|
Главная - Наука - История
Автор неизвестен - Архитектура московского метро Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 48 Размер файла: 304 Кб Страницы: «« « 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 » »» восторгом отзывался об искусстве древних иконописцев, особенно Андрея
Рублева, рассказывал о принципах его письма. Необычайно любил "Тайную
вечерю" Леонардо да Винчи.
Общаясь с такими людьми, как А.В.Щусев и Д.А.Корин, мы,
конструкторы, постигали мир искусства. И, в свою очередь, старались быть
не только полезными архитекторам и художникам, но, насколько это было
возможно, вдохновлять их красотой инженерных решений.
Семенов Алексей Иванович, род. в 1908 г., инженер, лауреат
Государственной премии СССР. В 1926-1928 гг. учился в Курском
землестроительно-мелиоративном техникуме. В 1934 г. окончил Московский
институт водного хозяйства. В 1935-1937 гг. работал на проектировании
гидротехнических сооружений канала "Москва-Волга". С 1937 г. по
настоящее время работает в области метростроения. 1962-1974 гг. -
начальник конструкторского отдела проектно-изыскательского института
"Метрогипротранс", после 1974 г. - главный специалист конструкторского
отдела. Основные постройки: "Комсомольская-кольцевая" (1952),
"Белорусская-кольцевая" (1952), "Новослободская" (1952), "Арбатская"
(1953), "Площадь Ногина" (1970, 1971), "Кузнецкий мост" (1975),
"Пушкинская" (1975).
А.Стрелков (архитектор)
В ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА ДОЛЖНА ЗАЗВУЧАТЬ МУЗЫКА
Архитектура всегда считалась старшей сестрой искусств. Но в конце
50-х - начале 60-х годов она была развенчана за излишества, оказалась за
рамками художеств, стала отраслью строительства. Еще древние считали: не
сумел сделать красиво, сделал богато. Так вот излишества - это когда
"богато". Настоящая же архитектура обязательно красива. Но красота
должна достигаться лаконичными средствами. Это особенно важно в
архитектуре метрополитена.
В отличие от музеев, театров, даже вокзалов люди находятся на
станциях метро короткое время - в среднем две-три минуты. А в час "пик"
и того меньше. И за эти мгновения архитектура должна подействовать на
человека так, чтобы в его душе зазвучала музыка.
Студентом архитектурного института я много времени проводил в
Центральных архитектурных мастерских МПС, в бригаде Б.С.Мезенцева.
А.Н.Душкин, будучи главным архитектором этих мастерских, внимательно
присматривался ко мне. Вскоре я стал помогать Душкину и Мезенцеву в
проектировании высотного дома у Красных ворот.
В это самое время Алексей Николаевич и предложил мне принять
участие в разработке конкурсного проекта станции метро "Новослободская".
Идея образа у него сложилась: "Надо делать что-то сказочное,
декоративное",- говорил он. Мне нравилось, что в совместной работе
Душкин никогда не направлял мою мысль по конкретному "адресу", не велел
делать "как Кваренги" или "как Палладио". Увражей у него не было, истоки
его композиционной фантазии лежали не в иллюстративном знании истории
искусств, а в глубине души. Помню, когда мы работали над высотным домом,
он говорит: "Читал вчера "Жизнь растений" Тимирязева, так знаешь, Саша,
как колокольчик растет? Так, а потом вот так...". И неожиданно
заканчивает: "Дом-то наш высокий, а вестибюль - внизу, почувствуй, что
тут начало чего-то большого". Так Алексей Николаевич сообщал мне
совершенно особый эмоциональный настрой. И при проектировании
"Hовослободской" он дал направление моей мысли не прямой подсказкой, а
ассоциациями.
Наш проект победил в конкурсе, после чего я разрабатывал его в
точение двух месяцев. Алексей Николаевич навещал меня, контролировал,
что-то подправлял. Не могу сказать, чтобы мы всегда были единодушны.
Например, долго спорили по поводу вестибюля: Душкин настаивал на том,
что его надо делать круглым, я же считал, что он должен быть подчинен
улице и потому иметь перпендикулярную ей ось. Градостроительный совет
отверг "круглый" вариант, а через некоторое время утвердил предложенный
мною проект, по которому и выстроен вестибюль станции.
Идея витражей на "Новослободской" появилась сразу, однако
первоначальный замысел претерпел изменения. Алексей Николаевич предлагал
делать витражи из уранового стекла. Нечто подобное он видел в одном из
лондонских ресторанов, где даже в сумрачную погоду разливался солнечный
свет. Мы хотели, чтобы витражи были рельефными, и чтобы их автором была
В.И.Мухина - она в то время увлеченно работала в таком нетрадиционном
для скульптуры материале, как стекло. Однако в Госплане мне сказали:
"Золото, если надо, дадим, а уран - стратегическое сырье, о нем и не
мечтайте". Пришлось изменить замысел. С идеей витража из цветного стекла
мы обратились к П.Д.Корину, делавшему тогда эскизы плафонов для
"Комсомольской-кольцевой". Павел Дмитриевич подхватил нашу мысль и с
увлечением взялся за работу. "Это надо сделать по-русски",- сказал он.
Вдохновившись рисунками одежд из парчовых тканей, выставленных в
Грановитой палате, он создал красивые эскизы. Я же, поймав на слове
Госплан, сумел "выбить" золото для отделки и "Новослободской", и
"Комсомольской-кольцевой".
Когда наша станция была построена, она вызвала противоречивые
отклики. Одни ее хвалили, другие ругали. Однажды, будучи по делу у
И.В.Жолтовского, я сказал ему, что нас упрекают в "нетектоничности
"Новослободской". На что Иван Владиславович ответил: "Станция метро
строится из тюбингов и ее тектоника спрятана. Как бы вы ни делали
станцию, ее архитектура всегда будет декорацией. Только в одних случаях
декорация изображает конструкцию, то есть подстраивается под нее, а в
других делается откровенно, обнажая свою декоративную суть. Именно так
решена ваша станция. Я бы сделал ее еще более декоративной". Моя судьба
сложилась так, что после "Новослободской" и вестибюля на "Смоленской",
который мы делали с О.Великорецким, я в течение долгого времени
занимался проектированием жилых домов и объектов специального
назначения. Но меня неизменно тянуло к метро. К архитектуре
метрополитена - это были станции "Ленинский проспект" и "Октябрьская", а
также эскалаторный тоннель на Ленинских горах - я вернулся в годы
господства типового проектирования. В своих работах я старался не
поддаваться пагубной для искусства тенденции обезличенного аскетизма и
минимумом средств создавать индивидуальные образы.
В 1967 году, став главным архитектором института "Метрогипротранс",
я начал бороться за узнаваемость станций, за индивидуальный облик
Страницы: «« « 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |