Главная - Наука - История
Автор неизвестен - Архитектура московского метро Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 48 Размер файла: 304 Кб Страницы: «« « 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 » /7/ См.: Соловьев Н.К. Метро и его образ. - Декоративное искусство СССР, 1981, ј 9; Половой В.М. Вчера и сегодня московского метро. - Декоративное искусство СССР, 1985, ј 6; Зиновьева Т. Метро и синтез искусств. - Декоративное искусство СССР, 1987, ј 4; Пясковский Ю. Зачем художник приходит в метро? - Декоративное искусство СССР, 1987, ј 4; Спор о метро. Диалог искусствоведа и социолога. - Декоративное искусство ССССР, 1987, ј 7; Аграновская А. Скульптура в метро. - В сб.: Художник и город. М., "Советский художник", 1988; Пясковский Ю. Московское метро как явление культуры. - Там же. /8/ Слово "метрополитен" происходит от названия компании "Метрополитен" ( в переводе - "столичная"), построившей в 1863 году в Лондоне, еще до появления трамвая и автомобиля, подземную железнодорожную линию. Внедрение в 1890 году электрической тяги явилось началом нового этапа сооружения подземных магистралей, прокладывавшихся в Париже, Берлине и других городах Европы и Америки. /9/ /10/ /11/ И.Ильф, Е.Петров. Указ. соч., с. 19-20. /12/ Хазанова В.Э. Советская архитектура первой пятилетки. М., Наука, 1980, с. 33-34. /13/ См. раздел "Документы и материалы". /14/ Метрополитен - сложнейшее техническое сооружение, и без знания его особенностей трудно понять специфику его архитектурного проектирования. Поэтому в публикационный раздел нашего альбома мы включили выдержки из книг и статей, в которых освещается ряд сугубо технических вопросов. /15/ См. раздел "Документы и материалы". /16/ Сооружение московского метрополитена в 30-е годы - особая страница в истории нашей страны. К этому времени метро уже существовало во многих городах мира - в Лондоне, Нью-Йорке, Филадельфии, Париже, Берлине, Гамбурге, Буэнос-Айресе, Мадриде, Барселоне, Токио, Осло, Афинах. Для нас же строительство подземных транспортных дорог было делом новым, и каждый его этап широко освещался в прессе - в центральных газетах, многотиражке "Ударник Метростроя", журнале "Метрострой", начавшем издаваться в 1932 году. Печать подробно информировала о геологоразведочных работах и археологических изысканиях, о трудовых подвигах инженеров, бурильщиков, проходчиков, кессонщиков, специально освещала работу комсомольцев, массовая мобилизация которых на Метрострой проходила с середины 1933 года. В прессе 1932-1934 годов отмечается и множество недостатков в ведении строительства метро: отсутствие плана механизации работ, нехватка транспорта, преобладание кустарных методов, крайне неудовлетворительная организация труда и т.д. (См.: О ходе строительства первой очереди. - Метрострой, 1933, ј 11-12, с. 7). Но официально признанной летописью первой очереди стали книги: Метро. Сборник, посвященный пуску московского метрополитена. Под ред. Л.Ковалева. М., издание газеты "Рабочая Москва", 1935; Рассказы строителей метро. М., 1935; Как мы строили метро. 7, изд-во "История фабрик и заводов", 1935; Год работы метрополитена им. Л.М.Кагановича, М., 1936 и др. В этих изданиях, в духе того времени, всячески подчеркивалась роль политического руководства строительством, особенно Л.Кагановича, который в период сооружения метро являлся первым секретарем МГК ВКП(б), а с марта 1935 г. - наркомом путей сообщения (До 1955 г. московский метрополитен носил имя Кагановича). /17/ Если первоначальный проект Б.Иофана имел высоту 250 м, включая венчающую здание 17-метровую статую В.И.Ленина, то высота окончательного проекта, разрабатываемого Б.Иофаном совместно с В.Щуко и В.Гельфрейхом, составила 416 м при 100-метровой статуе вождя. /18/ В 1951 году "Метропроект" был реорганизван в Государственный проектно-изыскательский институт "Метрогипротранс". /19/ В первый состав архитектурного бюро вошли Н.Андриканис, С. Сенкевич, И.Таранов, Л.Шагурина, Л.Шухарева. Позднее в коллектив пришли Н.Быкова, А.Гонцкевич, Я.Лихтенберг, И.Рахманинов, Ю.Ревковский и др. /20/ Характерно, что значительную часть сотрудников архитектурного бюро (позже - "Метропроекта") составили также харьковчане - выпускники архитектурного факультета политехнического института. /21/ Как свидетельствует пресса тех лет, метрострой счел необходимым обратиться в Союз советских архитекторов с предложением об организации конкурса на лучшее решение образов станций. Эта идея была поддержана и руководством московской партийной организации. Правление Союза организовало шефскую комиссию по работе архитекторов на Метрострое под председательством В.А.Веснина. Заметим, что конкурс на архитектуру станций и вестибюлей метро проходил на фоне общего спада открытого конкурсного проектирования (при увеличении числа заказных конкурсов), причиной чему было образование в крупных городах мощных проектных организаций, взявших на себя основной объем проектной работы, а также то, что к началу 30-х годов "были сформированы основные типы новых в социальном отношении зданий и комплексов, были внедрены в массовое строительство специфичные для тех лет методы стандартизации и типизации." (И.А.Казусь. Архитектурные конкурсы 1917-1933 годов (опыт сравнительного статистического анализа) - В сб.: Проблемы истории советской архитектуры. Под ред. А.А.Стригалева, с. 12). Однако в силу новизны объектов метростроения и необходимости разработки его архитектурной типологии конкурс на проектирование метро был открыт и широко освещался в печати. Страницы: «« « 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |