Главная - Наука - История
Автор неизвестен - Архитектура московского метро Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 48 Размер файла: 304 Кб Страницы: «« « 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 » »» отраженным светом. Hо лепнина потолка, как мне кажется, не скрывает, а, напротив, подчеркивает тюбинговую конструкцию станции. Hе менее "конструктивен" и пол - его орнаментальный ковер, простираясь из центрального в боковые нефы, зрительно объединяет отсеки и расширяет подземный зал. Помню, во время открытия мама говорила кому-то: "Что вы все наверх смотрите? Вы вниз, на пол смотрите!" На "Спортивной" И.Г.Тарановым впервые была предпринята попытка отказаться от оштукатуренного потолка. Такой потолок часто промокает и требует ремонта. Папа предложил установить новый вариант сборного "зонта", по которому вода стекает в отводные канавки, а затем - в соответствующие камеры. Следующий, еще более усовершенствованный вариант "зонта" был осуществлен на "Тургеневской". Потолок там максимально герметизирован - "картины", т.е. части оболочки "зонта", огибают сразу пол-свода, имея один стык по центру. Каждое нововведение отца требовало больших затрат сил. С боем пришлось отстаивать новый "зонт". Была бы возможность, Таранов пошел бы в разработке его конструкции еще дальше - у него были интересные проекты алюминиевого свода, но эта идея не была поддержана. В исковерканном виде воплотился замысел станции "ВДHХ". Мозаичные обрамления арок: зеленые дубовые листья, перевитые коричневой лентой - это должно было быть очень красиво... В.А.Фаворский уже приступил к осуществлению орнамента, часть одного пилона была выполнена в натуре, но после этого заштукатурена и покрашена масляной краской. В период работы над "ВДHХ" отец неоднократно брал меня с собой в мастерскую Фаворского. Все, что я видел там, запомнилось мне белым и строгим: белые волосы Владимира Андреевича, белые стены, скромная обстановка, сдержанный, тихий разговор... Не удалось отцу осуществить и проект многоэтажного здания Управления метрополитена, который включал наземный вестибюль станции "Белорусская-кольцевая" и который мощной двухэтажной аркадой должен был проходить от улицы "Грузинский вал" до Белорусского вокзала. Замысел реализовался фрагментарно: построенный вестибюль - это лишь "осколок" большой архитектурной темы. Но самой острой болью Таранова были неосуществленные проекты двухэтажных станций, которые он разрабатывал на протяжении всей своей жизни. В 1935 году отец поступил в аспирантуру Академии архитектуры СССР. Его диссертационная работа была посвящена пересадочным узлам метрополитена. В процессе этой работы, видимо, и появилась мывль о двухэтажных станциях. Или наоборот - вначале родилась сама идея, а затем тема диссертации. Такая станция, по замыслу отца,- это всегда пересадочный узел, то есть объединение двух станций в одном пространстве, где пересадка осуществляется "крест-накрест". Проект был разработан детально в 1949 году для станции "Киевская". В соответствии с этим проектом был сделан макет полутораметровой длины с двигающимися поездами и загорающимися лампочками. Отражаясь в установленном с одной стороны зеркале, он казался грандиозным. Макет предназначался для подарка Сталину, но почему-то преподнесен не был. После "Киевской" отец вернулся к волновавшей его теме, когда проектировал пересадочный узел на "Площади Ногина". Потом им был сделан двухэтажный вариант для пересадки "Горьковская" - "Пушкинская". Эти проекты нравились - в них была чистота инженерной мысли и красота композиционного решения. Помню, с каким одобрением был воспринят в "Метрострое" макет пересадочного узла на "Площади Ногина". Все ахали-охали, говорили: "Непременно! Обязательно! Но в следующий раз". Для осуществления проекта нужны были определенные конструкторские усилия - замысел отца был рассчитан на одиннадцатиметровый радиус тоннеля, а тогда был освоен радиус только в 9,5 метров. Позже отец разработал вариант и с этим радиусом, но проект тоже не пошел. Как не пошел и проект двухэтажной станции мелкого заложения. Экономическая выгода от такого пересадочного узла составила бы миллионы рублей. Но никто не взял на себя ответственность за внедрение новаторского замысла. С горьким чувством уходил отец на пенсию. Его мечта осталась "утопией". Беру это слово в кавычки, так как не считаю идею Ивана Георгиевича Таранова неосуществимой. Более того, верю, что со временем она будет воплощена в жизнь. Таранов Андрей Иванович, род. в 1941 г., архитектор. В 1964 году окончил МАРХИ. Основные произведения: Севастопольский приборостроительный институт (проект 1966 г., совм. с Е.В.Рыбицким, М.И.ЯнишевскоЙ, М.М.Медведевым); Институт проблем механики АН СССР (1974, совм. с Л.М.Колосковой и В.М.Гинзбургом, Москва); Краснопресненские бани (1979 г., совм. с Л.М.Колосковой, Москва); Инженерный корпус Метрополитена (1982, совм. с В.М.Гинзбургом, Москва), Международная телефонная станция (1986, Москва), детская больница им. Н.Ф.Филатова (1988, совм. с М.Н.Руревич, Москва). Т.Федорова, инженер О ЛЮДЯХ МЕТРОСТРОЯ Мне выпало счастье по путевке комсомола более пятидесяти лет тому назад начать работу на строительстве московского метро. Моей первой станцией, где я работала сперва проходчицей, а затем бригадиром бетонщиков, была станция им.Коминтерна (теперь "Калининская") - может быть, не самая красивая, но бесконечно для меня дорогая. ...Прошли годы. Я окончила институт инженеров железнодорожного транспорта и работала начальником смены, затем начальником горного участка, а в 1948 году была назначена начальником шахты. Впервые в этой роли выступила на строительстве "Hовослободской". Это были очень трудные, но и прекрасные годы жизни. Здесь сложился уникальный коллектив, который можно назвать коллективом дружного коммунистического труда. Мы работали как одна большая семья. Здесь судьба подарила мне встречу и с замечательным архитектором Алексеем Николаевичем Душкиным. Это был талантливейший человек, самозабвенно увлеченный своим делом. И очень красивый - огромного роста, точно былинный богатырь, с "львиной" седовласой головой, ясными голубыми глазами. Будучи совсем молодым, он строил с Я.Г.Лихтенбергом "Дворец Советов" (теперь "Кропоткинская") - лучшую станцию первой очереди, ставшую сейчас памятником архитектуры. Я живу рядом с "Кропоткинской" и, часто бывая там, неизменно вспоминаю Алексея Николаевича. Как он любил Страницы: «« « 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |