Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Автор неизвестен - Архитектура московского метро

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 48
Размер файла: 304 Кб
Страницы: «« « 21   22   23   24   25   26   27   28   29  30   31   32   33   34   35   36   37   38   39  » »»

считали,  что низкие,  из белого мрамора пилоны не сделают подземный зал
нарядным. Но станция, тем не менее, понравилась. Мы даже получили за нее
Сталинскую премию. Помню, "Белорусскую-кольцевую" осматривал Н.С.Хрущев.
Он  приехал  с  украшенной  яркими  витражами "Новослободской",  рядом с
которой  "Белорусская",  еще  не  облицованная  и  без   побелки,   явно
проигрывала.  Я  сказала  Хрущеву:  "После "Новослободской" наша станция
покажется Вам Золушкой." А он в ответ:  "Но  ведь  Золушка  превращается
потом в принцессу."
    Переход, соединяющий            "Белорусскую-кольцевую"            с
"Белорусской-радиальной",  на мой взгляд,  мало удался.  А вот три арки,
которые ведут вниз на кольцевую линию,  по-моему,  получились красивыми.
Художник  Г.И.Опрышко делал их совместно с Тарановым.  Мой муж прекрасно
рисовал.  В душе он был не менее художник,  чем архитектор,  ему  всегда
было жаль отдавать оформление в чужие руки. Опрышко был очень тактичен и
старался, чтобы его работа соответствовала замыслам Таранова.
    Последующие станции    -   "ВДНХ","   Измайловская",   "Щелковская",
"Проспект Вернадского" - в силу многих обстоятельств были менее  яркими,
но  и  они  требовали  огромного вклада сил,  энергии и любви.  Особенно
печальна история станции "ВДНХ".  Ее перронный зал должны были обрамлять
арки  с  орнаментом зеленой с золотом флорентийской мозаики,  работу над
которой начал В.А.Фаворский.  Но этому не  суждено  было  воплотиться  в
жизнь.   Художественное   оформление   запретили,  распалубки  покрасили
масляной краской. Я избегаю бывать там.
    А в   целом  моя  творческая  жизнь,  посвященная  метро,  сложилась
счастливо.

    Быкова Надежда  Александровна,  1907   г.р.,   архитектор,   лауреат
государственной премии СССР. В 1930 г. окончила Вхутемас-Вхутеин. С 1932
г.   по   196   г.   работала   в   проектно-изыскательском    институте
"Метрогипротранс".  Основные  произведения:  станция  метро "Сокольники"
/1935,  совм.  с И.Г.Тарановым/, "Белорусская-радиальная" /1938, совм. с
Н.H.Андриканисом,   "Новокузнецкая"   /1943,   совм.  с  И.Г.Тарановым/,
"Белорусская-кольцевая"  /1954,  совм.  с  И.Г.Тарановым,  при   участии
З.Абрамовой,   А.Макаровой,   Я.Татаржинской,  Ю.А.Черепановым/,  "ВДНХ"
/1958,  совм.  с   И.Г.Тарановым,   при   участии   Ю.А.Черепанова,   И.
Гохарь-Хармандарян/,  "Спортивная"  /1959,  совм.  с И.Г.Тарановым,  при
участии Ю.Черепанова, И. Гохарь-Хармандарян/, наземный вестибюль станции
"Университет"/1959,  совм. с И.Г.Тарановым, при участии Ю.А.Черепанова/,
"Измайловская"/1961, совм. с И.Г.Тарановым/, "Щелковская" /196З, совм. с
И.Г.Тарановым/,  "Проспект Вернадского" /196З,  совм.  с И.Г.Тарановым/.
Награждена орденами "Знак Почета" и "Красная Звезда".

                                                   А.Таранов, архитектор

                          ГЛАВНОЕ ДЕЛО ЖИЗHИ

     Для моего  отца,  Ивана  Георгиевича  Таранова,  работа  в  области
метростроения была исполнена высокого поэтического смысла. Его проектные
решения  отличались  смелостью  и  новаторством.  В  "послужном  списке"
Таранова - множество гражданских объектов.  Важной вехой в его жизни был
павильон "Механизация" для ВСХВ,  который он делал совместно с  Виктором
Андреевым. И все же главной сферой деятельности было для него метро.
     Папа учился  в   Харькове,   в   политехническом   институте,   где
подготовкой  зодчих  руководил выдающийся мастер С.Серафимов.  Он создал
прекрасную архитектурную школу столичного уровня, из которой вышли такие
сильные архитекторы,  как В.Андреев,  А.Душкин,  С.Кравец, Я.Лихтенберг,
Б.Примак,  Ю.Ревковский.  После окончания  института  отец  проектировал
шахтный  поселок  в  Горловке,  а  в 1932 году,  приехав в Москву,  стал
работать в архитектурном бюро Метростроя.  Он был молод, энергичен - ему
на ту пору еще не было и тридцати. Вдохновленный новизной и необычностью
вставших перед ним  архитектурных  задач,  отец  с  головой  окунулся  в
работу.  Вскоре  он  стал заместителем начальника архитектурного отдела,
который возглавлял С.М.Кравец.
     Насколько я  знаю  по рассказам коллег отца,  он был в той или иной
мере причастен к строительству всех станций  первой  очереди.  С  мамой,
Надеждой Александровной Быковой, проектировал "Сокольники". К сожалению,
наземный вестибюль не  удалось  сделать  таким,  каким  он  был  задуман
авторами.  Павильон  проектировался  шире  и  выше,  но  по распоряжению
Кагановича его уменьшили в полтора раза.  А сейчас он и вовсе  потерялся
среды  высотных домов.  И тем не менее его "парковый" характер,  как мне
кажется, сохранился.
     Отцу был  чужд  локальный подход к решению архитектуры станции.  Он
вникал во все аспекты  проектирования,  начиная  с  прокладки  трассы  и
кончая такими "мелочами" как механические решетки.  Он не отказывался ни
от какой работы для метро,  считая: "нет маленьких ролей, есть маленькие
актеры". Кстати сказать, он участвовал в создании проекта первого вагона
метрополитена.   Он   являлся   автором    плаката,    пропагандирующего
проимущества  нового  вида  транспорта.  Отец прекрасно рисовал.  Он сам
разрабатывал орнаментику пола  для  "Белорусской-кольцевой",  сам  лепил
декоративные  детали  и  светильники для всех своих станций.  Но в то же
время считал,  что если для скульптора "разговорный язык"  -  глина  или
пластилин,  для  художника  - карандашный рисунок,  то для архитектора -
строгий чертеж.
     Папа много работал дома,  ночами.  Приходил со службы, спал два-три
часа,  а затем садился за стол.  Под утро вновь ненадолго засыпал. И так
всю жизнь.  Иногда,  поздними вечерами, отец разрешал мне сидеть рядом с
ним, делать уроки.
     Проекты "Белорусской-кольцевой"  создавались  у  нас дома.  Вначале
авторский  коллектив   состоял   из   четырех   человек:   И.Г.Таранова,
Н.А.Быковой,  Ю.А.Зенкевича и Г.С.Тосунова. Комната наша была заставлена
подрамниками  с  изображениями  краснопилонного  подземного   вестибюля,
который  мне,  мальчишке,  очень  нравился.  В середине конкурса бригада
распалась,  и родители стали делать свой собственный  проект  с  низкими
белыми  пилонами.  Он получил первую премию.  Помню,  как я был огорчен,
когда проснувшись, увидел, что красные пилоны в эскизах исчезли...
     Однако в  день  открытия "Белорусской-кольцевой" ее сияющая белизна
произвела  на  меня  большое  впечатление.   Раньше   открытия   станции
сопровождались   народными   гуляниями.   По   подземным   пространствам
московского метро шли настоящие демонстрации.  Hа "Белорусской" всеобщее
внимание  привлекал  мощный  лепной  свод,  залитый  ослепительно  ярким

Страницы: «« « 21   22   23   24   25   26   27   28   29  30   31   32   33   34   35   36   37   38   39  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Архитектура московского метро