Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Анейдер Ph.D. - Наука побеждать в инвестициях менеджменте и маркетинге

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 64
Размер файла: 405 Кб
Страницы: «« « 53   54   55   56   57   58   59   60   61  62   63   64  »

не  конкуренты привносили кислород в бензин. А на самом-то деле  выясняется,
что  уровень  кислорода  в  бензине  просто  никак  не  влияет  на  качество
автомобильного выхлопа.
     И  происоходит  это  опять  же потому, что  третьеэтапные  рынки  имеют
финансовую  возможность,  людские ресурсы и  опыт лоббировать.  Не удительно
будет  также  увидеть  широкомасштабный  анти-PR.  Например, что переход  на
спиртовые  двигатели  приведет к  всплеску алкоголизма и  сборищам пьяниц на
бензоколонках. И  это при том,  что пить смесь спирта с  бензином не  сможет
даже самый  отпетый  алкоголик. И вообще,  проблема пьянства  не  зависит от
того,  много  промышленность  производит  спирта  или  мало. На  алкогольные
напитки сегодня идет лишь 11% мирового производства спирта.
     Зачастую новые рынки "прорываются" сначала в каких-то четко  очерченных
нишах. Ниши же  эти бывают  и по группам  потребителей,  и  географическими.
Нишевой группой потребителей для  спиртового топлива  вначале смог бы стать,
например полиция и служба скорой помощи, т.е. большие автопарки, подчиненные
городским властям и не требующие дорогостоящей рекламы.
     С географической же нишей "эксперимент" по спиртовым двигателям уже был
поставлен  в  Бразилии.  В  конце семидесятых  годов  Бразилия  оказалась  в
тяжелейшей ситуации.  С одной  стороны,  арабские страны  устроили  нефтяное
эмбарго  и взвинтили цены на нефть. На рис. 23 приведена динамика  изменения
цен на сырую нефть (в долларах  1996 года)  в период  с  1947  по  1998 год.
(Crude  Oil Prices 1996 Dollars, WTRG Economics C 1998). С другой стороны, в
стране начался тяжелейший финансовый  кризис. Импорт необходимого количества
нефти стал практически невозможен, и гигантская страна оказалась под угрозой
замереть  без бензина.  Оданко Бразилия  являлась  крупнейшим производителем
сахара,  а из сахара делают спирт. В кратчайшие сроки  не  столь уж  сильная
бразильская экономика перевела весь свой автопарк с бензина на спирт. В 1994
г. в Бразилии на спирту ездили 4,36 млн. машин.  Раз  в момент необходимости
такой  переход сумела  сделать  Бразилия,  то  уж  тем  более  это  под силу
индустриальным странам как то США или Европа.




     Существует   два  взаимодополняющих   пути,   как   первоэтапный  рынок
спиртового  топлива  сможет  быть  переведен  на  второй этап.  Один  -  это
установка на бензоколонках дополнительных секций,  качающих сразу  Е85, в то
время как остальные секции будут продолжать качать то же, что и ранее. Ворой
- добавка этанола в бензин и постепенное увеличение его концентрации до 85%.
     Безусловно, объем производство спирта сегодня отражает лишь потребности
ранее  существовавших рынков,  но не рынка "зеленого"  топлива, которому еще
лишь предстоит  возникнуть. Однако  если  законодательно будет  решено,  что
страна постепенно  переходит  на спиртовое топливо, то и производство спирта
пойдет  вверх  по нормальным рыночным  механизмам. Даже если сегодня мы и не
производим спирта достаточно  для того, чтобы всем перейти на  Е85, то введя
план, по  которому  каждый год в бензин будет добавляться все больше спирта,
мы  скоординируем  технологические возможности по производсву и необходимому
потреблению спирта. Таким образом координация позволит избежать  "перекосов"
рынка,   ведущих   к  завышенным  ценам  и  кризисам   в  смежных   областях
производства.
     Сегодня   большинство   спирта   производится   биотехнологически    из
сельскохозяйственной  продукции,  как  то кукуруза  или  сахарный  тростник.
Химический  синтез  спирта  как  способ  производства не  считается наиболее
перспективным.   В  рамках   уже   имеющейся   технологии   можно  расширять
производство спирта,  стимулируя  фермеров  прозводить больше.  В  сущности,
именно  борясь  за  это,  сельскохозяйственное  лобби  и  готово  драться  в
конгрессе с нефтяным. А это гигантская политическая сила.
     Однако,  хоть  с 93-го по  98-ой  годы  мировое производство  спирта  и
выросло  на 4.5  миллиарда литров в  год, дойдя  до 33.3  миллиардов литров,
простое экстенсивное увеличение сельскохозяйственного производства  проблемы
не решит. Может возникнуть и нехватка посевных площадей, и угроза неурожая.
     Истинное   решение,   наверное,  будет   лежать   в  биотехнологической
разработке  новых  микроорганизмов,  более  эффективно сбраживающих  сахар в
спирт или экономично производящих спирт из принципиально новых  видов сырья,
например, водорослей.  Так  же  свою  роль скажет и  генная инженерия, делая
сельскохозяйственные  культуры  более  пригодными  именно  для  производства
спирта. В прошлом подобных задач в спиртопроизводстве  в таких масштабах  не
возникало.
     Когда же принципиально  новые технические решения опустят  цену  спирта
ниже цены бензина, то далее рынок будет выбирать спиртовое топливо уже и без
вмешательста государства. Но сперва нужен искусственный толчок.
     К  тому  же, мировой  рынок спирта  достаточно  эффективен  и не скован
излишними   регулирующими   актами.   Это   позволяет    активно   применить
франчайзинговую модель производства. Ведь,  в отличие нефтеперерабатывающего
завода, спиртовое производство может быть и  очень маленьким. Вполне реально
снабдить    фермера    в    Латинской    Америке    зерном   соответствующей
сельскохозяйственной культуры, эффективным  сбраживающим  штаммом дрожжей  и
поставить ему стандартную относительно  недорогую  установку по  переработке
его   сельхозсырья   в   спирт,   чтобы   он  стал   мелким  франчайзинговым
производителем спирта. А кому он будет свой спирт продавать?
     Франчайзу  же.  Ибо  сам он  слишком мал, чтобы  наладить  рынок сбыта.
Франчайз же,  разработав и произведя оборудование  и поставив  его  фермеру,
будет  собирать спирт  со многих соседних  спиртопроизводителей и доставлять
его конечному  потребителю, имеющему  договор  с  франчайзом  в целом. Кроме
того,   франчайз  сможет  отслеживать  новинки  спиртовой  биотехнологии   и
поставлять    новые    более    эффективные    дрожжи    и    сельхоз-породы
фермерам-производителям.
     Разумеется, приведенная модель франчайза не призвана заменить спиртовые
заводы-гиганты. Более  того, возросший в сотни раз объем спиртового рынка  и
жесткая ценовая  борьба на нем  может  быть  приведут  к  возникновению  еще
больших заводов, основанных на других  технологических ринципах, для которых
нужны гиганские инвестициии  не рентабельные пока  рынок не достиг некоторой
критической массы.
     Однако,  такие  франчайзы вполне могут  создать и  заполнить  некоторую
рыночную  нишу.  К  тому  же  они  будут  способствовать  решению  важнейшей
международной  гуманитарной задачи.  А  ведь,  как мы  обсуждали,  появление
нового рынка может вести к важнейшим социально-экономическим последствиям. И
не учитывать их в сегодняшнем взаимосвязанном мире нельзя.
     Например, американское нефтяное лобби  постоянно подчеркивает, что лишь
менее  30% нефти поступает в США из  арабских стран и что нефть в силу этого

Страницы: «« « 53   54   55   56   57   58   59   60   61  62   63   64  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Анейдер Ph.D., Наука побеждать в инвестициях менеджменте и маркетинге