|
Главная - Наука - История
Автор неизвестен - Архитектура московского метро Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 48 Размер файла: 304 Кб Страницы: «« « 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 » »» пластического осмысления конструкции станции - он для нас органичен, да
к тому же проверен практикой метростроения.
Именно поиск конструктивной правды порождает в последние годы
наиболее интересные композиции подземных залов. Это группы односводчатых
станций мелкого заложения - "Тульская", "Нахимовский проспект", "Южная".
В их однотемности подчеркнута связь с конструктивной основой метродорог
- тюбингом, в абрисе свода выражена идея противостояния давлению грунта,
а в цельности пространства - концепция простора, пути, свободного
движения. Образ каждой станции конкретизируется немногочисленными
деталями, создающими индивидуальный ритм динамики композиционного
пространства: либо пилястрами на путевой стене, либо подпружными арками
перекрытия, либо, как на "Нахимовском проспекте" - люками-светильниками,
расположенными по своду. Стремление к чистоте
композиционно-пространственных решений и ясной, незамутненной
привносимыми смыслами эмоциональности образов сближают современные
искания с опытом начала 30-х годов, в частности, с наследием
Н.Ладовского в области архитектуры метро. И эта линия видится одной из
наиболее перспективных, ибо она последовательно "антиинтерьерна", а
потому "экстравертна", повернута к городу.
Пример поисков иного типа связи с городом - станция "Боровицкая".
Ее язык подчеркнуто материален, ассоциативен, даже литературен,
повествуя о "корневой связи прошлого с настоящим", о том, что метро
"врубается не в девственный материк, а в толщу исторических
напластований и в переносном, и в прямом смысле, буквально - в
культурный слой". /76/ Историческое повествование отягощается
развернутым изобразительным рядом. Этот "шлейф" традиционного для нашего
метро литературно-идеологического комментария, прячась в тумане понятия
"синтез", свидетельствует о переходности нынешнего этапа, о
компромиссном соединении в нем былой державной репрезентации и
современного, сугубо пластического "красноречия" образа.
Артикулированная пластика станции строится на смелом сочетании фактур
контрастных материалов, масс и пустот, света и тени. Кстати, прием
светотеневой моделировки формы и пространства в архитектуре метро - одна
из черт, характеризующий творческий почерк автора станции Л.Попова и
выявляющая подземный характер постройки. "Боровицкая" интересна, однако,
не столько как образец "неопластицизма" и "лиризма" или борьбы старого с
новым, сколько как пример поиска связей с городской средой - связей и
содержательных, и пространственных, образующих сложное соподчинение
функциональных, находящихся на разных уровнях, зон: вестибюлей,
эскалаторных залов, спусков, переходов, перронов.
Как видим, современный этап развития архитектуры метро полифоничен
и противоречив. В нем нет какой-то одной доминирующей тенденции. Но
нарождается противостояние разных идей и активизация разных традиций.
Диалогическая ситуация всегда плодотворна и исполнена предчувствий и
надежд: предчувствий рождения новой концепции подземной урбанистики и
надежд на грядущее создание человечного, многоуровневого города-дома.
ЛЕТОПИСЬ МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕHА
1931 г. 15 июня - Пленум ЦК ВКП/б/ принял решение о соору-
жении метрополитена в Москве.
1934 г. Ноябрь - образование при Моссовете Управления метро-
политена.
1935 г. 15 мая - открытие первой очереди Московского ме-
трополитена на участках от станции "Сокольники" до
станции "Парк культуры" с ответвлением от станции
"Охотный ряд" до станции "Смоленская" протяженностью
11,2 км.
1937 г. 20 марта - введен в действие участок метрополитена
от станции "Смоленская" до станции "Киевская" с ме-
тромостом через Москву-реку протяженностью 1,3 км.
1938 г. 13 марта - вошел в строй действующих участок от
станции "Улица Коминтерна" /"Калининская"/ до стан-
ции "Курская" длиною в 2,3 км, поезда стали ходить
раздельно по двум линиям: Кировско-Фрунзенской и
Арбатско-Покровской.
11 сентября - сдан в эксплуатацию участок новой ли-
нии от станции "Площадь Свердлова" до станции "Со-
кол" протяженностью 8,5 км.
1941 г. 22 июня - метрополитен начал работать в двух режи-
мах: как транспортное предприятие и как убежище
населения во время воздушных тревог.
1943 г. 1 января - вступила в эксплуатацию линия от станции
Площадь Свердлова" до станции "Автозаводская" про-
тяженностью 6.2 км.
1944 г. 18 января - принята в эксплуатацию линия от станции
"Курская" до станции "Измайловский парк" протяженно-
стью 7,1 км.
1947 г. 6 сентября - Указом Президиума Верховного Совета СССР
за образцовую организанию работы по перевозкам насе-
ления и успешное освоение новой техники московский
метрополитен награжден орденом Ленина.
1950 г. 1 января - принят в эксплуатацию участок Кольцевой
линии от станции "Курская" до станции "Парк культуры"
протяженностью 6,4 км
1952 г. 30 января - введен в эксплуатацию участок Кольцевой
линии от станции "Курская" до станции "Белорусская"
протяженностью 7 км.
1953 г. 5 апреля - принят в эксплуатацию участок от станции
"Арбатская"/глубокого заложения/ до станции "Киевская"
/глубокого заложения/ протяженностью 4 км.
1954 г. 14 марта - введен в эксплуатацию участок Кольцевой
линии /замкнувший ее/ от станции "Белорусская" до
станции "Парк культуры" протяженностью 5,9 км.
1955 г. 29 ноября - Указом Президиума Верховного Совета СССР
Московскому метрополитену присвоено имя В.И.Ленина.
1957 г. продлена Кировско-Фрунзенская линия от станции "Парк
культуры" до станции "Спортивная" протяженностью
2,5 км.
1958 г. 1 мая вступила в строй Рижская линия от станции "Ботаниче-
Страницы: «« « 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |