|
Главная - Наука - История
Автор неизвестен - Архитектура московского метро Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 48 Размер файла: 304 Кб Страницы: «« « 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 » Новиков Феликс Аронович, род. в 1927 г., Заслуженный архитектор
РСФСР, кандидат архитектуры, лауреат Государственных премий СССР и
РСФСР, профессор МАРХИ. В 1950 году окончил МАРХИ.
Основные произведения: Дворец пионеров на Ленинских горах (1962),
Московский институт электронной техники в Зеленограде (1971), посольство
СССР в Мавритании (1977), Красный дом на Тургеневской площади (1990).
Сочинения: "Формула архитектуры", М., 1984.
Работа в метро: станция метро "Краснопресненская" (1954, совм. с
В.Егеревым, М.Константиновым, И.Покровским).
О нашей работе на станции метро "Нагатинская".
В.Васильцов, Э.Жаренова,
художники-монументалисты.
В 1979 году архитектор Л.Н.Павлов предложил нам участвовать в работе
над конкурсным проектом станции метро "Нагатинская" /первоначально ее
предполагали назвать "Нижние Котлы"/. До этого мы неоднократно работали
с Леонидом Николаевичем - на здании Центрального
экономико-математического института АН СССР, где мы делали наружный
рельеф "Лента Мебиуса", на станции автообслуживания "Жигули", для
которой мы создавали мозаику "Природа и современность". Было у нас и
несколько совместных проектов, которые осуществить не удалось.
Нам очень нравится работать с Павловым. Это человек большого
творческого накала, у него все время рождаются какие-то интересные
замыслы. Иногда бывает так: в первых набросках даже для нас самих еще
что-то неясно, а Леонид Николаевич умеет выделить главное, помогает
отобрать то, что нужно. Осуществляет лидерство и в то же время дает
творческую свободу. Прислушивается к художнику, доверяет ему, может как
бы "на лету" подхватить его идею. Например, в процессе строительства
ЦЭМИ он согласился вместо запроектированного легкого рельефа поместить
предложенную нами горельефную композицию "Лента Мебиуса", благодаря
которой здание получило мощный композиционный центр.
И в "Нагатинской" идея росписи, сплошь покрывающей путевые стены,
рождалась в нашем тесном союзе с архитектором. Тема мозаики - история
Москвы - была продиктована местонахождением станции, где располагались
древние селения Нагатино, Нижние Котлы, Коломенское. Здесь шли полки
Дмитрия Донского на Куликово поле, здесь происходили соляные бунты
крестьян и восстание Ивана Болотникова в 1606 году, здесь жили искусные
ремесленники и народные мастера, в Коломенском был построен в XVII веке
знаменитый своей красотой и затейливостью деревянный дворец.
Мы сделали проекты флорентийской мозаики, в которой изобразительные
фрагменты, чередуясь с орнаментальными кусками, не просто повествовали
об истории, но и брали на себя роль пластических узлов. Участие в
конкурсе, проводимом Глав АПУ, увенчалось для Л.Н.Павлова и,
следовательно, для нас победой.
К эскизам мы приступили только через четыре года,когда уже началось
строительство станции. Их пришлось долго утверждать - и в Глав АПУ, и в
Моссовете. Были несогласия с тематикой - нам предлагали заменить ее то
темой природы, то промышленной темой, подсказанною химическими
предприятиями, расположенными в районе Нижних Котлов. Но нам хотелось во
что бы то ни стало сохранить избранное совместно с архитектором
историческое содержание росписи, которое бы напоминало людям о важнейших
для русского народа событиях, происходивших некогда в тех местах, где
сейчас стоят типовые жилые дома и заводы.
К счастью, нам удалось убедить многочисленные комиссии в
правильности избранной темы. Правда, не все тематические куски,
разработанные в эскизах, реализовались на стенах. Так, например, выпали
дорогие для нас темы, связанные с историей росписей Благовещенского
собора в Кремле и Теремного дворца в Коломенском.
Работа над мозаикой велась в течение двух лет. Всю орнаментальную
часть /а это 950 кв.м/ выкладывали строители. Качеством кладки,
особенно, если учитывать, что подгонял план, мы довольны.
Изобразительную часть /350 кв.м/ делали исполнители - обычные мастера
Комбината монументально-декоративных искусств под руководством бригадира
Леонида Баскина.
Композиция мозаики строится в двух масштабных ритмах - крупном,
орнаментальном, подчиненном скоростному движению поездов, и более
мелком, изобразительном, воспринимаемом при неспешном рассматривании.
Сюжетные изображения расположены на уровне окон, фигуры не превышают их
величину. Таким образом, роспись путевых стен можно видеть не только с
платформы, но - во фрагментах - и из вагонов. Пластической композицией
мозаики на "Нагатинской" мы старались выявить особый пространственный
характер станционного зала метро, который представляется нам как сложное
соединение интерьера и экстерьера. Это экстерьер по отношению к вагонам
поезда и интерьер по отношению к верхнему пространству городской среды.
Мы стремились к тому, чтобы фигуративные изображения и пейзажи были
связаны орнаментальным фоном и не разрушали целостность стены. Как нам
кажется, это отвечает архитектурному замыслу станции, исполненному
традиционного для русского зодчества ощущения крепости, устойчивости,
что подчеркивается круглыми массивными колоннами. В колористической
гамме - сочетаниях золотисто-розового, красного и серого вплоть до
черного - мы тоже старались не отходить от традиций русской стенописи.
Работой на "Нагатинской" нам хотелось продолжить и традиции советского
метростроения 30-х годов, когда на первый план выдвигалась задача
единства архитектурно-художественного решения станций.
Васильцов Владимир Константинович, 1932 г.р.,
художник-монументалист, лауреат Государственной премии СССР. В 1960 г.
окончил МГХИ им. В.И.Сурикова. Живет в Москве. Жаренова Элеонора
Александровна, 1934 г.р., художник-монументалист, лауреат
Государственной премии СССР. В 1960 г. окончила МГХИ им. И.Сурикова.
Живет в Москве.
Основные совместные работы в архитектуре: рельефы с мозаикой
главного входа и вестибюля ЦHИИ Электронной Промышленности
/Калуга,1971/; рельеф с мозаикой портала и декоративная скульптура в
бассейне Дворца культуры гидростроителей /Мары,1973/; мозаика в
интерьере станции обслуживания "Жигули" /Москва, 1975/; горельеф с
мозаикой на фасаде ЦЭМИ АН СССР /Москва, 1976/; витраж в здании
советского посольства в Марокко /Рабат,1976/; цикл маркетри в холлах
Страницы: «« « 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |