|
Главная - Наука - История
Автор неизвестен - Архитектура московского метро Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 48 Размер файла: 304 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 » »» проектов, удостоенных 3-х и 4-х премий, были приняты к реализации
"Охотный ряд" Ю.Ревковского и "Сокольники" И.Таранова и Н.Быковой.
Все эти события, даты и сроки первого этапа работы архитекторов -
исторические вехи метростроения. Вставшие перед зодчими
конструктивно-художественные задачи были новы и чрезвычайно сложны - и в
силу технических особенностей, и в силу необходимости их решения в
тесном взаимодействии с общей планировочной концепцией развития Москвы.
В начале 30-х годов разрабатывается проект нового Генерального плана
столицы, и еще до его утверждения метростроевцы должны были увязать
местоположение станций и вестибюлей с существовавшей и проектируемой
застройкой, с красными линиями разрабатываемого плана. В новом Генплане
огромное внимание уделяется смысловому и композиционному центру - Дворцу
Советов. /22/ "Пара "Генеральный план - Дворец Советов" была важна...
как модель отработки решения любого серьезного градостроительного
узла... Для уточнения отдельных, наиболее сложных как в
градостроительном, так и в объемно-пространственном смысле узлов города
был проведен целый ряд конкурсов: на Дом Радио (1933), Дворец Труда
МОСПС (1933), Дом Наркомтяжпрома (1934), Дворец техники (1934) и т.д.".
/23/
Облик первых линий метрополитена (а с середины 1934 года
"Метропроект" приступил уже к разработке эскизного решения второй
очереди) определялся этими главными градообразующими узлами. Поэтому,
например, под прицельным вниманием и проектировщиков, и контролирующих
органов была станция "Дворец Советов" (сейчас "Кропоткинская"), которая,
как предполагалась, будет соединена с вестибюлем Дворца и станет своего
рода интродукцией к образу будущего величественного сооружения.
Поэтому-то, кстати, и затянулось проектирование подземного зала - схема
планировки околодворцового пространства еще не была ясна. Художественный
замысел станции "Охотный ряд" во многом определялся ее соседством с
Домом Совета Труда и Обороны А.Лангмана (1932-1934, ныне Госплан СССР) -
в меру репрезентативным, строгим зданием, которое, в свою очередь,
должно было стать началом торжественной магистрали, ведущей к Дворцу
Советов. И так каждая станция - ее образно-содержательный ряд зависел от
функциональной связанности с определенным
композиционно-градостроительным узлом столицы, его назначением и
образом.
Время реализации Генерального плана 1935 года (а оно наступило даже
раньше, чем план был утвержден правительством и приобрел силу закона) -
это время, когда былые утопии и мечтания сменяются решительными
действиями, практическим пересозданием города, прежде всего, центра. Во
имя "новой Москвы" безжалостно уничтожаются старые постройки - в декабре
1931 года взорван Храм Христа Спасителя, в ноябре 1934 - Сухарева башня,
стена Китай-города, Иверские ворота. Символично, что высвобождение
пространства идет одновременно и параллельно на земле и под землей.
Наземными "жертвами" становятся в первую очередь культовые сооружения; в
дальнейшем их функции, видоизменившись и приняв обличье
идейно-тематических, якобы почерпнутых из самой действительности,
программ, переместятся в пространства, завоеванные под землей... Но это
случится чуть позже. А сейчас, в начале 30-х, перед архитекторами встали
задачи в общем-то утилитарные: "имеются такие-то формы, такие-то своды и
перекрытия - потрудитесь одеть на них одежду!" /24/
Конструктивно-планировочных типов станций оказалось не так уж
много. Для всех (за исключением одной "Улицы им. Коминтерна", сейчас -
"Калининская") была избрана наиболее удобная островная система платформ.
Станции мелкого заложения - опятьтаки кроме односводчатой "Библиотеки
им. В.И.Ленина" - имели плоские перекрытия. Станции глубокого заложения,
состоящие из двух раздельных или трех соединенных между собой тоннелей,-
сводчатые (односводчатое для каждого тоннеля на "Дзержинской" и
"Кировской" и трехсводчатое на станциях "Красные ворота" и "Охотный
ряд"). Эти, освоенные при строительстве первой очереди, типы станций
варьируются и в дальнейшем.
Такая заданность конструктивных решений вызывала на первых порах,
как вспоминают архитекторы, чувство неудовлетворения. Залы станций
мелкого заложения легче поддавались художественному осмыслению -
"оставалось только подчеркнуть, усилить известную приподнятость
архитектурного впечатления". /25/ Заметим, что эта интонация сдержанной
приподнятости, характеризующая в целом образную систему станций первой
очереди, предшествовала монументальной торжественности внутренних
пространств последующих линий. Уподобление "станции - подземные дворцы"
соответствуют архитектуре метро до- и послевоенного времени. Пожалуй,
только одной из первых станций - "Дворцу Советов" был действительно
свойственен дворцовый характер. Да и то - в проекте более, чем в
осуществленном сооружении. Свободное, почти без людей, золотистое
пространство тонко выполненной отмывки, музыкальный ритм изящных
граненых колонн, легкость орнаментированного перекрытия - все это
впечатляет в проекте своей женственной величавостью. В реальности же
станция оказалась как бы степеннее и скромней, а причиной того, что она
буквально ослепила всех в момент открытия явилось не использование
каких-то особых художественных ухищрений, а источаемый
"софитами-распушками" и отражаемый белым потолком свет.
Кстати, тогда, на заре метростроения задача создания "подземных
дворцов" как целевая установка работы архитекторов не педалировалась и
на это не было указаний "свыше". Самой главной заботой при
проектировании подземных залов станций была забота о преодолении
ощущения подземелья. Когда же зодчие имели дело с наземными объектами,
павильонами, они старались выявить функциональную специфику этих
построек: "павильоны прежде всего должны соответствовать своему прямому
назначению - служить входами и выходами метро и затем иметь такие
характерные черты..., которые делали бы их не похожими ни на жилые дома,
ни на монументы, ни на киоски для продажи фруктовых вод или выдачи
справок". /26/
Изначально авторы не ставили перед собой цель произвести
впечатление каким-то особым "шиком" в художественном осмыслении
подземных залов. По сохранившимся проектам можно представить то, как
видели архитекторы облики своих будущих станций. Пространства
метровокзалов они изображают не роскошными, нет!,- но комфортными,
уютными, подчас даже как бы "одомашнеными". По сравнению с холодноватой
"космичностью" проектного мышления 20-х годов эта камерность образов
особенно бросается в глаза. Характерно, что часто станции изображаются
обязательно с человеческими фигурками, а иногда - буквально запруженными
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |