Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Автор неизвестен - Архитектура московского метро

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 48
Размер файла: 304 Кб
Страницы: «« « 18   19   20   21   22   23   24   25   26  27   28   29   30   31   32   33   34   35   36  » »»

Ногина" одеты в столь широкие мраморные "юбки"?  Там,  где можно,  нужно
"затягивать корсет".  В архитектуре, которая должна вырастать в реальных
условиях специфических /я  имею  в  виду  подземность/  и  экономических
ограничений,  жестко  установленных  функциональных программ,  доступных
материалов и освоенной  технологии,  особенно  важно  соблюдать  принцип
бережного  отношения  к  масштабам внутреннего пространства,  оптимально
решенные габариты конструкции подчинены ощущению  интерьера.  Оптический
обман не приносит результатов.
     Для безоконного  метро   жизненно   важен   свет   -   органический
структурный    элемент,    способный   оживить   материал,   подчеркнуть
пространственные решения.  Организация светотехнических приемов особенно
важна  при  возведении  получающих  сейчас распространение односводчатых
станций,  где конструктивными средствами трудно достичь  художественного
эффекта.   Ддя   этого  можно  шире  применять,  например,  пластические
прозрачные плоскости и др.
     /.../ Мое архитектурное кредо - станция "Кропоткинская". При со-
здании ее проекта пришлось обратиться  к  анналам  египетской  подземной
архитектуры.  Верх  колонн,  освещенный  масляными  плашками в подземных
лабиринтах пирамид, взят за основу конструктивного решения. Оно отражает
ту   функциональную   реальность,   которой   должно  отвечать.  Станцию
"Автозаводская" люблю за то,  что она сделана как бы на  одном  дыхании.
Здесь  четко  выражена конструктивная сущность и,  как у русских храмов,
чистота работающей  формы.  Кстати  сказать,  "Автозаводская"  -  первая
станция с гранитными полами.
     "Маяковская", на мой взгляд, могла бы быть более впечатляющей. Дело
в том,  что не все конструктивные замыслы удалось воплотить в свое время
в жизнь.
     Средства художественной выразительности должны отвечать требованиям
архитектурной логики.  В этом плане установленные  на  станции  "Площадь
Революции" скульптуры трудно оправдать композиционно.
     На станции "Новослободская" освещение было задумано через  витражи,
тогда бы создавалось впечатление грота...
     И последнее:  облик метро - это явление,  неотделимое от истории  и
культуры  народа.  Идеологическое  воздействие  произведений архитектуры
непрерывно,  и годы не ослабляют  его.  Hапротив,  исторические  события
аккумулируются   в   памятнике  архитектуры,  дополняя  и  обогащая  его
содержание.

Беседа корреспондента журнала  "Метрострой"  С.Пономаренко  с  лауреатом
Государственных премий профессором А.H.Душкиным.  "Метрострой",  1973, ј
5, с.29.

    Душкин Алексей Николаевич,  архитектор,  член-корреспондент Академии
архитектуры  СССР,  заслуженный  деятель искусств Мордовской и Бурятскио
АССР,  профессор.  Годы  жизни:   1904-1977.   В   1930   году   окончил
архитектурный факультет Харьковского политехнического института.  С 1933
г. по 1939 г. работал в мастерской ј 3 Моссовета, с 1940 г. по 1941 г. -
в  отделе  "Метропроект"  Метростроя.  С 1943 г.  по 1951 г.  возглавлял
Центральную  архитектурную  мастерскую  МПС.  1951-1959  гг.  -  главный
архитектор института "Метрогипротранс".  С 1949г. по 1977г. преподавал в
МАРХИ.
     Основные работы:  проекты  Дворца  Советов  /1932 - 1933,  совм.  с
Я.Додицей,  В.  Андреевым,  а также совм.  с К.Алабяном,  А.Мордвиновым,
В.Симбирцевым/;   проект   Дворца   радио   в   Москве  /1933,  совм.  с
А.Мордвиновым,     К.Соломоновым/;     проект      здания      института
Маркса-Энгельса-Ленина  /1934,  совм.  с А.Мордвиновым,  К.Соломоновым/;
высотное здание у Красных ворот /1951,  совм. с Б.Мезенцевым/; универмаг
"Детский    мир"/1955-1956/;   санаторий   в   Сочи   /1956,   совм.   с
А.Грум-Гримайло и М.Марковским/.
    Работа в  метро:  станция  метро  "Кропоткинская"  /ранее  - "Дворец
Советов",    1935,    совм.    с    Я.Лихтенбергом/;    станция    метро
"Маяковская"/1933,  худ.  А.Дейнека/;  станция метро "Площадь Революции"
/1938, ск.М.Манизер/; станция метро "Павелецкая-радиальная" /1943, совм.
с Н.Князевым/; станция метро "Автозаводская" /1943,
               ; станция   метро   "Новослободская"   /1952,   совм.   с
А.Стрелковым, худ. П.Корин/.

                     КАК РОЖДАЛИСЬ ОБРАЗЫ СТАНЦИЙ Т. Душкина, музыкант.

    Самой любимой  станцией моего мужа,  архитектора Алексея Николаевича
Душкина,  была станция "Дворец Советов",  его "первенец",  создаваемый в
соавторстве с Я.Г.Лихтенбергом.  К проектированию станции он подключился
в 1934 году. Решение было найдено быстро. Алексей Николаевич, как он сам
говорил мне, сразу "увидел" подземный зал в натуре.
    Следующая станция,  "Площадь Революции",  была задумана не с круглой
скульптурой,  а с барельефами.  Алексей Hиколаевич боролся за свою идею,
считая,  что фигуры  загромоздят  пространство.  Hо  молодой  еще  тогда
архитектор  не  смог выиграть сражение с маститым скульптором:  академик
М.Манизер оказался сильней.  Я слышала  разные  мнения  о  станции.  Вот
например, одно из них: "Да ведь это не метро, а музей революции."
    В 1936-1937 годах шло проектирование станции "Площадь  Маяковского".
Алексей  Николаевич читал и перечитывал произведения поэта,  просил меня
играть ему то Баха, то Прокофьева. Родившийся у него образ станции можно
назвать словом "сталь".  При утверждении проекта было много тревог, всех
пугал новый  материал,  никогда  еще  не  применявшийся  в  архитектуре.
Некоторые  говорили,  что  Душкин  со  всеми своими проектами и идеями -
безумен.  Алексей Николаевич обратился к авиаконструктору  А.И.Путилову,
тот помог убедить и руководство Метростроя,  и более высокие инстанции в
возможности использования стали в отделке станции. "Площадь Маяковского"
прославилась на весь мир.  Для меня она "звучит"; и в музыке ее ритмов я
слышу "стальные" звуки концертов Прокофьева.
    Алексей Николаевич   объединял   архитектуру  и  музыку,  считая  их
родственными  искусствами.  Музыку  он  боготворил.  Произведения  Баха,
Бетховена,   Рахманинова  рождали  в  нем  вдохновение,  замыслы,  жажду
творить. А такое мало знакомое широкому кругу произведение, как Прелюдия
ми-бемоль  минор  Баха,  по преданию,  написанная композитором на смерть
жены,  своей ясной грустью и спокойным  движением  в  моменты  тревог  и
волнений, умиротворяло Алексея Николаевича, целебно действовало на него.
    Я хорошо помню,  как шла работа над проектом станции  "ЗИС"  /теперь
это "Автозаводская"/.  Алексей Николаевич,  сделав несколько эскизов, не

Страницы: «« « 18   19   20   21   22   23   24   25   26  27   28   29   30   31   32   33   34   35   36  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Архитектура московского метро