|
Главная - Наука - История
Автор неизвестен - Архитектура московского метро Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 48 Размер файла: 304 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 » »» новаторски-бунтарским течениям в искусстве. /45/ А в 33-м году он подает
на конкурс первой очереди метро один из самых впечатляющих своей
"имперской" мощью проектов - с пространством, как бы сжатым тяжелыми,
раздутыми в объеме дорическими колоннами и складчатой поверхностью
свода. Знаменательно, что в качестве консультанта по вопросам
архитектурного проектирования метро первым был приглашен И.Жолтовский, а
чуть позже - А.Щусев. Но если проектные материалы первой очереди
готовились в "промежуточный" период смены стилистико-вкусовых
ориентаций, и потому эти материалы интересны скорее своим несходством,
чем общностью, то образный характер станций второй очереди формировался
в атмосфере стабилизации вкусов.
В сентябре 1935 года был утвержден проект этой очереди, включивший
в себя продление уже существующего Арбатско-Покровского диаметра до
Киевского вокзала - с одной стороны, и до Курского - с другой, а также
сооружение нового Горьковского радиуса от центра до района Сокол - вдоль
улицы Горького и Ленинградского проспекта. Эта очередь сооружалась в
условиях гораздо более совершенной, чем первая, технической
оснащенности, и одним из главных ее новшеств было крепление тоннелей
круглыми чугунными тюбингами вместо применявшихся ранее железобетонных.
Данная технологическая форма, значительно облегчив процесс
строительства, но в то же время ужесточив конструктивную систему метро,
станет отныне пространственно-масштабным модулем архитектуры станций.
Общее впечатление, порождаемое архитектурой станций второй
очереди,- это противостояние масс и пространств, которого еще не было в
образной системе предыдущей очереди. Там на всех станциях, независимо от
типа конструкций, доминировал принцип цельности. Даже на "Красных
воротах", при всей самодостаточности пластической разработки пилонов,
сводов и карнизов, происходит уравновешенный диалог двух разнородных
основ объемно-пространственной композиции. Здесь же объем и пространство
обособливаются друг от друга, стремятся к локализации и лапидарной
выразительности.
И вот что удивляет: станции становятся шире и выше, а ощущение
тесноты тем не менее обостряется. В чем же дело? А причина в том, что
возрастает самостоятельное значение каждой архитектурной части. Не
мелкой детали, как это случится позже, а крупного, конструктивно
самоценного участка - нефа, торца, пилона, свода. На станциях глубокого
заложения ("Площадь Революции", "Площадь Свердлова", "Курская",
"Белорусская", "Динамо") нефы почти наглухо отделены друг от друга, и
главное объемно-пространственное значение приобретает наименее
функциональный центральный зал. А в нем четко обозначается иерархия
ордерных элементов: горизонтали мощного карниза, принимающего на себя
тяжесть свода ("Площадь Свердлова", "Белорусская") и вертикали пилона,
разработанного либо полуколоннами, как на "Площади Свердлова", либо
прямоугольными выносами и полукруглыми нишами, как на "Белорусской". На
"Динамо" бронзовые капители поддерживают стрельчатые распалубки потолка
среднего нефа, но в проходных арках, ведущих на перрон, капители уже
ничего не несут. На "Площади Свердлова" каннелированные полуколонны как
бы приставлены к прямоугольным массивам опор, и возникает ощущение, что
этим опорам в них нет особой нужды.
"Отдельность" фрагментов подчеркнута их облицовкой. Пресса того
времени с гордостью сообщает, что расходы мрамора на каждую станцию
второй очереди метро в полтора раза превышают расходы на каждую станцию
первой очереди. Подбору облицовочных плит по тональности и рисунку - в
соответствии с требованиями авторов, уделялось особое внимание. Так, на
"Динамо" спуск мрамора в шахту производился только после того, как
облицовка пилона была тщательно подобрана наверху и утверждена
архитектором. Мраморная полихромия станций Горьковского радиуса,
действительно, достойна чувства восхищения. Как красив на "Белорусской"
сиреневый, бурного рисунка "биробиджан" в сочетании с серым "уфалеем" и
черным "давалу". Или облицованные ониксом полуовальные ниши, оформляющие
пилоны со стороны эскалаторного зала: внизу облицовка темнее, вверху
светлее, вертикальные промежутки между плитами заполнены бронзовым швом,
подчеркивающим нежную фактуру оникса. А какой сочный по цвету,
темно-красный с серыми вкраплениями "тагил" использован на "Динамо". И
опять оникс на пилонах, да еще подсвечиваемый изнутри,- густожелтый,
нежнорозовый, молочно-белый. На односводчатой станции "Аэропорт" особую
декоративную выразительность приобретают путевые стены, инкрустированные
фигурными, различной окраски и фактуры, но сгармонизированными по тону,
мраморными плитами.
Фрагментарность пластического осмысления и зрительского восприятия
внутреннего пространства метро становятся нормой. Самостоятельную роль
приобретают не только эскалаторные залы, перроны, крупные архитектурные
членения, но и ажурные вентиляционные решетки, арматура светильников,
скульптурная декорация. Объемная лепнина в виде орнаментов и
фигуративных изображений то дополняет архитектуру, а то просто подменяет
собой ее детали, вступая в противоречие с функцией и своим масштабом, и
конфигурацией, и материалом. Как, например, "букеты" капителей
выполненные в глазурованном фарфоре и разукрашенные красным с позолотой
рисунком на станции "Киевская". Множество дорогих материалов (мрамор,
оникс, фарфор, майолика, стекло), используемых там вопреки всяким
конструктивным законам, порождает пестроту цветового строя и дробность
общего впечатления. Однако безудержность декоративной художнической
фантазии воспринимается в то время в порядке вещей; по этому поводу даже
сам автор Д.Чечулин, видимо, чувствуя, что "хватил через край",
недоумевает: "Станция "Киевская"... давно находится в эксплоатации. Но
никто и нигде... ни слова не сказал об этом сооружении. Отделались
любезными аплодисментами... Станция "Киевская" имеет ряд недостатков, но
недостатки эти еще не обсуждены... и может случиться так, что они войдут
в следующую работу по метро уже как "достоинства". /46/
Эти слова оказались поистине пророческими. Боязнь пустоты,
становящаяся к концу 30-х годов одной из главных черт языка архитектуры,
с особой силой выразится впоследствии в метро. Пока что, на "Киевской",
она проявляется как предуведомление будущего "вала" декоративизма. И
если по отношению к "большой" архитектурной форме неразборчивость в
освоении наследия (а к этому времени избирательность тяготения к
антично-ренессансной традиции сменяется всеядностью любви к истории
искусств всех времен и народов) часто вызывает протест, то в метро
появление эклектических и увражных мотивов даже приветствуется.
Признанные самим автором "недостатки" "Киевской" оказываются не только
не замеченными, но одобренными. Всяческих похвал удостаиваются и
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |