|
Главная - Наука - История
Автор неизвестен - Архитектура московского метро Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 48 Размер файла: 304 Кб Страницы: «« « 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 » »» подтверждали, вопреки трудностям времени, эталонность "стиля московского
метро" - ориентира в создании парадных общественных интерьеров. И потому
становились не хуже, не проще, а богаче, чем предыдущие. Эта
"достаточность" подчас демонстрирует себя с обезоруживающей
прямолинейностью. Как, например, тщательно отполированные
каннелированные пилоны из темно-красного "газгана" на "Бауманской", они
буквально "выскакивают" из антаблемента, выставляют себя напоказ, словно
иллюстрируя рекомендацию И.Жолтовского: "То, что находится близко к
человеку, должно быть дано сильно и богато". /60/ Взятая вне контекста
какой-то стержневой мысли мастера, эта рекомендация звучит наивно и даже
как бы непрофессионально. Но именно так - отрывочно и начетнически,
преломлялись историко-художественные уроки в условиях отсутствия ясности
стилевых ориентаций.
В 1938 году, после просмотра в Московском архитектурном институте
студенческих проектов, В.Веснин констатировал, что они "носят стилевой
костюм, стилевой убор, точно взятый напрокат в театральной костюмерной
мастерской!" /61/ Слово найдено: "стилевой костюм" - вот что более всего
подходит для определения в целом декоративного облика большинства
станиий третьей очереди. Они, как и все общественно-значимые сооружения
того времени, продемонстрировали принцип музейно-театральной
выразительности архитектуры. Так, торжественные аллеи, величественные
порталы и анфилады залов проектируемого Дворца Советов, выставочных
павильонов в Париже и Нью-Йорке, включали человека в
архитектурно-театральное "действо" и программировали прочтение смысла
образа. Черты сценографии носят и проекты разрушенных войной городов,
работа над которыми велась уже с 1944 года.
На вступивших в строй в эти же годы станциях метро - "Бауманской",
"Электрозаводской", "Семеновской", "Новокузнецкой", действие
пространственно-изобразительного "спектакля", разворачивающееся на
основе героико-мемориальной "драматургии", имеет отчетливый
сакрально-погребальный оттенок. Укороченный и сжатый центральный неф,
обустроенный архитектурной декорацией, скульптурным реквизитом и имеющий
изобразительный задник-торец, напоминает и сцену, и алтарное
пространство, и музеефицированную усыпальнипу. Движение поездов и людей
по бокам от этого выгороженного зала, кажется, не имеет никакого
отношения к его "внутренней жизни". Пассажира она превращает в
созерцателя, который, неторопливо рассматривая "реликвии", приобщается к
надсуетному, исполненному героического пафоса, миру. Даже изображаемые
сцены военных действий даны с той условно-патетической величавостью,
которая относит содержание архитектурно-художественного ансамбля станций
к области мифологии.
Мифотворчество социально-политической жизни находит воплощение в
наборе определенных, становящихся каноническими, форм архитектуры метро.
Это, конечно, вестибюли. На протяжении 30-х годов их типология
стремительно эволюционирует. Вестибюли первой очереди своими
"павильонными" размерами, характером остекленения, точной
акцентированностью входа декларировали принадлежность к "прикладному"
разделу архитектуры. Теперь же это грандиозные, в высоту нескольких
этажей, чаще всего центрические сооружения с мощными порталами и гулкой
пустотой подкупольных пространств - некие широковещательные наземные
заявки на музейно-театральные и мемориально-храмовые темы, развивающиеся
в композиционных структурах и изобразительной атрибутике подземных
залов. Сходство наземного павильона с капеллой приобрело такую
укорененность в жизни, что в дальнейшем архитекторам было трудно сломать
стереотип представлений о том, каким должен быть вход в метро. /62/
"Раздутость" его размеров не была прихотью отдельных мастеров -
существовали технические, по тем временам, завышенные нормы необходимых
для освоения площадей и объемов.
Что это было - футурологическое предвидение, рассчет на
увеличивающиеся с годами пассажиропотоки или выражение
мифологизированного мышления, тяготеющего к гигантомании. Отчасти -
первое, но более всего - второе. Проявлением исторической специфики
образного языка является и страсть к куполам, к созданию иллюзий
"прорыва в небо", а шире - "прорыва в будущее". Видовое разнообразие
куполов огромно. Они бывают истинные и ложные, глубокие и мелкие,
основные и вспомогательные, гладкие и кессонированные, строгие и
украшенные декором. Наибольшую "знаковую" нагрузку несут огромные купола
вестибюлей - они постепенно раскрываются над головами поднимающихся на
эскалаторе людей, как бы демонстрируя необъятные горизонты их
возможностей и переводя их бытовые действия в область надмирских деяний.
Очень красноречивы купола-светильники, особенно со скрытыми источниками
света, символизирующие осененность земной жизни законами горних высей.
Архитектура станций послевоенной, кольцевой линии уже не
растрачивает себя на множество куполов, они как бы собираются в едином,
колоссальном куполе - обязательном атрибуте наземного вестибюля. Он
является обозначением реализации "прорыва в будущее" страны, одержавшей
победу в Великой Отечественной войне. Теперь вестибюли усложняются и в
плане, и в пластической разработке экстерьера, интерьера, отдельных
частей. Стягивая "подсобные" зоны вокруг основного подкупольного
пространства и подчеркивяя свое сходство с памятниками-пантеонами,
вестибюли метро окончательно утверждаются как самостоятельная тема
монументального зодчества.
Наиболее законченный характер это самоутверждение приобрело на
станциях "Курская", "Таганская" и "Калужская" (ныне "Октябрьская"). Все
они входят в первое, вступившее в строй в 1950 году, звено кольцевой
линии, и пафос Победы звучит в них с акцентированной силой. Многогранная
ротонда вестибюля "Курской", одетого с внешней стороны в броню
прямоугольной "коробки" с тяжелым рустованным порталом, а с внутренней -
в белизну мраморных стен, в капеллированные одежды пилонов, в узорочье
осветительной арматуры, увлекает взгляд человека ввысь, замыкает,
останавливает, отягощает самостоятельным, не связанным с функцией
триумфальным содержанием. В вестибюле "Таганской", имеющей два
эскалаторных марша, триумфальные мотивы размножены в целой системе
разнообразных сводчатых и купольных пространств, которая имеет свою
собственную, не зависимую от дальнейшего развития в подземном зале,
композиционно-эмоциональную канву, содержащую завязку, кульминацию и
концовку. На "Калужской" отдельность и "памятниковость" вестибюля
подчеркнуты насыщением стен и парусов купола, сюжетно-тематическими
рельефами, требующими специального внимания и особого, торжественного
настроя чувств.
Страницы: «« « 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |