|
Главная - Наука - История
Автор неизвестен - Архитектура московского метро Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 48 Размер файла: 304 Кб Страницы: «« « 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 » »» Спор не был разрешен окончательно почти до самого конца технического
проектирования, в результате чего нам пришлось в техническом проекте
разрабатывать полностью параллельные варианты для каждой станции, для
каждой трассы и продольного профиля тоннелей. Параллельные варианты нам
пришлось составлять и для проектов сооружений, так как то или иное
сооружение платформ полностью меняло всю схему станции и подходов к ней.
/.../ Для станций глубокого заложения сочетать требования прочности
конструкции с архитектурным оформлением было особенно трудно. Попытки
спроектировать эти станции с одним общим сводом в виде перекрытия не
привели ни к чему в виду огромной величины горного давления на больших
глубинах. Переходя последовательно от одного варианта к другому, мы
перешли к типу двухсводчатых станций с платформой, разделенной
промежуточной стенкой.
Но и это решение не могло нас удовлетворить. Прежде всего этот тип
станций не поддавался хорошему архитектурному оформлению и по существу
нарушал принцип островной платформы, к которому большинство из нас
все-таки стремилось.
Тогда у нас появилась мысль построить для тоннелей глубокого
заложения трехсводчатые станции с двумя раздвинутыми тоннелями, в
которых располагаются боковые платформы для каждого направления в
отдельности. Оба конца станции имели бы трехсводчатую секцию для
сообщения станции с поверхностью для выхода на обе платформы в боковых
станционных тоннелях.
Вопрос об окончательном выборе типа станций требовал одновременного
разрешения и проблемы подъема пассажиров на поверхность с больших
глубин. Сначала мы предполагали обслуживать пассажиров лифтами. Однако
Московский комитет партии предложил нам применить более современный тип
подъемников, а именно движущиеся лестницы - эскалаторы. Установка же
эскалаторов заставила нас окончательно остановиться на варианте
трехсводчатого сечения по концам станций как на единственно
целесообразном.
/.../ Технический проект первоочередных линий, заключавший в себе
более тысячи чертежей и подробных пояснительных записок, был представлен
в Московский комитет партии и президиум Моссовета 13 августа 1933 года.
Для рассмотрения этого проекта была создана так называемая вторая
советская экспертиза в составе авторитетнейших советских специалистов.
Детально обсудив представленные ей материалы, экспертиза признала
правильность основных положений технического проекта. Окончательное
утверждение этого проекта с внесенными Московским комитетом партии и
Моссоветом поправками и указаниями последовало в конце 1933 года.
На этом и заканчивается первый труднейший и ответственнейший этап
работы проектировщиков Метростроя.
Период разработки рабочих проектов занял целиком 1933 и 1934 годы.
/.../ В разгар работ выпуск Метропроектом чертежей доходил до
1000-1500 листов в месяц. Бывали отдельные дни, когда Метропроект
выпускал по 100-150 листов чертежей в сутки. На протяжении целых месяцев
коллектив Метропроекта нередко работал дни и ночи напролет.
Из очерка зам. нач. Метропроекта И.С.Шелюбского,
зам. нач. Метропроекта В.А.Ратнера и пом. нач.
Метропроекта В.И.Бутескула "Проект Метро". В кн.:
Как мы строили метро. М., изд-во "История фабрик
и заводов", 1935, с.162-166, 169- 170, 172.
Люди, не знакомые с техникой постройки станций, обычно представляют
себе дело так, что из-под земли выбирают соответственное количество
грунта, и образующаяся от этого подобная п е щ е р е пустота
бетонируется, закрепляется, выкладывается мрамором, штукатурится...
При о т к р ы т о м способе работ, когда поверхность земли
вскрывается и все работы происходят при ярком свете дня, дело примерно
так и обстоит. Роют огромный открытый котлован, производят в нем все
потребные работы, а потом настилают на него "крышу" и посыпают землей.
При закрытом способе работ имеет место обратный процесс. Прежде
всего создаются именно стены, своды, потолок соору-
жения, и лишь потом выбирается грунт и создается пустота, т.е. самое
пространство станции.
Да и не может быть иначе. Если бы мы сразу выбрали грунт в
количестве, соответствующем размерам будущей станции, в образовавшуюся
пустоту немедленно - еще задолге до того, как мы справились бы с этой
фантастический задачей,- хлынула бы вся лежащая над ней порода, весь
пласт толщиной в 40 метров. Давление этого пласта измеряется миллионами
тонн, оно ломает, как спички двухтавровые деревянные балки и, словно
булавки, изгибает стальные.
Вот под каким давлением отвоевывали мы у земли наш подземный
дворец...
Мы прошли узкими штольнями постепенно, методично, по строгому
техническому рассчету все пространство будущей станции. С величайшей
осторожностью, проверяя каждый свой шаг, все время ощущая над собой
давление тысяч тонн, готовых не то что раздавить, а буквально р а с п л
ю щ и т ь нас, созидали мы бетонный скелет станции.
Мы начали сверху со сводов станции, затем, пробиваясь сквозь грунт
все теми же узкими ходами, выложили стены и наконец фундамент станции.
Мы шли, как кроты, но кроты, вооруженные инженерной наукой,
выкладывающие каждый пройденный шаг бетоном, учитывающие все причины и
предвидящие все следствия.
И вот станция готова, готов ее скелет, ее бетонный каркас,
гигантская коробка, до отказа набитая землей, грунтом. Уже не боясь
никаких обвалов, не боясь ни прямого - сверху,- ни боковых давлений,
которым мы противопоставили т р о й н у ю прочность бетона, мы спокойно
принялись выбирать грунт, я д р о станциии.
Только теперь возникает та п у с т о т а, которая будет отделана
мрамором, освещена десятками стеклянных чаш, налитых электрическим
светом, оснащена эскалаторами, выложена рельсовыми путями.
Так рождается станция.
Из очерка инженера И.Д.Гоцеридзе "Станция
"Красные ворота". В кн.: Как мы строили метро.
М., изд-во "История фабрик и заводов", 1935,
с.303-304.
Страницы: «« « 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |