Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Автор неизвестен - Архитектура московского метро

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 48
Размер файла: 304 Кб
Страницы: «« « 32   33   34   35   36   37   38   39   40  41   42   43   44   45   46   47   48  »

     Новиков Феликс Аронович,  род.  в 1927 г.,  Заслуженный  архитектор
РСФСР,  кандидат  архитектуры,  лауреат  Государственных  премий  СССР и
РСФСР, профессор МАРХИ. В 1950 году окончил МАРХИ.
     Основные произведения:  Дворец  пионеров на Ленинских горах (1962),
Московский институт электронной техники в Зеленограде (1971), посольство
СССР  в  Мавритании (1977),  Красный дом на Тургеневской площади (1990).
Сочинения: "Формула архитектуры", М., 1984.
     Работа в метро:  станция метро "Краснопресненская" (1954,  совм.  с
В.Егеревым, М.Константиновым, И.Покровским).

                    О нашей работе на станции метро "Нагатинская".

                                               В.Васильцов,  Э.Жаренова,
                                               художники-монументалисты.

    В 1979 году архитектор Л.Н.Павлов предложил нам участвовать в работе
над конкурсным проектом станции метро  "Нагатинская"  /первоначально  ее
предполагали назвать "Нижние Котлы"/.  До этого мы неоднократно работали
с     Леонидом     Николаевичем     -     на     здании     Центрального
экономико-математического  института  АН  СССР,  где  мы делали наружный
рельеф  "Лента  Мебиуса",  на  станции  автообслуживания  "Жигули",  для
которой  мы  создавали  мозаику "Природа и современность".  Было у нас и
несколько совместных проектов, которые осуществить не удалось.
    Нам очень   нравится  работать  с  Павловым.  Это  человек  большого
творческого накала,  у него  все  время  рождаются  какие-то  интересные
замыслы.  Иногда  бывает так:  в первых набросках даже для нас самих еще
что-то неясно,  а Леонид Николаевич  умеет  выделить  главное,  помогает
отобрать  то,  что  нужно.  Осуществляет  лидерство и в то же время дает
творческую свободу.  Прислушивается к художнику, доверяет ему, может как
бы  "на  лету" подхватить его идею.  Например,  в процессе строительства
ЦЭМИ он согласился вместо запроектированного легкого  рельефа  поместить
предложенную  нами  горельефную  композицию  "Лента Мебиуса",  благодаря
которой здание получило мощный композиционный центр.
    И в  "Нагатинской"  идея росписи,  сплошь покрывающей путевые стены,
рождалась в нашем тесном союзе с архитектором.  Тема мозаики  -  история
Москвы  - была продиктована местонахождением станции,  где располагались
древние селения Нагатино,  Нижние Котлы,  Коломенское.  Здесь шли  полки
Дмитрия  Донского  на  Куликово  поле,  здесь  происходили соляные бунты
крестьян и восстание Ивана Болотникова в 1606 году,  здесь жили искусные
ремесленники и народные мастера,  в Коломенском был построен в XVII веке
знаменитый своей красотой и затейливостью деревянный дворец.
    Мы сделали проекты флорентийской мозаики,  в которой изобразительные
фрагменты,  чередуясь с орнаментальными кусками,  не просто повествовали
об  истории,  но  и  брали  на  себя роль пластических узлов.  Участие в
конкурсе,  проводимом  Глав   АПУ,   увенчалось   для   Л.Н.Павлова   и,
следовательно, для нас победой.
    К эскизам мы приступили только через четыре года,когда уже  началось
строительство станции.  Их пришлось долго утверждать - и в Глав АПУ, и в
Моссовете.  Были несогласия с тематикой - нам предлагали заменить ее  то
темой   природы,   то   промышленной   темой,  подсказанною  химическими
предприятиями, расположенными в районе Нижних Котлов. Но нам хотелось во
что  бы  то  ни  стало  сохранить  избранное  совместно  с  архитектором
историческое содержание росписи, которое бы напоминало людям о важнейших
для  русского народа событиях,  происходивших некогда в тех местах,  где
сейчас стоят типовые жилые дома и заводы.
    К счастью,   нам   удалось   убедить   многочисленные   комиссии   в
правильности  избранной  темы.  Правда,  не  все   тематические   куски,
разработанные в эскизах,  реализовались на стенах. Так, например, выпали
дорогие для нас темы,  связанные  с  историей  росписей  Благовещенского
собора в Кремле и Теремного дворца в Коломенском.
    Работа над мозаикой велась в течение двух  лет.  Всю  орнаментальную
часть   /а  это  950  кв.м/  выкладывали  строители.  Качеством  кладки,
особенно,   если   учитывать,   что   подгонял   план,   мы    довольны.
Изобразительную  часть  /350  кв.м/ делали исполнители - обычные мастера
Комбината монументально-декоративных искусств под руководством бригадира
Леонида Баскина.
    Композиция мозаики строится в  двух  масштабных  ритмах  -  крупном,
орнаментальном,   подчиненном  скоростному  движению  поездов,  и  более
мелком,  изобразительном,  воспринимаемом при неспешном  рассматривании.
Сюжетные изображения расположены на уровне окон,  фигуры не превышают их
величину.  Таким образом,  роспись путевых стен можно видеть не только с
платформы,  но - во фрагментах - и из вагонов.  Пластической композицией
мозаики на "Нагатинской" мы старались  выявить  особый  пространственный
характер станционного зала метро, который представляется нам как сложное
соединение интерьера и экстерьера.  Это экстерьер по отношению к вагонам
поезда  и интерьер по отношению к верхнему пространству городской среды.
Мы стремились к тому,  чтобы фигуративные  изображения  и  пейзажи  были
связаны  орнаментальным фоном и не разрушали целостность стены.  Как нам
кажется,  это  отвечает  архитектурному  замыслу  станции,  исполненному
традиционного  для  русского зодчества ощущения крепости,  устойчивости,
что подчеркивается  круглыми  массивными  колоннами.  В  колористической
гамме  -  сочетаниях  золотисто-розового,  красного  и  серого вплоть до
черного - мы тоже старались не отходить от традиций  русской  стенописи.
Работой  на  "Нагатинской" нам хотелось продолжить и традиции советского
метростроения 30-х  годов,  когда  на  первый  план  выдвигалась  задача
единства архитектурно-художественного решения станций.

    Васильцов Владимир         Константинович,         1932        г.р.,
художник-монументалист,  лауреат Государственной премии СССР.  В 1960 г.
окончил  МГХИ  им.  В.И.Сурикова.  Живет  в  Москве.  Жаренова  Элеонора
Александровна,    1934     г.р.,     художник-монументалист,     лауреат
Государственной  премии СССР.  В 1960 г.  окончила МГХИ им.  И.Сурикова.
Живет в Москве.
    Основные совместные   работы   в  архитектуре:  рельефы  с  мозаикой
главного   входа   и   вестибюля   ЦHИИ    Электронной    Промышленности
/Калуга,1971/;  рельеф  с  мозаикой  портала и декоративная скульптура в
бассейне  Дворца  культуры  гидростроителей   /Мары,1973/;   мозаика   в
интерьере  станции  обслуживания  "Жигули"  /Москва,  1975/;  горельеф с
мозаикой на  фасаде  ЦЭМИ  АН  СССР  /Москва,  1976/;  витраж  в  здании
советского  посольства  в  Марокко /Рабат,1976/;  цикл маркетри в холлах

Страницы: «« « 32   33   34   35   36   37   38   39   40  41   42   43   44   45   46   47   48  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Архитектура московского метро