|
Главная - Наука - История
Автор неизвестен - Архитектура московского метро Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 48 Размер файла: 304 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 » »» "обширная палитра материалов", и "капители из фарфора с введением
скромной красной расцветки", и мраморная инкрустация в аванзале "в духе
помпейских росписей", и пол перрона, который "в отличие от сугубо
функционального решения в станциях первой очереди обогащен широкой
полосой набора из разноцветного мрамора". /47/
Создается впечатление, что в метро, более, чем где-либо,- все
можно. Можно, например, на "Площади Революции" водрузить статуи,
изображающие представителей разных классов и слоев общества, в размере
более натуры, в согбенных позах - словно нарочно для того, чтобы
загромоздить проходы, ведущие на перроны. Вопиющий пример атектоничности
приема в оформлении внутреннего пространства зала, противоречащий
проекту. Замысел А.Душкина был принципиально иным: дуги четко
вычерченных арок, соединяющих пилоны, и бронзовые рельефы по их углам
должны были "раздробить" массивы опор, визуально облегчив конструкцию
станции. Подмена рельефов фигурами в корне видоизменила систему
взаимоотношений элементов "ансамбля". И уже не пластика "служит"
архитектуре, а архитектура - пластике. Цоколь пилона превращается в
постамент для статуарных композиций, архивольты арок - в их обрамление,
а вся станция в целом - в музей скульптуры на строго заданную тему. Так
застывание пространства достигает своей кульминации, программируя и
характер самочувствия, и рисунок поведения людей. Ощущение уюта
временного пристанища, порождаемое лучшими станциями первой очереди,
сменяется вневременным покоем, движение - иератизмом предстояния.
Негативная выразительность образа не прошла незамеченной, но была
квалифицирована критикой как частная, формальная ошибка в решении
проблемы синтеза искусств. /48/ И только сам автор, рассматривавший
"работу над станцией как кратковременную о с т а н о в к у (разрядка моя
- О.К.) в развитии идеи подземного пространства" /49/, смог "по
достоинству" оценить симптоматичный смысл наступившего этапа в эволюции
архитектурнохудожественной мысли.
А она в это время озабочена проблемами создания ансамбля,
естественно вытекавшими из общей классицистической направленности
архитектурного творчества. В этих условиях возрастает "престижность"
монументальных искусств и более всего - скульптуры. Величественными, и в
то же время конкретно "очеловеченными", узнаваемыми, доступными
массовому зрителю изображениями она исчерпывающе представительствовала
за идеологию и тематику всех видов творчества - и в уникальных,
исполненных высокого художественного достоинства произведениях, и в
многократно тиражируемых статуях вождей и героев.
Вопросы развития монументальной пластики обсуждаются на Первом
съезде архитекторов. Эскизы памятников и декоративного оформления зданий
преобладают в скульптурных экспозициях выставок. В конце 1934 года
организуется совещание по проблемам синтеза пространственных искусств, а
в 1936 году выходит сборник, включивший материалы совещания. /50/ Все
крупнейшие постройки этих лет - Дворец Советов, канал Москва - Волга,
ВСХВ, советские павильоны на международных выставках в Париже и
Нью-Йорке, московский метрополитен - "транскрипируются" с помощью
скульптуры. Она "разъясняет" архитектурный "сюжет", связанный в
монументально-общественных сооружениях с утверждением идеи
гражданственности, патриотизма, государственной мощи. Зримое
овеществление этих понятий - обязательная предпосылка искомых тогда
"реализма и правды" в архитектуре. И если появление "архитектурного
"передвижничества", т.е. чисто литературной трактовки архитектурных тем
с некоторой примесью "морализирования" /51/ в 1934 году настораживает,
то в конце десятилетия архитектурно-литературные аналогии становятся
расхожим моментом в характеристике зодчества. /52/
Как все другие искусства, оно должно было рассказывать о
героическом прошлом, прекрасном настоящем и превосходном будущем. Но в
отличие от других искусств, могущих выбирать между ангажированным путем
и путем свободного, пусть и "подпольного" развития, для архитектуры
вариантов не было. Мастеру, даже очень талантливому, все труднее было
проявить свою индивидуальность. Получение "среднего арифметического" в
искусстве, ориентированного на коллективное восприятие и всеобщее
понимание, гарантируется коллективной же художественной мыслью. Поэтому,
например, при утверждении к строительству такого репрезентативного
объекта, как гостиница "Москва", успех предприятия обеспечивается
сложением творческих воль Л.Савельева, О.Стапрана и А.Щусева; усилия
Б.Иофана в его работе над Дворцом Советов соединяются с усилиями В.Щуко
и В.Гельфрейха; даже слово художник не имеет индивидуального авторства -
доклады для всех крупных архитектурных совещаний готовятся коллективно.
И архитектура метро - за редким исключением, плод коллективного
творчества, к тому же созревающий часто под присмотром авторитетного
консультанта. На первой очереди это было связано с новизной задач,
теперь же "коллективизация" творческих намерений как бы предопределяет
"благонадежность" результата. Причем, не единомыслие и не
взаимотяготение являются условием соединения авторских сил.
Предпочтительнее их искусственное скрещивание, порождающее столь же
искусственные "объективные" ценности - как станция "Площадь Революции",
своеобразный архитектурный "гибрид", полученный в результате случайной,
не соотнесенной с природой метростроения, скульптурной "прививки".
Мутации в развитии вида, возникшие впоследствии, докажут тупиковый
характер такого пути архитектурно-художественной мысли.
Hо был в проектировании и строительстве второй очереди - на станции
"Площадь Маяковского", принадлежащей тому же автору А.Душкину - намечен
иной путь. Путь преодоления уже успевшего укорениться стереотипа
станционного зала как интерьерного "застывающего" пространства.
Архитектор "ломает" замыкающие центральный неф стены, "разрывает"
потолок, создает ритмичным соединением колонн и арок ощущение свободно
растекающегося вглубь, вширь и в высоту воздуха. Этому способствует
стальная колонная конструкция, впервые используемая в условиях глубокого
заложения, дающая возможность предельно облегчить массы композиции и
максимально высвободить пространство. Оно, при всей его динамике,
целостно. А массы, при всем изяществе их форм, не раздроблены, а связаны
в единую, логически строгую каркасную систему. Блестящие стальные ленты,
огибающие арки, - это не только "индустриальный" декор, но и
конструктивно-иллюзорный прием, как бы противопоставляющий силам сжатия
силы растяжения Так же "работают" и эллипсовидные купола.
Однако принцип чистоты пластического замысла не выдержан до конца.
Автор словно не верит в убедительность образного воздействия архитектуры
и адаптирует ее иллюстративным рядом - мозаиками в куполах, посвященными
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |