Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Автор неизвестен - Архитектура московского метро

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 48
Размер файла: 304 Кб
Страницы: «« « 16   17   18   19   20   21   22   23   24  25   26   27   28   29   30   31   32   33   34  » »»

Седикова,  Быкова, Шухаева, Шагурина, Ревковский, Андриканец, Лихтенберг
и Гонцкевич.
    /.../ Итак мы были привлечены к работе, когда основные плановые и
конструктивные решения  станций  были  уже оформлены.  Нам было сказано:
    имеются такие-то формы, такие-то своды и
перекрытия -  потрудитесь  одеть  на них одежду!  Для нас было оставлено
мало творческого простора.  Мы уже не имели возможности войти в строение
органически, создать цельную архитектурную конструкцию.
    /.../ ...  здесь мы нередко  получали  малоудачные  пропорции,  хотя
отвоевать  даже  эти малоудачные пропорции у инженеров,  проектировавших
метро, было архитектурному отделу Метроироекта не столь уж легко.
     В этом  отношении  платформенные  залы  станций  мелкого  заложения
представляли  материал  вполне   приемлемый.   Тут   оставалось   только
подчеркнуть, усилить известную приподнятость архитектурного впечатления.
Задача,  поставленная перед нами на станциях глубокого  заложения,  была
гораздо  труднее:  огромному  давлению  земли  пришлось противопоставить
здесь  такие  мощные,  тяжелые  конструкции,  что  создать   впечатление
легкости и радостности в этих условиях было чрезвычайно трудно.
    Все это относится к  подземной  части  станций.  Hа  земле  мы  были
значительно  свободнее.  Архитектурная  проблема  ставилась  здесь более
широко,  и наши творческие возможности были менее связаны.  В то  время,
правда,  существовала  тенденция  максимально  использовать для наземных
вестибюлей первые этажи существующих зданий.  Но потом стало видно,  что
овчинка  не  стоит  выделки:  для  того,  чтобы  в  этих  домах  сделать
вестибюли, их надо было полностью реконструировать.
    Первого марта  1934  года  нам  позвонили  по  телефону  и  сказали:
--Дорогие друзья,  надо делать станции метро. --Срок? --25 дней. --Какую
именно   станцию?  --Вам,  товарищ  Колли,  "Кировскую".  Вам,  товарищ,
такую-то. --Какого же рода станции надо делать? --Красивые станции.
    И все!   Никаких  установок  кроме  этой  мы  не  получили,  никаких
разъяснительных собраний не было.
    Нам дали  материалы,  и  мы  приступили к работе.  /.../ Ровно через
    двадцать пять дней, 25 марта 1934 года, все
проекты были  представлены.  В  процессе  работы  мы  не просили никаких
отсрочек.  Мы слишком хороши знали,  как  работают  на  метро  инженеры,
техники,  рабочие.  Мы знали, что поблажек тут не будет и быть не может.
Мы работали круглые сутки, не выходя из мастерских, с огромным подъемом.
    В Белом  зале  Моссовета  была устроена выставка,  на которой авторы
проектов давали объяснения своих проектов.  Уже из этих объяснений можно
было  видеть,  что  подавляющее  большинство авторов делало свои проекты
интуитивно, что они не охватывают этой архитектурной проблемы во всем ее
своеобразии и сложности.
    Данные нам  перед  проектированием  материалы  хотя   и   определили
основные установки проделанной работы, но недостаточно удовлетворяли нас
как художников.  Естественно возникла мысль пойти на место строительства
с в о е й станции, набраться там вдохновения.
    Но из этого  ничего  не  получилось.  Лично  мне,  для  того,  чтобы
    набраться "вдохновения", пришлось
спуститься на глубину примерно 40 метров под  землю.  Я  не  увидел  там
    ничего, что могло бы в какой-нибудь мере
определить те пути,  по которым я  с  моим  коллективом  пойду  в  своей
работе.  Мне пришлось ползком пробираться по штольням, калоттам, ходам и
переходам,  вокруг была грязь,  ручьями текла вода.  Подобную же  судьбу
испытали  и  мои  товарищи,  пытавшиеся  набраться  впечатлений на своих
станциях.  Кроме "Сокольнической",  "Красносельской" и  "Комсомольской",
все прочие станции были в состоянии совершенно зачаточном.
     Но проекты,  как сказано, мы все же представили на выставку точно в
назначенный нам срок.
     Выставка наша привлекла огромное внимание  архитекторов.  Это  было
подлинное событие в архитектурной жизни Москвы, да и всего Союза.
    /.../ После этой выставки состоялось заседание Арплана - комиссии
архитектуры и планировки при Московском комитете и Президиуме Моссовета.
Во главе Арплана стоял Лазарь Моисеевич,  затем члены  бюро  Московского
комитета  -  Хрущев,  Коган,  Филатов,  Булганин,  а  также  архитекторы
Жолтовский,Щусев,  ректор Академии архитектуры  Крюков,  Иофан,  Веснин,
Власов и др.
    /.../ На этом просмотре в Арплане впервые были вскрыты правильные
и неправильные  тенденции  в  наших  проектах.  По  каждой  станции было
представлено примерно три  варианта,  причем  проекты  эти  были  весьма
различны,  и  единственное  совпадение в подходе к решению проблемы было
только в проектах станции "Охотнорядская".
    /.../ По окончании выставки была создана ... экспертная комиссия
в составе  начальника  проектного  отдела   Моссовета   тов.   Дедюхина,
П.П.Ротерта, С.М.Кравец, академика Щусева, Веснина и др.
    /.../ Первую премию комиссия не присудила никому. Вторую премию
получили архитектор  Фомин  за  станцию  "Красноворотская"  и архитектор
Колли за станцию "Кировская".  Эти два проекта были премированы  как  за
общие установки,  так и за архитектурные качества. Присуждены были также
третья и четвертая премии.
    После этого  была  произведена  окончательная  разверстка станций по
архитекторам. Сроки мы получили очень короткие. Нам было предложено дать
сразу  общий  технический  проект и детальные чертежи,  по которым можно
было производить облицовку.

                       Н.Я.Колли, архитектор.  Архитектура  метро.-   из
                       кн.:  Как мы строили метро.  М.,  изд-во "история
                       фабрик и заводов", 1935, с.175-185.

    Колли Николай Джемсович /Яковлевич/, архитектор. 1884-1966. В 1922г.
окончил моск.  Вхутемас.  С 1920 г. по 1931 г. преподавал в МВТУ, с 1931
г.  по 1941  г.  -  в  МАРХИ.  Один  из  авторов  проекта  Всероссийской
сельскохозяйственной   и  кустарно-промышленной  выставки  /1923/,здания
Центросоюза на ул.  Кирова /ныне Центральное  статистическое  управление
СССР; 1928-1935, совм. с Ле Корбюзье/, станций метро "Кировская"/1935/ и
"Павелецкая-кольцевая" /1944- 1950, совм. с И.Кастелем/. 1935-1951 гг. -
председатель правления Московского отделения Союза архитекторов СССР.

                       Я.Лихтенберг, архитектор, лауреат Государственной
                       премии


Страницы: «« « 16   17   18   19   20   21   22   23   24  25   26   27   28   29   30   31   32   33   34  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Архитектура московского метро