|
Главная - Наука - История
Автор неизвестен - Архитектура московского метро Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 48 Размер файла: 304 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 » »» Архитектурную мысль, реализовавшуюся на станциях первой очереди,
меньше всего можно упрекнуть в рабской подчиненности какой-то одной,
жестко заданной социальной идее. Репрезентативный характер
государственного заказа, естественно, накладывал на работу архитекторов
определенную печать, но еще не в полной мере регламентировал их
творчество. Официальная установка на парадность как на обязательное
качество образа станции впервые прозвучит уже после сдачи первой очереди
к эксплуатации. В момент его строительства подчеркивалась "простота",
даже "уличность" некоторых приемов в оформлении внутреннего пространства
метрополитена, в частности, покрытие пола асфальтом на "Дворце Советов"
и "Красных воротах". /37/
Однако вопреки полифонии композиционно-художественных решений
"суммарный" образ станций первой очереди был воспринят как образ
"дворца". Такое торжественно звучащее, метафорическое определение
родилось стихийно - благодаря людской молве да восторженным откликам
журналистов. Это не удивительно - люди, привыкшие к убожеству
коммунального жилья, конечно, были восхищены просторностью, чистотой,
яркой освещенностью пространств, блеском отполированного мрамора и
гранита, облицовывающего стены, пилоны, устилающего пол. В метро было
увидено то, что хотелось видеть - модель воплощенной мечты о будущей
жизни. Поэтому из мозаики разнообразных слагаемых воссоздается общая
архитектурно-художественная картина метрополитена, в которой доминируют
такие, отчасти воплощенные, а отчасти желаемые черты, как масштабность,
монументальность, нарядность, солидность, самодостаточность. Одной из
искомых пространственных величин Москвы, реконструируемой по Генплану
1935 года, были парки и площади "культурного отдыха". Нечто подобное
ищется и в архитектуре подземных залов метрополитена. Наземные павильоны
носят, в подавляющем большинстве, откровенно парковый характер, исполняя
свою, весьма заметную, роль в оформлении "фасада" обновляемой столицы и
имея цель порождать "праздничное", "радостное" самочувствие в ней
человека. Такое восприятие метро, укрепляющее веру в быстрое свершение
народных чаяний и поэтому выгодное государственной власти, всячески
поощрялось ею. Слова, произнесенные с правительственной трибуны: "что ни
станция, то дворец, что ни дворец, то по-особому оформленный", /38/ были
возведены в ранг норматива для будущей работы архитекторов.
Зта социологическая установка находит адекватный отклик в
стилистических ориентациях зодчества в целом. Зависимость между
символизацией державной власти и стилистикой искусства точно
формулируется в 1932 году в выступлении Д. Фридмана на совещании
архитекторов Москвы: "...имеются голоса, что, может быть, попробовать
классики и тогда мы сумеем создать дворец именно как дворец, создать
именно такой образ дворца нового колоссального мощного государства".
/39/
Отныне развитие архитектуры связывается с проблемой освоения
наследия. Этому посвящена первая дисскусия Союза архитекторов -
"Творческие задачи советской архитектуры и проблемы архитектурного
наследства", проходившая в начале 1933 года. Hа ней одобрительно
говорится о внимании художников к прошлому, но и высказывается мысль об
осторожном, тонком, критическом отношении к нему. "Не "классические
иллюзии"... не подражательные стилизации должны явиться нашим методом
освоения наследства, ... а художественные средства и композиционные
методы, при помощи которых великие мастера прошлого умели превращать
архитектурный материал в живой, наполненный огромным содержанием
архитектурный образ, - вот что должно лежать в основе нашей работы..." -
говорит в своем докладе Д.Аркин. /40/
Показательно, что среди лозунгов, сопровождающих публикации
материалов дискуссии на страницах журнала "Архитектура СССР", наряду с
прямолинейно звучащими призывами, такими, как "Переработаем
архитектурный опыт минувших эпох в творческой лаборатории советской
архитектуры", имеются и предостерегающие фразы типа: "Не подменять
проблему практического усвоения всего лучшего, что создано мировой
архитектурой, пассивной имитацией старых архитектурных форм и стилевых
систем". /41/ И через год, на другой дискуссии (она была посвящена
майской архитектурной выставке, развернутой на улице Горького), когда
речь идет о конкретных произведениях и индивидуальных творческих
манерах, именно "имитация" вызывает почти единодушное неодобрение и даже
раздражение. Участники обсуждения выставки приводят разные примеры
"некритического" усвоения наследства, среди которых фигурируют работы
А.Щусева, в частности, строящаяся гостиница "Москва", проекты "школы"
И.Фомина, произведения И.Жолтовского и его учеников.
В царящей на дискуссии атмосфере нетерпимости архитекторов к
рядоположным творческим позициям проявляется наэлектризованность
художественного сознания продиктованным сверху стремлением к какому-то,
пока не совсем ясному, идеальному образцу. А ведь еще недавно пресса
отмечала, как здоровую тенденцию, сосуществование противоположных
творческих позиций, воплощенных в строящихся тогда в Москве доме
наркомата легкой промышленности Ле Корбюзье и доме И.Жолтовского на
Моховой, а также в располагающейся между этими полюсами "обширной гамме
самых различных стилевых методов, архитектурных приемов, больше того -
целых архитектурных систем". /42/ Но уже в середине 30-х годов пути
развития художественных вкусов спрямляются, сливаются в единое русло,
"обширная гамма" индивидуальных методов и приемов заменяется отдельными
"выдающимися" примерами, и среди достойных подражания произведений
неизменно называются недавно дискутируемые гостиница "Москва" А.Щусева,
Л.Савельева, О.Стапрана и дом И.Жолтовского на Моховой. Теперь уже всем
ясно, что предписанное впечатление праздничной приподнятости и
торжественности достигается только ордерной архитектурой, и самой
"правильной" ориентацией, особенно в проектировании общественных
сооружений, является ориентация на античность и ренессанс. Из античности
наиболее предпочтителен Рим, "непосредственными преемниками" которого,
как говорил А.Щусев, "являемся только мы, только в социалистическом
обществе и при социалистической технике возможно строительство в еще
больших масштабах и еще большего художественного совершенства". /43/
Абсолютно категоричен и А.Щуко в определении роли итальянской культуры в
развитии советского зодчества: "Нужно архитекторов посылать в Италию.
Только там можно изучать архитектуру",- говорит он. /44/ "Мой поворот к
классической культуре был полным и безусловным", - с неменьшей
категоричностью формулирует свою творческую позицию Г.Гольц, некогда
причастный, благодаря дружбе с Маяковским и близкому знакомству в 10-х
годах с основоположником футуризма Маринетти, к самым
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |