|
Главная - Наука - История
Автор неизвестен - Архитектура московского метро Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 48 Размер файла: 304 Кб Страницы: «« « 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 » »» ОТ ЭСКИЗОВ К ПРОЕКТУ
Одной из станций 1 очереди, проектирование которых велось в стенах
Метропроекта, была "Кропоткинская" /"Дворец Советов"/.
Перронный зал ее предполагалось непосредственно связать с вестибюлем
будущего здания Дворца Советов. Расположение его комплекса к маю 1934 г.
не было уточнено. В связи с этим и задерживалось проектирование и
строительство одноименной станции метро.
Сроки пуска в эксплуатацию линий метрополитена неумолимо
приближались. Оставалось девять месяцев. Дольше ждать нельзя.
Принимается решение: расположение подземного зала не должно выходить за
пределы городской застройки внутреннего проезда Гоголевского бульвара.
Строительство должно вестись открытым способом.
Частичная проезжая часть Волхонки вскрыта. Проектирование и
строительство должно происходить одновременно, параллельно.
Июнь, июль 1934 г. Начинаются строительные работы. Бьют сваи для
крепления котлована.
Данные для проектирования: отметка головки рельса, габариты
платформенного зала, основной строительный материал - железобетон.
Начинается проработка вариантов решения.
Принятая для большинства станций мелкого заложения ригельная
конструкция отвергается, так как градостроительные условия /вертикальные
отметки городских проездов /коммуникации/ не позволяют организовать
сообщение станции с поверхностью.
Для подземного зала принимается конструкция безбалочного
железобетонного перекрытия, опирающегося на грибовидные капители колонн.
Теперь можно перейти от начальных эскизов к дальнейшей работе над
интерьером станции, проектам двух вестибюлей и подходов к ним.
Предстояло создать в подземном без естественного освещения объеме
ощущение легкости и жизнерадостности, отразить характер сооружения.
Средствами для решения была многократная повторяемость лаконичной формы
колонн, светлая цветовая гамма отделочных материалов /мрамор "коелга",
фарфоровая плитка/, источники скрытого освещения, своеобразный рельеф
рисунка потолка.
Цветовое решение объема принимается четким: нижняя горизонтальная
плоскость - темно-серый спокойный пол, чуть тонированные желто-розовые
вертикали колонн на фоне матовых, холодно белых путевых стен и
завершающая ярко освещенная, спокойная и легкая, белая плоскость
потолка.
Конец августа. Проект окончен. Руководство Метростроя извещено. Ждем
вызова в Московский комитет партии.
Вечерело. Перулками на Новую площадь спешим, почти бежим с большими
подрамниками, на которых изображена в перспективе станция.
После рассмотрения ряда вопросов, связанных со строительством метро,
входим в зал заседания. Два-три вопроса об отделочных материалах и мы
свободны.
Ночная тьма окутала город. Безлюдна Красная площадь. Радостно легко.
Можно начать строительство. Назавтра опять, засучив рукава, "вкалываем".
Шаблоны, рисунки прямо из-под рук уходят к строителям. Чтобы выгадать
время, сложный рисунок потолка, железобетонные капители колонн
выполняются в опалубке.
Начался октябрь и с ним работы по отделке станций. В отделочной
конторе возникают сомнения в эффективности скрытого освещения. Срочно
8-10 колонн заканчиваются в облицовке, подводится электровремянка.
Правильно намеченный путь в проектировании интерьера перронного зала
по своей художественной выразительности дал острое, цельное,
индивидуальное решение, подкупающее свей лаконичностью и тектоникой.
Неразрывная взаимопроникающая связь между художественной формой,
конструкцией, полизромией, скрытым источником освещения и функциональным
назначением сооружения создает радостное эмоциональное воздействие на
пассажира.
Приходится заметить, однако, что при замене материала пола был
принят немасштабный рисунок, нарушивший цветовую гармонию. А уменьшение
высоты колонн на 5-8 см лишило ее первоначальной легкости и стройности.
Начало февраля 1935 г. Огни на станции зажжены. Задача выполнена.
"Метрострой", 1975, јј 3-4, с. 54-55.
Лихтенберг Яков Григорьевич, архитектор, лауреат Государственной
премии СССР. 1899 - 1982. В 1929 году окончил харьковский
инженерно-строительный институт. В студенческие годы участвовал в
разработке проектов дома Госпрома в Харькове /арх. Серафимов/. С 1929 г.
по 19ЗЗ г. работал в системе "Укрпромстроя" в Харькове. С 1933 г. по
1939 г. работал в институте "Метропроект" в Москве. С 1939 г. по 1943 г.
- в "Спецпроектбюро" /Ташкент/, с 1943г. по 1945г. - в "Госстройпроекте"
/Москва/, с 1945г. по 1959г. - в системе "Моспроекта" /Москва/. После
1959г. - эксперт в ГлавАПУ Москвы.
Основные произведения: кинотеатр в г.Запорожье /1930, совм. с
И.Тарановым/; конкурсный проект на здание клуба в г.Вятка /1930/; жилой
дом на Можайском шоссе в Москве /1936/; жилой дом на Крутицкой
набережной в Москве /1939/; Дом культуры Военно-морского флота в
Севастополе /1940/; совм. с С.Кузнецовым/; жилой дом на Бутырском хуторе
в Москве /1946/; Институт сыроварения и сырозавод в г.Углич /1946/;
жилой дом на Серпуховской площади в Москве /1948/; туберкулезная
больница в Дорохово под Москвой /1946/; лечебных корпус туберкулезного
санатория в Томске /1950/; жилой дом на Ленинградском шоссе в Москве
/1950/; жилой дом в р-не Бабушкино в Москве /1952/.
Работы в метро: станция метро "Кропоткинская"/бывш. "Дворец
Советов", 1935, совм. с А.Душкиным/; станция метро "Динамо" /1938, совм.
с Ю.Ревковским, ск. Е.Янсон-Манизер/.
МОЕ АРХИТЕКТУРHОЕ КРЕДО. А.Душкин, архитектор.
/.../ Средствами архитектурного языка можно выразить очень многое.
Если наши концепции находятся в согласии с законами гармонии и техникой,
пластическое искусство становится естественным, как дыханье, а не служит
прикрытием нашей слабости, Hа протяжении более тридцати лет я говорю:
долой ложную тектонику, которая сводит на нет как конструктивные
достижения, так и усилия проходчиков, сантиметр за сантиметром
отвоевывающих подземное пространство. Зачем, к примеру, колонны "Площади
Страницы: «« « 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |