|
Главная - Наука - История
Автор неизвестен - Архитектура московского метро Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 48 Размер файла: 304 Кб Страницы: «« « 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 » »» архитектуры метро. После долгого перерыва в конкурсном проектировании
метрополитена я добился того, что был объявлен конкурс на группу станций
Ждановско-Краснопресненской линии. Составил программу, согласовал ее в
Союзе архитекторов и в ГлавАПУ, утвердил у министра, добился выделения
средств, собрал авторитетное жюри. На конкурс, нашедший широкий отклик в
кругу архитектурной общественности, поступило более 100 проектов.
Победившие проекты были приняты к строительству. Сам я возглавил работу
над сложным комплексом станций, пересадочного узла и вестибюлей "Площадь
Ногина". В подземных залах мы сохранили идею колонных опор,
разрабатываемую в более раннем проекте И.Г.Тарановым.
Потом была "Баррикадная". Строительство станции, расположенной под
прудом зоопарка, осложнилось гидрогеологическими условиями. Глинистый
слой грунта грозил сечением воды. И тогда я предложил конструкторам
делать шестиметровые пилоны, массивы которых предохраняли бы от течей.
Передо мной стояла задача: создать торжественный революционный образ и
одновременно - оптическую иллюзию, которая бы скрадывала размеры пилона.
Я решил его в виде складчатого блока, напоминающего и баррикады, и
полотнища знамен.
Мрамор для этой станции добывали на берегу Байкала, в местах, ранее
поставлявших слюду. Оказалось, что истощенные карьеры города Слюдянка
богаты мрамором, кусок которого я подверг испытаниям. Испытания прошли
успешно, и теперь этот город развивает камнедобывающую промышленность. У
мрамора богатая палитра, состоящая из красных, голубых, зеленоватых,
серых вкраплений. Путевая стена на "Баррикадной" выложена плитами из
отходов, скопившихся на отделочном заводе - прекрасным газганским
мрамором с широкой цветовой растяжкой от темного до бледнорозового и
желтого. Думаю, что ликование природы, запечатленное в камне, может
породить в душе человека такой искренний эмоциональный отклик, какого не
вызовешь самым изощренным декором.
В своей последней станции - "Авиамоторной", я тоже стремился к
образности, выраженной лаконичными, но имеющими богатые ассоциации,
средствами.
Стрелков Александр Федорович, архитектор, лауреат премии Совета
министров СССР. Участник Великой Отечественной войны. Родился в 1923 г.
В 1948 г. окончил МАРХИ. С 1948 г. по 1952 г. работал в Центральных
архитектурных мастерских МПС. С 1952 г. по 1965 г. работал в институте
"Метрогипротранс" - в качестве главного архитектора проекта, а затем -
главного архитектора отдела ПГС. 1965 - 1967 гг. - руководитель
архитектурной мастерской ГИПРО HИИ Академии наук СССР. 1967-1978 гг. -
главный архитектор института "Метрогипротранс". 1978-1979 гг. -
начальник отдела по делам стротельства и архитектуры БАМа Госстроя
РСФСР.
Основные произведения: Станция метро "Hовослободская"/1952, совм. с
А.Душкиным/; вестибюль станции метро "Смоленская" /1953, совм. с
Великорецким/; станция метро "Октябрьская" /1962, совм. с Ю.Вдовиным/;
станция метро "Ленинский проспект" /1962, совм. с Ю.Вдовиным,
В.Поликарповой, Н.Алешиной, А.Маровой/; станция метро "Ждановская"
/1966, совм.с В.Череминым/; станция метро "Площадь Ногина"
Ждановско-Краснопресненской линии /1970, совм. с Л.Лилье, В.Литвиновым,
Л.Малашонком, М.Марковским/; станция метро "Площадь Hогина"
Калужско-Рижской линии /1971, совм. с Л.Лилье, В.Литвиновым,
Л.Малашонком, М.Марковским/; станция метро "Авиамоторная" /1979, совм. с
В.Клоковым, Н.Демчинским, Ю.Колесниковой; худ. А.Мосийчук/, эскалаторная
галерея на Ленинских горах /1963/; лифтовые подъемники с тоннелями на
территориях санаториев в Сочи и Левадии /1962-1965/; нейтринная станция
ФИАН им. Лебедева в Баксанском ущелье /1967 по н.вр./; ряд жилых домов и
объектов специального назначения.
И.Рожин, архитектор
ИЗ МОЕГО ОПЫТА РАБОТЫ В МЕТРО
Архитектура метро - это не совсем обычная архитектура. Станция
метрополитена соединяет в себе черты вокзала и интерьера общественного
здания, может быть, даже зрительного зала. Здесь, как на улице, снуют
люди - в пальто, с сумками, одни отправляются в путь, другие прибывают.
В суете многие из них архитектуру почти не замечают. Но в замкнутом
пространстве подземного зала можно и задержаться, условившись о встрече
или пережидая непогоду. И тогда архитектура станции превращается для
пассажира в зрелище.
Обо всем этом мне пришлось много размышлять, особенно в период
работы над своей первой станцией - "Электрозаводской". Ее проектирование
началось в 1939 году. Заказ на станцию получили Владимир Алексеевич Щуко
и Владимир Георгиевич Гельфрейх. К этой работе они привлекли меня - как
своего ученика и затем одного из ближайших сотрудников. Это были
замечатальные руководители. Окруженные талантливой молодежью, они
никогда не работали чужими руками. Как правило, задание давалось
нескольким помощникам, каждый сидел в своем углу и делал свой вариант.
Затем, собравшись вместе, обсуждали все предложения и абсолютно
демократично выбирали лучшее.
Совместная работа с И.А.Щуко и В.Г.Гельфрейхом над
"Электрозаводской" стала для меня великолепной школой проектирования.
Трудно сказать, что в этой станции принадлежит каждому автору в
отдельности. Многое в проектах нарисовано рукой Гельфрейха, многое мною.
Но все принципиальные моменты продумывались нами сообща. К сожалению,
участие В.А.Щуко в работе вскоре было прервано в связи с его
преждевременной смертью в том же 1939 г.
Первоначально центральной темой образа подземного зала была тема
труда - ведь станция "посвящена" находящемуся поблизости Московскому
электроламповому заводу. С началом войны проектирование было прервано, в
1943 году - возобновлено. Ведущим мотивом образных решений станций,
строившихся во время войны и после, стал гимн победе советского народа
над фашизмом. Теме героической работы был посвящен и образ
"Электрозаводской".
В конце тридцатых годов, когда станция начала проектироваться, по
всей стране развернулось стахановское движение. Мы - это было еще при
жизни Владимира Алексеевича Щуко и по его инициативе - предполагали
сделать в каждом пилоне нишу, где бы стояли бюсты героев-стахановцов.
Идея имела успех. Hо когда дело дошло до "списка" портретируемых, от нее
Страницы: «« « 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |