Главная - Наука - История
Автор неизвестен - Архитектура московского метро Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 48 Размер файла: 304 Кб Страницы: «« « 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 » »» наст. время заведует кафедрой архитектуры общественных зданий МАРХИ. Основные произведения: жилой дом на Краснопрудной улице в Москве /1933-1939, совм.с Ю.Мухаринским/; интерьеры Государственной библиотеки им. В.И.Ленина /1940-1956/; Дворец культуры и науки в Варшаве /1955, совм. с В.Богдановым, А.Великановым/; посольство СССР в Анкаре /1959, совм. с В.Богдановым/; проект Центрального стадиона им. В.И.Ленина в Лужниках в Москве /1956, совм. с А.Власовым, Н.Улласом, А.Хряковым/; проект г.Зеленограда /1958-1965, совм. с Э.Биксоном, И.Замятковским, Д.Лурье, Б.Тобилевичем/; гребной канал в Крылатском в Москве /1973-1974, совм. с В.Кузьминым, В.Колесником, В.Краснощековым, А.Ястребовым/; универсальный спортивный зал "Дружба" на Центральном стадионе им. В.И.Ленина в Лужниках /1980, совм. с Ю.Большаковым, В.Пантрягиным, О.Солоповым, В.Тарасевичем/. Работы в метро: наземный вестибюль станции метро "Hовокузнецкая" /1943, совм. с В.Гельфрейхом/; наземный вестибюль и станция метро "Электрозаводская "1944, совм. с В.Гельфрейхом; наземный вестибюль и станция метро "Парк культуры-кольцевая" /1949, совм. с Е.Марковой/; станция метро "Смоленская" Арбатско-Покровской линии /1953, совм.с Г.Яковлевым/. Ряд научных теоретических работ. ХУДОЖЕСТВЕHНЫЕ СВЕТИЛЬНИКИ МЕТРО 1943 - 1949 гг. А.И.Дамский, инженер, дизайнер В начале 1943 года, в разгар военных действий, вышло Постановление ГКО о возобновлении строительства метро. Я был направлен в Метрострой на завод ј 8 для организации цеха по производству осветительною арматуры и художественного литья. Создание этого цеха в условиях военного времени, без оборудования и специального здания, без квалифицированных кадров было делом сложным. Выбрали неотапливаемое помещение, служившее складом мрамора. Рабочими были подростки, домохозяйки и старики. Опорой коллектива стали слесарь-монтировщик высокой квалификации Федор Терентьевич Дашков и молодой слесарь Исаичев. Позже я нашел семидесятилетнего чеканшика Петра Ильича Исаева, мастера с прекрасным художественным вкусом. С фронта, без одной руки, пришел на завод литейщик Марков, с ним мы соорудили малую литейную печь, укомплектовали оборудование для литья. Затем в цеху появился Иван Александрович Гладков, замечательный лепщик, хорошо знавший формовочную работу для цветного литья. В таком составе, работая по 10 часов в сутки, мы в конце года уже монтировали светильники на станциях "Павелецкая" и "Новокузнецкая". За шестилетний период моей работы цех оснастил светильниками и другими металлическими художественными изделиями 18 станций Московского метрополитена и ряд архитектурных объектов другого назначения. Я ведал не только непосредственно производством светильников, других металлических изделий и их установкой на объектах, но также и проектированием. В некоторых случаях эскизы светильников делали авторы станций, в других - эскизы и шаблоны разрабатывались мною. Во всех случаях я вел конструкторскую работу, монтаж и установку осветительных приборов, консультировал архитекторов при разработке эскизов, совместно с лепщиками моделей, чеканщиками и литейщиками добивался высокого художественного качества изделий. Первыми нашими объектами были станции "Новокузнецкая", "Павелецкая" и "Автозаводская". Тогда метропоезда уже ходили от центра до "Автозаводской", но без остановок на промежуточных станциях, где полным ходом велись отделочные работы. Авторы этих станций В.Г.Гельфрейх, И.Г.Таранов, Н.А.Быкова, А.Н. Душкин и другие активно помогали нам. К концу 1944 года были закончены работы на "Бауманской", "Электрозаводской", "Семеновской". Тогда же были сооружены и оборудованы нашими изделиями новые входы на станции "Площадь Революции" и "Площадь Свердлова" и переходы между ними, соединившие Горьковско-Замоскворецкую и Арбатско-Покровскую линии, а также станции "Охотный ряд" и "Библиотека им. В.И.Ленина". Затем, уже в мирное время, были оснащены нашими светильниками и другими художественными изделиями из цветного литья шесть станций кольцевой линии - "Курская", "Таганская", "Павелецкая", "Добрынинская", "Октябрьская", "Парк культуры". В подземных сооружениях свет играет огромную роль. Поэтому архитекторы сотрудничали в тесном контакте со мной даже тогда, когда сами создавали проекты осветительной арматуры. Особенно дорога мне работа на "Таганской", где я участвовал в проектировании станции в качестве автора художественных и конструктивных проектов светильников. Их было два типа: люстра центрального зала и люстра перонных залов. Я стремился к созданию их образного единства с интерьером. Цветовое решение светильников вторит колориту керамических панно центрального зала, имеющих голубой фон и белые с золотыми люстрами изображения. В люстрах для этого зала голубой глазурованный шар представляет собой как бы вазу, из которой растут крупные золотые стилизованные цветы. Шар окружен венком из стеклянных рассеивателей. Они отражаются в шаре, который получает также дополнительные блики от соседних люстр, что увеличивает его декоративный эффект. В целом получилась нарядная /может быть, даже излишне пышная/ форма, которую мне хотелось сделать впечатляющим элементом интерьера, органически связанным с ним. В единстве с замыслом зодчего решались и осветительные приборы на станции "Октябрьская" /ранее "Калужская"/. В ее стилистике автор Л.М.Поляков творчески использовал черты русского классицизма. Строгость, торжественность и монументальность общего композиционного решения станции отвечали настроениям трудного, но победного времени и оказали влияние на образный характер светильников, в разработке которых я участвовал в качестве соавтора Л.М.Полякова. За основу формы наших светильников был принят факел /"Факел Победы" - говорил Леонид Михайлович/ - крупномасштабный элемент из белого /молочного/ стекла в строгой, построенной на сочетании черного с золотом, отделке. В образе люстры для вестибюля станции мы стремились к легкости и изяществу. Она была исполнена в виде кольца /диаметр 4 метра/, несущего 4 группы по 4 факела - той же формы и того же размера, что и настенные светильники. Кольцо висело на 4-х бронзовых литых цепях. Можно только выразить сожаление о том, что люстру сняли и таким образом нанесли ощутимый ущерб выразительности архитектурной композиции вестибюля и Страницы: «« « 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |