Главная - Наука - История
Автор неизвестен - Архитектура московского метро Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 48 Размер файла: 304 Кб Страницы: «« « 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 » »» ОТ ЭСКИЗОВ К ПРОЕКТУ Одной из станций 1 очереди, проектирование которых велось в стенах Метропроекта, была "Кропоткинская" /"Дворец Советов"/. Перронный зал ее предполагалось непосредственно связать с вестибюлем будущего здания Дворца Советов. Расположение его комплекса к маю 1934 г. не было уточнено. В связи с этим и задерживалось проектирование и строительство одноименной станции метро. Сроки пуска в эксплуатацию линий метрополитена неумолимо приближались. Оставалось девять месяцев. Дольше ждать нельзя. Принимается решение: расположение подземного зала не должно выходить за пределы городской застройки внутреннего проезда Гоголевского бульвара. Строительство должно вестись открытым способом. Частичная проезжая часть Волхонки вскрыта. Проектирование и строительство должно происходить одновременно, параллельно. Июнь, июль 1934 г. Начинаются строительные работы. Бьют сваи для крепления котлована. Данные для проектирования: отметка головки рельса, габариты платформенного зала, основной строительный материал - железобетон. Начинается проработка вариантов решения. Принятая для большинства станций мелкого заложения ригельная конструкция отвергается, так как градостроительные условия /вертикальные отметки городских проездов /коммуникации/ не позволяют организовать сообщение станции с поверхностью. Для подземного зала принимается конструкция безбалочного железобетонного перекрытия, опирающегося на грибовидные капители колонн. Теперь можно перейти от начальных эскизов к дальнейшей работе над интерьером станции, проектам двух вестибюлей и подходов к ним. Предстояло создать в подземном без естественного освещения объеме ощущение легкости и жизнерадостности, отразить характер сооружения. Средствами для решения была многократная повторяемость лаконичной формы колонн, светлая цветовая гамма отделочных материалов /мрамор "коелга", фарфоровая плитка/, источники скрытого освещения, своеобразный рельеф рисунка потолка. Цветовое решение объема принимается четким: нижняя горизонтальная плоскость - темно-серый спокойный пол, чуть тонированные желто-розовые вертикали колонн на фоне матовых, холодно белых путевых стен и завершающая ярко освещенная, спокойная и легкая, белая плоскость потолка. Конец августа. Проект окончен. Руководство Метростроя извещено. Ждем вызова в Московский комитет партии. Вечерело. Перулками на Новую площадь спешим, почти бежим с большими подрамниками, на которых изображена в перспективе станция. После рассмотрения ряда вопросов, связанных со строительством метро, входим в зал заседания. Два-три вопроса об отделочных материалах и мы свободны. Ночная тьма окутала город. Безлюдна Красная площадь. Радостно легко. Можно начать строительство. Назавтра опять, засучив рукава, "вкалываем". Шаблоны, рисунки прямо из-под рук уходят к строителям. Чтобы выгадать время, сложный рисунок потолка, железобетонные капители колонн выполняются в опалубке. Начался октябрь и с ним работы по отделке станций. В отделочной конторе возникают сомнения в эффективности скрытого освещения. Срочно 8-10 колонн заканчиваются в облицовке, подводится электровремянка. Правильно намеченный путь в проектировании интерьера перронного зала по своей художественной выразительности дал острое, цельное, индивидуальное решение, подкупающее свей лаконичностью и тектоникой. Неразрывная взаимопроникающая связь между художественной формой, конструкцией, полизромией, скрытым источником освещения и функциональным назначением сооружения создает радостное эмоциональное воздействие на пассажира. Приходится заметить, однако, что при замене материала пола был принят немасштабный рисунок, нарушивший цветовую гармонию. А уменьшение высоты колонн на 5-8 см лишило ее первоначальной легкости и стройности. Начало февраля 1935 г. Огни на станции зажжены. Задача выполнена. "Метрострой", 1975, јј 3-4, с. 54-55. Лихтенберг Яков Григорьевич, архитектор, лауреат Государственной премии СССР. 1899 - 1982. В 1929 году окончил харьковский инженерно-строительный институт. В студенческие годы участвовал в разработке проектов дома Госпрома в Харькове /арх. Серафимов/. С 1929 г. по 19ЗЗ г. работал в системе "Укрпромстроя" в Харькове. С 1933 г. по 1939 г. работал в институте "Метропроект" в Москве. С 1939 г. по 1943 г. - в "Спецпроектбюро" /Ташкент/, с 1943г. по 1945г. - в "Госстройпроекте" /Москва/, с 1945г. по 1959г. - в системе "Моспроекта" /Москва/. После 1959г. - эксперт в ГлавАПУ Москвы. Основные произведения: кинотеатр в г.Запорожье /1930, совм. с И.Тарановым/; конкурсный проект на здание клуба в г.Вятка /1930/; жилой дом на Можайском шоссе в Москве /1936/; жилой дом на Крутицкой набережной в Москве /1939/; Дом культуры Военно-морского флота в Севастополе /1940/; совм. с С.Кузнецовым/; жилой дом на Бутырском хуторе в Москве /1946/; Институт сыроварения и сырозавод в г.Углич /1946/; жилой дом на Серпуховской площади в Москве /1948/; туберкулезная больница в Дорохово под Москвой /1946/; лечебных корпус туберкулезного санатория в Томске /1950/; жилой дом на Ленинградском шоссе в Москве /1950/; жилой дом в р-не Бабушкино в Москве /1952/. Работы в метро: станция метро "Кропоткинская"/бывш. "Дворец Советов", 1935, совм. с А.Душкиным/; станция метро "Динамо" /1938, совм. с Ю.Ревковским, ск. Е.Янсон-Манизер/. МОЕ АРХИТЕКТУРHОЕ КРЕДО. А.Душкин, архитектор. /.../ Средствами архитектурного языка можно выразить очень многое. Если наши концепции находятся в согласии с законами гармонии и техникой, пластическое искусство становится естественным, как дыханье, а не служит прикрытием нашей слабости, Hа протяжении более тридцати лет я говорю: долой ложную тектонику, которая сводит на нет как конструктивные достижения, так и усилия проходчиков, сантиметр за сантиметром отвоевывающих подземное пространство. Зачем, к примеру, колонны "Площади Страницы: «« « 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |