|
Главная - Наука - История
Автор неизвестен - Архитектура московского метро Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 48 Размер файла: 304 Кб Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 » »» Архитектура Московского метро
Дорогие читатели!
Перед вами - альбом, посвященный художественному облику московского
метрополитена, являющегося законной гордостью нашей страны, снискавшего
славу "самого красивого в мире". За более чем полувековой период
существования метро мы привыкли к нему, но, став уже будничным
транспортом, оно но теряет своей былой репутации "чуда" - чуда техники и
чуда искусства.
Метрополитен возник как необходимость; постоянно разветвляясь и
разрастаясь, он успешно решает в столице транспортную проблему.
Функциональная оправданность и комфортабельность явились как бы залогом
его нерушимого авторитета. Символизировавшись в сознании народа как
образ индустриального прогресса страны, метро никогда не принадлежало
только лишь сфере искусства. Видимо, поэтому оно, переживая вместе с
советской архитектурой все ее исторические этапы, редко становилось
объектом пристального искусствоведческого внимания. Да его и невозможно
рассматривать лишь с позиций художественных проблем. Это особенно
очевидным становится сейчас, когда по-новому, благодаря открывающимся
социально-историческим фактам, высвечиваются многие страницы истории
советского искусства, когда рушится сложившаяся иерархия эстетических
ценностей, когда сконструированному и освященному официальной традицией
мифу о развитии отечественной культуры XX века начинает
противопоставляться драматическая реальность сложного и многоликого
процесса.
Скажем прямо: в мифологической картине развития нашего искусства
метро отводилось едва ли не самое видное место. Среди множества "ликов"
архитектуры "лик" метро являлся одним из самых блистательных, а история
его проектирования и строительства - одной из самых триумфальных страниц
в истории всего социалистического развития нашего государства.
Художественный авторитет метростроения завоевывался в 30-е годы, в
пору сооружения линий и станций первых очередей. Впечатление,
производимое на людей "подземными дворцами" было столь ошеломляющим, что
пуск первой очереди связывался с наступлением новой "метрополитеновой
эры", когда вместе "с городом совершенствуются и люди, которые в нем
живут". /1/ Для жителя Москвы - от мала до велика - метро стало
критерием и эстетических оценок, и чувства патриотизма. "Может, тебе еще
и метро не нравится?" - резко тогда ставился вопрос о вкусах. /2/
Престиж метро подкреплялся широко публикуемыми в печати откликами
известных ученых, мастеров искусства, политических деятелей, высоких
иностранных гостей. /3/ Вот как пишет о метро, среди прочих впечатлений
о Москве Лион Фейхтвангер: "...средства сообщения работают хорошо, и
наивная гордость местных патриотов к их метрополитену вполне обоснована:
он действительно самый красивый и удобный в мире". /4/ Юлиус Фучик
помещает в чехословацкой газете "Руде право" в 1935 году очерк "Краткая
история московского метро", а американский инженер-консультант Джон
Морган тогда же издает в Советском Союзе брошюру "Московский
метрополитен лучший в мире".
Первый этап строительства метро был увенчан изданием сразу
нескольких книг, воссоздающих отчасти правдивую, отчасти
идеализированную историю этого этапа, а заодно закладывающих фундамент
творимого тогда эпоса на тему историко-героических свершений 30-х годов.
Среди этих книг есть книги-памятники. /5/ Прекрасно изданные, солидные,
они как бы увековечивали быстро ставшую всемирной славу московского
метрополитена.
Под воздействием магии завоеванного в 30-е годы авторитета все
последующие этапы строительства и художественного оформления метро
воспринимались как безусловная данность. Например, кольцевая линия,
последний участок которой был сдан в 1954 году. Нельзя сказать, чтобы
все станции неизменно удостаивались похвалы. Какие-то и порицались в
печати за отдельные недостатки. Но, если и возникали сомнения в общей
направленности художественного развития метростроения, то его концепция
не пересматривалась. Более того, среди прочих архитектурных объектов
именно станциям метрополитена традиционно предписывалась наиболее
репрезентативная роль. Уникальность общественно-социальной и
эстетической значимости образов метро не была оспорена ни официальной
критикой, ни обыденным сознанием. Отношение москвичей к архитектуре
метро "не подвержено изменениям примерно так же, как, скажем, к любимой
вещи, которая некогда была заведена как праздничная и уже долгие годы
продолжает ею оставаться". /6/
Даже когда в конце 50-х годов была резко осуждена "роскошь"
послевоенного строительства и станции метро стали упоминаться в
художественно-критической периодике в качестве примеров декоративных
излишеств, в целом архитектура метрополитена осталась как бы вне
научно-теоретической ревизии. Ответом архитекторов-практиков на уроки
критики был мгновенный и полный отказ от всякой художественности в метро
- новые станции стали наглядным воплощением эстетики функционализма и
"прямого угла". Уже через четыре года после сооружения последнего
участка "пышной" кольцевой линии и всего через год после сдачи
достаточно щедро декорированных станционных залов "Фрунзенской" и
"Спортивной", то есть в 1958 году, введены в эксплуатацию первые станции
наиболее аскетичной, если не сказать резче, - бедной Филевской линии. Но
что касается теоретического обоснования поворота в метростроении, а
также пересмотра итогов длительного периода
монументально-репрезентативного проектирования, то это не становилось
предметом специальных размышлений. Казалось бы, именно сейчас, в момент
провозглашения приоритета функции в архитектуре - должна наступить пора
осмысления самой "функциональной" ветви архитектурного строительства.
Казалось бы, наконец приспело время глубоко вдуматься в самое природу и
специфику транспортного зодчества и, переосмыслив весь предшествующий
опыт, попытаться сформировать его концепцию...
Но этого не произошло. И позже, на протяжении 60-х и 70-х годов,
когда один за другим вводятся в строй участки новых метродорог, когда к
середине 70-х намечаются заметные сдвиги в проектировании станций,
интерес к художественному облику метро как бы совсем иссякает. Вернее,
оно по-прежнему остается предметом гордости москвичей и объектом
экскурсионных показов, репродуцируется в открытках и рекламных
путеводителях, но не исследуется ни с точки зрения его особой специфики,
ни с точки зрения его места в истории советского искусства.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |