Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Автор неизвестен - Архитектура московского метро

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 48
Размер файла: 304 Кб
Страницы: «« « 28   29   30   31   32   33   34   35   36  37   38   39   40   41   42   43   44   45   46  » »»

наст. время заведует кафедрой архитектуры общественных зданий МАРХИ.
     Основные произведения:  жилой  дом  на Краснопрудной улице в Москве
/1933-1939,  совм.с Ю.Мухаринским/; интерьеры Государственной библиотеки
им.  В.И.Ленина  /1940-1956/;  Дворец  культуры и науки в Варшаве /1955,
совм.  с В.Богдановым,  А.Великановым/;  посольство СССР в Анкаре /1959,
совм.  с  В.Богдановым/;  проект Центрального стадиона им.  В.И.Ленина в
Лужниках в Москве /1956,  совм.  с А.Власовым,  Н.Улласом,  А.Хряковым/;
проект  г.Зеленограда /1958-1965,  совм.  с Э.Биксоном,  И.Замятковским,
Д.Лурье, Б.Тобилевичем/; гребной канал в Крылатском в Москве /1973-1974,
совм.   с  В.Кузьминым,  В.Колесником,  В.Краснощековым,  А.Ястребовым/;
универсальный  спортивный  зал  "Дружба"  на  Центральном  стадионе  им.
В.И.Ленина  в  Лужниках  /1980,  совм.  с Ю.Большаковым,  В.Пантрягиным,
О.Солоповым, В.Тарасевичем/.
    Работы в  метро:  наземный  вестибюль  станции метро "Hовокузнецкая"
/1943,  совм.  с В.Гельфрейхом/;  наземный  вестибюль  и  станция  метро
"Электрозаводская  "1944,  совм.  с В.Гельфрейхом;  наземный вестибюль и
станция метро "Парк  культуры-кольцевая"  /1949,  совм.  с  Е.Марковой/;
станция  метро  "Смоленская"  Арбатско-Покровской  линии  /1953,  совм.с
Г.Яковлевым/.
    Ряд научных теоретических работ.

                   ХУДОЖЕСТВЕHНЫЕ СВЕТИЛЬНИКИ МЕТРО 1943 - 1949 гг.

                                          А.И.Дамский, инженер, дизайнер

    В начале 1943 года,  в разгар военных действий,  вышло Постановление
ГКО о возобновлении строительства метро. Я был направлен в Метрострой на
завод  ј 8 для организации цеха по производству осветительною арматуры и
художественного литья.  Создание этого цеха в условиях военного времени,
без  оборудования  и  специального здания,  без квалифицированных кадров
было делом сложным.  Выбрали неотапливаемое помещение, служившее складом
мрамора.   Рабочими   были  подростки,  домохозяйки  и  старики.  Опорой
коллектива  стали   слесарь-монтировщик   высокой   квалификации   Федор
Терентьевич   Дашков   и   молодой   слесарь   Исаичев.  Позже  я  нашел
семидесятилетнего чеканшика Петра Ильича Исаева,  мастера  с  прекрасным
художественным  вкусом.  С  фронта,  без  одной  руки,  пришел  на завод
литейщик Марков,  с ним мы соорудили малую литейную печь, укомплектовали
оборудование  для  литья.  Затем  в  цеху  появился  Иван  Александрович
Гладков,  замечательный лепщик,  хорошо знавший формовочную  работу  для
цветного литья. В таком составе, работая по 10 часов в сутки, мы в конце
года  уже   монтировали   светильники   на   станциях   "Павелецкая"   и
"Новокузнецкая".
    За шестилетний период  моей  работы  цех  оснастил  светильниками  и
другими  металлическими художественными изделиями 18 станций Московского
метрополитена и ряд архитектурных объектов другого назначения.
    Я ведал не только непосредственно производством светильников, других
металлических  изделий  и  их  установкой  на  объектах,  но   также   и
проектированием.  В  некоторых случаях эскизы светильников делали авторы
станций,  в других - эскизы и  шаблоны  разрабатывались  мною.  Во  всех
случаях  я вел конструкторскую работу,  монтаж и установку осветительных
приборов,  консультировал архитекторов при разработке эскизов, совместно
с  лепщиками  моделей,  чеканщиками  и  литейщиками  добивался  высокого
художественного качества изделий.
    Первыми нашими объектами были станции "Новокузнецкая",  "Павелецкая"
и  "Автозаводская".  Тогда  метропоезда  уже   ходили   от   центра   до
"Автозаводской",  но без остановок на промежуточных станциях, где полным
ходом велись  отделочные  работы.  Авторы  этих  станций  В.Г.Гельфрейх,
И.Г.Таранов,  Н.А.Быкова,  А.Н.  Душкин и другие активно помогали нам. К
концу   1944   года   были    закончены    работы    на    "Бауманской",
"Электрозаводской", "Семеновской". Тогда же были сооружены и оборудованы
нашими изделиями новые входы на станции "Площадь Революции"  и  "Площадь
Свердлова" и переходы между ними,  соединившие Горьковско-Замоскворецкую
и Арбатско-Покровскую линии, а также станции "Охотный ряд" и "Библиотека
им. В.И.Ленина".
     Затем, уже в мирное время,  были оснащены  нашими  светильниками  и
другими  художественными  изделиями  из  цветного  литья  шесть  станций
кольцевой линии - "Курская",  "Таганская", "Павелецкая", "Добрынинская",
"Октябрьская", "Парк культуры".
    В подземных  сооружениях  свет   играет   огромную   роль.   Поэтому
архитекторы  сотрудничали  в  тесном контакте со мной даже тогда,  когда
сами создавали  проекты  осветительной  арматуры.  Особенно  дорога  мне
работа  на  "Таганской",  где  я  участвовал  в проектировании станции в
качестве автора художественных и конструктивных  проектов  светильников.
Их  было два типа:  люстра центрального зала и люстра перонных залов.  Я
стремился к  созданию  их  образного  единства  с  интерьером.  Цветовое
решение  светильников  вторит  колориту  керамических панно центрального
зала,  имеющих голубой фон и белые с золотыми  люстрами  изображения.  В
люстрах  для этого зала голубой глазурованный шар представляет собой как
бы вазу,  из которой растут крупные  золотые  стилизованные  цветы.  Шар
окружен  венком  из  стеклянных  рассеивателей.  Они  отражаются в шаре,
который получает также  дополнительные  блики  от  соседних  люстр,  что
увеличивает его декоративный эффект.  В целом получилась нарядная /может
быть,  даже  излишне  пышная/  форма,  которую  мне   хотелось   сделать
впечатляющим элементом интерьера, органически связанным с ним.
     В единстве с замыслом зодчего решались и осветительные  приборы  на
станции   "Октябрьская"  /ранее  "Калужская"/.  В  ее  стилистике  автор
Л.М.Поляков творчески использовал черты русского классицизма. Строгость,
торжественность   и   монументальность  общего  композиционного  решения
станции отвечали настроениям трудного,  но победного времени  и  оказали
влияние  на  образный  характер  светильников,  в  разработке  которых я
участвовал в качестве  соавтора  Л.М.Полякова.  За  основу  формы  наших
светильников   был   принят  факел  /"Факел  Победы"  -  говорил  Леонид
Михайлович/ - крупномасштабный элемент из белого  /молочного/  стекла  в
строгой, построенной на сочетании черного с золотом, отделке.
     В образе люстры для вестибюля станции мы стремились  к  легкости  и
изяществу.  Она была исполнена в виде кольца /диаметр 4 метра/, несущего
4 группы по 4 факела - той же формы и того же размера,  что и  настенные
светильники.  Кольцо  висело на 4-х бронзовых литых цепях.  Можно только
выразить сожаление о том,  что люстру  сняли  и  таким  образом  нанесли
ощутимый  ущерб  выразительности  архитектурной  композиции  вестибюля и

Страницы: «« « 28   29   30   31   32   33   34   35   36  37   38   39   40   41   42   43   44   45   46  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Архитектура московского метро