Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Автор неизвестен - Архитектура московского метро

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 48
Размер файла: 304 Кб
Страницы: «« « 6   7   8   9   10   11   12   13   14  15   16   17   18   19   20   21   22   23   24  » »»

пластического осмысления конструкции станции - он для нас органичен,  да
к тому же проверен практикой метростроения.
     Именно поиск  конструктивной  правды  порождает  в  последние  годы
наиболее интересные композиции подземных залов. Это группы односводчатых
станций мелкого заложения - "Тульская", "Нахимовский проспект", "Южная".
В  их однотемности подчеркнута связь с конструктивной основой метродорог
- тюбингом, в абрисе свода выражена идея противостояния давлению грунта,
а  в  цельности  пространства  -  концепция простора,  пути,  свободного
движения.  Образ  каждой  станции   конкретизируется   немногочисленными
деталями,   создающими   индивидуальный  ритм  динамики  композиционного
пространства:  либо пилястрами на путевой стене, либо подпружными арками
перекрытия, либо, как на "Нахимовском проспекте" - люками-светильниками,
расположенными      по      своду.      Стремление       к       чистоте
композиционно-пространственных    решений    и    ясной,   незамутненной
привносимыми  смыслами  эмоциональности  образов  сближают   современные
искания   с   опытом   начала  30-х  годов,  в  частности,  с  наследием
Н.Ладовского в области архитектуры метро.  И эта линия видится одной  из
наиболее  перспективных,  ибо  она  последовательно "антиинтерьерна",  а
потому "экстравертна", повернута к городу.
     Пример поисков  иного  типа связи с городом - станция "Боровицкая".
Ее  язык  подчеркнуто  материален,   ассоциативен,   даже   литературен,
повествуя  о  "корневой  связи прошлого с настоящим",  о том,  что метро
"врубается  не  в  девственный   материк,   а   в   толщу   исторических
напластований  и  в  переносном,  и  в  прямом  смысле,  буквально  -  в
культурный   слой".   /76/   Историческое   повествование    отягощается
развернутым изобразительным рядом. Этот "шлейф" традиционного для нашего
метро литературно-идеологического комментария,  прячась в тумане понятия
"синтез",    свидетельствует   о   переходности   нынешнего   этапа,   о
компромиссном  соединении  в  нем  былой   державной   репрезентации   и
современного,     сугубо     пластического     "красноречия"     образа.
Артикулированная пластика станции строится на  смелом  сочетании  фактур
контрастных  материалов,  масс  и пустот,  света и тени.  Кстати,  прием
светотеневой моделировки формы и пространства в архитектуре метро - одна
из  черт,  характеризующий  творческий  почерк автора станции Л.Попова и
выявляющая подземный характер постройки. "Боровицкая" интересна, однако,
не столько как образец "неопластицизма" и "лиризма" или борьбы старого с
новым,  сколько как пример поиска связей с городской средой -  связей  и
содержательных,  и  пространственных,  образующих  сложное  соподчинение
функциональных,  находящихся  на  разных   уровнях,   зон:   вестибюлей,
эскалаторных залов, спусков, переходов, перронов.
     Как видим,  современный этап развития архитектуры метро полифоничен
и  противоречив.  В  нем  нет какой-то одной доминирующей тенденции.  Но
нарождается противостояние разных идей и  активизация  разных  традиций.
Диалогическая  ситуация  всегда  плодотворна  и исполнена предчувствий и
надежд:  предчувствий рождения новой концепции подземной  урбанистики  и
надежд  на  грядущее создание человечного,  многоуровневого города-дома.

            ЛЕТОПИСЬ МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕHА

1931 г.     15 июня - Пленум ЦК ВКП/б/ принял решение о соору-
            жении метрополитена в Москве.
1934 г.     Ноябрь - образование при Моссовете Управления метро-
            политена.
1935 г.     15 мая - открытие первой очереди Московского ме-
            трополитена на участках от станции "Сокольники" до
            станции "Парк культуры" с ответвлением от станции
            "Охотный ряд" до станции "Смоленская" протяженностью
            11,2 км.
1937 г.     20 марта -  введен в действие участок метрополитена
            от станции  "Смоленская" до станции "Киевская" с ме-
            тромостом  через Москву-реку протяженностью 1,3 км.
1938 г.     13 марта - вошел в строй действующих участок от
            станции "Улица Коминтерна" /"Калининская"/ до стан-
            ции "Курская" длиною в 2,3 км, поезда стали ходить
            раздельно по двум линиям: Кировско-Фрунзенской и
            Арбатско-Покровской.
            11 сентября - сдан в эксплуатацию участок новой ли-
            нии от станции "Площадь Свердлова" до станции "Со-
            кол" протяженностью 8,5 км.
1941 г.     22 июня - метрополитен начал работать в двух режи-
            мах: как транспортное предприятие и как убежище
            населения во время воздушных тревог.
1943 г.     1 января - вступила в эксплуатацию линия от станции
            Площадь Свердлова" до станции "Автозаводская" про-
            тяженностью 6.2 км.
1944 г.     18 января - принята в эксплуатацию линия от станции
            "Курская" до станции "Измайловский парк" протяженно-
            стью 7,1 км.
1947 г.     6 сентября - Указом Президиума Верховного Совета СССР
            за образцовую организанию работы по перевозкам насе-
            ления и успешное освоение новой техники московский
            метрополитен награжден орденом Ленина.
1950 г.     1 января - принят в эксплуатацию участок Кольцевой
            линии от станции "Курская" до станции "Парк культуры"
            протяженностью 6,4 км
1952 г.     30 января - введен в эксплуатацию участок Кольцевой
            линии от станции "Курская" до станции "Белорусская"
            протяженностью 7 км.
1953 г.     5 апреля - принят в эксплуатацию участок от станции
            "Арбатская"/глубокого заложения/ до станции "Киевская"
            /глубокого заложения/ протяженностью 4 км.
1954 г.     14 марта - введен в эксплуатацию участок Кольцевой
            линии /замкнувший ее/ от станции "Белорусская" до
            станции "Парк культуры" протяженностью 5,9 км.
1955 г.     29 ноября - Указом Президиума Верховного Совета СССР
            Московскому метрополитену присвоено имя В.И.Ленина.
1957 г.     продлена Кировско-Фрунзенская линия от станции "Парк
            культуры" до станции "Спортивная" протяженностью
            2,5 км.
1958 г.     1 мая вступила в строй Рижская линия от станции "Ботаниче-

Страницы: «« « 6   7   8   9   10   11   12   13   14  15   16   17   18   19   20   21   22   23   24  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Архитектура московского метро