в которых
вокруг  одного  хорошо  подготовленного   стрелка  стояли  пять  деревенских
мужиков,   которые   перезаряжали   и  подавали  ему   ружья.  Эффективность
использования  стрелков возросла  в  пять раз. Однако как только  изменилось
само ружье, продвинувшись по своей S-образной кривой,  и его  стало легче  и
быстрее  перезаряжать,  то отпала и  необходимость  в  этих  вспомогательных
хитростях.
     Кстати,   на   примере   ружья   можно   проследить  еще  одну   важную
закономерность эволюции технологии производства. Сначала каждое ружье делали
вручную  индивидуально. Когда же  попытались  производить ружья  серийно, то
выяснилось,  что, при существенном удешевлении одного ружья,  качество его и
возможность вести  прицельный  огонь резко уменьшились. Однако  очень  скоро
серийно производимые ружья не только догнали по качеству, но и перегнали те,
что делались  штучно. Феномен  временного падения  качества  при переходе от
кустарного производства к механизированному и автоматизированному - явление,
распространенное и проявившееся на многих примерах.
     Разумеется,       что        трехшаговая       схема       производства
(ручное-механизированное-автоматическое) обычно имеет более чем  одно  звено
на  каждом  из  трех этапов.  В каждом  конкретном производстве возникают  и
исчезают различные инструменты,  добавляя свои  подэтапы  на  пути  развития
технологии того или иного производства.


Технология производства и стадия рынка

     Выше мы рассмотрели пять уровней рынка.  Но когда мы  говорим, что  эти
уровни  последовательно  сменяют  друг  друга  для  какого-то  продукта  или
сервиса,   мы  подразумеваем,   что  это  лишь  при   постоянной  технологии
производства  данного   продукта.  При  появлении  же  принципиально   новой
технологии, ведущей  к  резкому  удешевлению  продукта, рынок может  перейти
опять с третьего этапа на второй.
     Сколько у Вас пар ботинок?  Как часто и сколь легко Вы их  покупаете? А
вспомните, что было такое пошить обувь  лет сто пятьдесят назад. Это же  был
проект, вполне соизмеримый с тем, что  для американца сегодня купить машину.
При этом в середине  девятнадцатого века мы вполне смело  могли  бы сказать,
что рынок ботинок  находился на  третьем этапе. Все уже имели свою обувь,  и
сапожники жили за счет того, что она периодически снашивалась  и нуждалась в
обновлении.
     Однако  появилась  технология дешевого  пошива  обуви,  и  обувь  снова
перешла  на  второй  этап рынка. Дело в  том, что чем доступнее  становилась
обувь, тем  большее количество  людей могло себе позволить иметь больше, чем
одну  пару  обуви,  и разнообразить ее  фасон.  Но  ведь рынок,  на  который
приходит все больше потребителей за все возрастающим количеством товара, это
и есть второэтапный рынок.
     То же самое происходило в девяностых годах с международными телефонными
звонками. В девяностом году рынок международной телефонной связи был  вполне
третьеэтапным. Каждый, кто считал, что ему надо позвонить за  океан, мог это
сделать.  Другое  дело,  что  при  тех телефонных  тарифах, что были  на тот
момент, идея позвонить возникала только в случае  дейтвительно острой нужды.
И долго разговаривать  не  хотелось.  Короче, рынок вполне  удовлетворял тот
спрос, который был обусловлен дорогостоящим предложением.
     Однако после демонополизации телефонной  связи  конкурирующие  компании
стали использовать разные технологии (как инженерные, так и менеджерские), и
цена  на  трансконтинентальные звонки полетела вниз. Теперь  уже все большее
число людей могло  себе позволить позвонить за шесть тысяч километров просто
поболтать. Количество  пользователей сервиса международной телефонной  связи
резко возросло за счет того, что цели звонящих сильно разнообразились. Рынок
перешел опять на второй уровень и к концу тысячелетия достиг третьего уровня
при вновь зафиксированных ценах.
     Интересно,   что  товар  может  оказаться  столь  доступен,   что   его
оказывается возможно постоянно искусственно поддерживать на втором уровне. К
этому относятся товары, ориентированные  на моду. Например, Вы разве меняете
галстук  потому,  что  старый  износился? Нет, просто  меняется  мода,  и Вы
обновляете  свой  гардероб.  И  возможно  это лишь  потому,  что  технология
производства  позволяет вам  менять галстуки  по  тем ценам,  которые делают
такое обновление  доступным (хотя галстук и должен стоить достаточно дорого,
чтобы его замена воспринималась Вами же как некий символ).

Технология производства и система контроля качества

     Столько  времени, сколько люди производят продукты, они  осознанно  или
нет   контролируют   качество.  При  кустарном   производстве  было   вполне
естественно   оценивать   качество   каждого   производимого   экземпляра  в
отдельности   и  неудавшиеся  отбраковывать.  Легко  представить,  например,
древнего грека, отбрасывающего плохую сандалию из корзины с хорошими.
     Однако  с  приходом индустриальной  революции и  массового конвейерного
производства возник  новый подход к системе менеджмента качества. В условиях

Страницы: «« « 46   47   48   49   50   51   52   53   54  55   56   57   58   59   60   61   62   63   64  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Анейдер Ph.D., Наука побеждать в инвестициях менеджменте и маркетинге