Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Автор неизвестен - Архитектура московского метро

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 48
Размер файла: 304 Кб
Страницы: «« « 17   18   19   20   21   22   23   24   25  26   27   28   29   30   31   32   33   34   35  » »»

                         ОТ ЭСКИЗОВ К ПРОЕКТУ

    Одной из станций 1 очереди,  проектирование которых велось в  стенах
Метропроекта, была "Кропоткинская" /"Дворец Советов"/.
    Перронный зал ее предполагалось непосредственно связать с вестибюлем
будущего здания Дворца Советов. Расположение его комплекса к маю 1934 г.
не было уточнено.  В связи  с  этим  и  задерживалось  проектирование  и
строительство одноименной станции метро.
    Сроки пуска   в   эксплуатацию   линий    метрополитена    неумолимо
приближались.   Оставалось   девять   месяцев.   Дольше   ждать  нельзя.
Принимается решение:  расположение подземного зала не должно выходить за
пределы  городской  застройки внутреннего проезда Гоголевского бульвара.
Строительство должно вестись открытым способом.
    Частичная проезжая   часть   Волхонки   вскрыта.   Проектирование  и
строительство должно происходить одновременно, параллельно.
    Июнь, июль  1934  г.  Начинаются строительные работы.  Бьют сваи для
крепления котлована.
    Данные для   проектирования:   отметка   головки   рельса,  габариты
платформенного  зала,  основной  строительный  материал  -  железобетон.
Начинается проработка вариантов решения.
    Принятая для  большинства  станций   мелкого   заложения   ригельная
конструкция отвергается, так как градостроительные условия /вертикальные
отметки городских  проездов  /коммуникации/  не  позволяют  организовать
сообщение станции с поверхностью.
    Для подземного    зала    принимается    конструкция    безбалочного
железобетонного перекрытия, опирающегося на грибовидные капители колонн.
    Теперь можно перейти от начальных эскизов к  дальнейшей  работе  над
интерьером станции, проектам двух вестибюлей и подходов к ним.
    Предстояло создать в подземном без  естественного  освещения  объеме
ощущение  легкости  и  жизнерадостности,  отразить  характер сооружения.
Средствами для решения была многократная повторяемость лаконичной  формы
колонн,  светлая  цветовая гамма отделочных материалов /мрамор "коелга",
фарфоровая плитка/,  источники скрытого освещения,  своеобразный  рельеф
рисунка потолка.
    Цветовое решение объема принимается  четким:  нижняя  горизонтальная
плоскость  - темно-серый спокойный пол,  чуть тонированные желто-розовые
вертикали  колонн  на  фоне  матовых,  холодно  белых  путевых  стен   и
завершающая   ярко  освещенная,  спокойная  и  легкая,  белая  плоскость
потолка.
    Конец августа. Проект окончен. Руководство Метростроя извещено. Ждем
вызова в Московский комитет партии.
    Вечерело. Перулками на Новую площадь спешим,  почти бежим с большими
подрамниками, на которых изображена в перспективе станция.
    После рассмотрения ряда вопросов, связанных со строительством метро,
входим в зал заседания.  Два-три вопроса об отделочных материалах  и  мы
свободны.
    Ночная тьма окутала город. Безлюдна Красная площадь. Радостно легко.
Можно начать строительство. Назавтра опять, засучив рукава, "вкалываем".
Шаблоны,  рисунки прямо из-под рук уходят к строителям.  Чтобы  выгадать
время,   сложный   рисунок   потолка,   железобетонные  капители  колонн
выполняются в опалубке.
    Начался октябрь  и  с  ним  работы по отделке станций.  В отделочной
конторе возникают сомнения в эффективности  скрытого  освещения.  Срочно
8-10 колонн заканчиваются в облицовке, подводится электровремянка.
    Правильно намеченный путь в проектировании интерьера перронного зала
по   своей   художественной   выразительности   дал   острое,   цельное,
индивидуальное решение,  подкупающее свей  лаконичностью  и  тектоникой.
Неразрывная   взаимопроникающая   связь   между  художественной  формой,
конструкцией, полизромией, скрытым источником освещения и функциональным
назначением  сооружения  создает  радостное эмоциональное воздействие на
пассажира.
    Приходится заметить,  однако,  что  при  замене  материала  пола был
принят немасштабный рисунок,  нарушивший цветовую гармонию. А уменьшение
высоты колонн на 5-8 см лишило ее первоначальной легкости и стройности.
    Начало февраля 1935 г. Огни на станции зажжены. Задача выполнена.

                       "Метрострой", 1975, јј 3-4, с. 54-55.

    Лихтенберг Яков  Григорьевич,  архитектор,  лауреат  Государственной
премии   СССР.   1899   -   1982.   В   1929  году  окончил  харьковский
инженерно-строительный  институт.  В  студенческие  годы  участвовал   в
разработке проектов дома Госпрома в Харькове /арх. Серафимов/. С 1929 г.
по 19ЗЗ г.  работал в системе "Укрпромстроя" в Харькове.  С 1933  г.  по
1939 г. работал в институте "Метропроект" в Москве. С 1939 г. по 1943 г.
- в "Спецпроектбюро" /Ташкент/, с 1943г. по 1945г. - в "Госстройпроекте"
/Москва/,  с 1945г.  по 1959г.  - в системе "Моспроекта" /Москва/. После
1959г. - эксперт в ГлавАПУ Москвы.
    Основные произведения:   кинотеатр  в  г.Запорожье  /1930,  совм.  с
И.Тарановым/;  конкурсный проект на здание клуба в г.Вятка /1930/; жилой
дом  на  Можайском  шоссе  в  Москве  /1936/;  жилой  дом  на  Крутицкой
набережной  в  Москве  /1939/;  Дом  культуры  Военно-морского  флота  в
Севастополе /1940/; совм. с С.Кузнецовым/; жилой дом на Бутырском хуторе
в Москве /1946/;  Институт сыроварения и  сырозавод  в  г.Углич  /1946/;
жилой  дом  на  Серпуховской  площади  в  Москве  /1948/;  туберкулезная
больница в Дорохово под Москвой /1946/;  лечебных корпус  туберкулезного
санатория  в  Томске  /1950/;  жилой дом на Ленинградском шоссе в Москве
/1950/; жилой дом в р-не Бабушкино в Москве /1952/.
    Работы в   метро:   станция   метро   "Кропоткинская"/бывш.  "Дворец
Советов", 1935, совм. с А.Душкиным/; станция метро "Динамо" /1938, совм.
с Ю.Ревковским, ск. Е.Янсон-Манизер/.

                       МОЕ АРХИТЕКТУРHОЕ КРЕДО. А.Душкин, архитектор.

    /.../ Средствами архитектурного языка можно выразить очень многое.
Если наши концепции находятся в согласии с законами гармонии и техникой,
пластическое искусство становится естественным, как дыханье, а не служит
прикрытием нашей слабости,  Hа протяжении более тридцати лет  я  говорю:
долой  ложную  тектонику,  которая  сводит  на  нет  как  конструктивные
достижения,  так  и  усилия  проходчиков,   сантиметр   за   сантиметром
отвоевывающих подземное пространство. Зачем, к примеру, колонны "Площади

Страницы: «« « 17   18   19   20   21   22   23   24   25  26   27   28   29   30   31   32   33   34   35  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Архитектура московского метро