|
Главная - Наука - История
Автор неизвестен - Архитектура московского метро Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 48 Размер файла: 304 Кб Страницы: «« « 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 » »» наст. время заведует кафедрой архитектуры общественных зданий МАРХИ.
Основные произведения: жилой дом на Краснопрудной улице в Москве
/1933-1939, совм.с Ю.Мухаринским/; интерьеры Государственной библиотеки
им. В.И.Ленина /1940-1956/; Дворец культуры и науки в Варшаве /1955,
совм. с В.Богдановым, А.Великановым/; посольство СССР в Анкаре /1959,
совм. с В.Богдановым/; проект Центрального стадиона им. В.И.Ленина в
Лужниках в Москве /1956, совм. с А.Власовым, Н.Улласом, А.Хряковым/;
проект г.Зеленограда /1958-1965, совм. с Э.Биксоном, И.Замятковским,
Д.Лурье, Б.Тобилевичем/; гребной канал в Крылатском в Москве /1973-1974,
совм. с В.Кузьминым, В.Колесником, В.Краснощековым, А.Ястребовым/;
универсальный спортивный зал "Дружба" на Центральном стадионе им.
В.И.Ленина в Лужниках /1980, совм. с Ю.Большаковым, В.Пантрягиным,
О.Солоповым, В.Тарасевичем/.
Работы в метро: наземный вестибюль станции метро "Hовокузнецкая"
/1943, совм. с В.Гельфрейхом/; наземный вестибюль и станция метро
"Электрозаводская "1944, совм. с В.Гельфрейхом; наземный вестибюль и
станция метро "Парк культуры-кольцевая" /1949, совм. с Е.Марковой/;
станция метро "Смоленская" Арбатско-Покровской линии /1953, совм.с
Г.Яковлевым/.
Ряд научных теоретических работ.
ХУДОЖЕСТВЕHНЫЕ СВЕТИЛЬНИКИ МЕТРО 1943 - 1949 гг.
А.И.Дамский, инженер, дизайнер
В начале 1943 года, в разгар военных действий, вышло Постановление
ГКО о возобновлении строительства метро. Я был направлен в Метрострой на
завод ј 8 для организации цеха по производству осветительною арматуры и
художественного литья. Создание этого цеха в условиях военного времени,
без оборудования и специального здания, без квалифицированных кадров
было делом сложным. Выбрали неотапливаемое помещение, служившее складом
мрамора. Рабочими были подростки, домохозяйки и старики. Опорой
коллектива стали слесарь-монтировщик высокой квалификации Федор
Терентьевич Дашков и молодой слесарь Исаичев. Позже я нашел
семидесятилетнего чеканшика Петра Ильича Исаева, мастера с прекрасным
художественным вкусом. С фронта, без одной руки, пришел на завод
литейщик Марков, с ним мы соорудили малую литейную печь, укомплектовали
оборудование для литья. Затем в цеху появился Иван Александрович
Гладков, замечательный лепщик, хорошо знавший формовочную работу для
цветного литья. В таком составе, работая по 10 часов в сутки, мы в конце
года уже монтировали светильники на станциях "Павелецкая" и
"Новокузнецкая".
За шестилетний период моей работы цех оснастил светильниками и
другими металлическими художественными изделиями 18 станций Московского
метрополитена и ряд архитектурных объектов другого назначения.
Я ведал не только непосредственно производством светильников, других
металлических изделий и их установкой на объектах, но также и
проектированием. В некоторых случаях эскизы светильников делали авторы
станций, в других - эскизы и шаблоны разрабатывались мною. Во всех
случаях я вел конструкторскую работу, монтаж и установку осветительных
приборов, консультировал архитекторов при разработке эскизов, совместно
с лепщиками моделей, чеканщиками и литейщиками добивался высокого
художественного качества изделий.
Первыми нашими объектами были станции "Новокузнецкая", "Павелецкая"
и "Автозаводская". Тогда метропоезда уже ходили от центра до
"Автозаводской", но без остановок на промежуточных станциях, где полным
ходом велись отделочные работы. Авторы этих станций В.Г.Гельфрейх,
И.Г.Таранов, Н.А.Быкова, А.Н. Душкин и другие активно помогали нам. К
концу 1944 года были закончены работы на "Бауманской",
"Электрозаводской", "Семеновской". Тогда же были сооружены и оборудованы
нашими изделиями новые входы на станции "Площадь Революции" и "Площадь
Свердлова" и переходы между ними, соединившие Горьковско-Замоскворецкую
и Арбатско-Покровскую линии, а также станции "Охотный ряд" и "Библиотека
им. В.И.Ленина".
Затем, уже в мирное время, были оснащены нашими светильниками и
другими художественными изделиями из цветного литья шесть станций
кольцевой линии - "Курская", "Таганская", "Павелецкая", "Добрынинская",
"Октябрьская", "Парк культуры".
В подземных сооружениях свет играет огромную роль. Поэтому
архитекторы сотрудничали в тесном контакте со мной даже тогда, когда
сами создавали проекты осветительной арматуры. Особенно дорога мне
работа на "Таганской", где я участвовал в проектировании станции в
качестве автора художественных и конструктивных проектов светильников.
Их было два типа: люстра центрального зала и люстра перонных залов. Я
стремился к созданию их образного единства с интерьером. Цветовое
решение светильников вторит колориту керамических панно центрального
зала, имеющих голубой фон и белые с золотыми люстрами изображения. В
люстрах для этого зала голубой глазурованный шар представляет собой как
бы вазу, из которой растут крупные золотые стилизованные цветы. Шар
окружен венком из стеклянных рассеивателей. Они отражаются в шаре,
который получает также дополнительные блики от соседних люстр, что
увеличивает его декоративный эффект. В целом получилась нарядная /может
быть, даже излишне пышная/ форма, которую мне хотелось сделать
впечатляющим элементом интерьера, органически связанным с ним.
В единстве с замыслом зодчего решались и осветительные приборы на
станции "Октябрьская" /ранее "Калужская"/. В ее стилистике автор
Л.М.Поляков творчески использовал черты русского классицизма. Строгость,
торжественность и монументальность общего композиционного решения
станции отвечали настроениям трудного, но победного времени и оказали
влияние на образный характер светильников, в разработке которых я
участвовал в качестве соавтора Л.М.Полякова. За основу формы наших
светильников был принят факел /"Факел Победы" - говорил Леонид
Михайлович/ - крупномасштабный элемент из белого /молочного/ стекла в
строгой, построенной на сочетании черного с золотом, отделке.
В образе люстры для вестибюля станции мы стремились к легкости и
изяществу. Она была исполнена в виде кольца /диаметр 4 метра/, несущего
4 группы по 4 факела - той же формы и того же размера, что и настенные
светильники. Кольцо висело на 4-х бронзовых литых цепях. Можно только
выразить сожаление о том, что люстру сняли и таким образом нанесли
ощутимый ущерб выразительности архитектурной композиции вестибюля и
Страницы: «« « 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |