|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1404 1405 1406 1407 1408 1409 1410 1411 1412 1413 1414 1415 1416 1417 1418 1419 1420 1421 1422 » »» почве, что и классицизм в совр. ему драматич. т-ре (П. Корпель, Ж. Расин
и др. ). Вместе с тем в ариях песенного типа, танцах и инструментальных
номерах опер Л. ярко выступала нар.-бытовая основа, характерная для его
музыки к комедиям Мольера. Свежая и изящная танц. музыка Л., оказала
большое влияние на развитие балета и инструментальной музыки. Л.
принадлежат ок. 20 лирич. трагедий, в т. ч. "Альцеста" (1674), "Тезей"
(1675), "Атис" (1676), "Изида" (1677), "Прозерпина" (1680), "Персей"
(1682), "Амадис" (1684), "Армида" (1686), оперы-балеты "Триумф любви"
(1681), "Храм мира" (1685) и др., дивертисменты, пасторали, арии и др.
Лит.: Асафьев Б. В., Люлли и его дело, в сб.:
De musica, вып. 2, Л., 1926; Роллан Р., Заметки о Люлли, в его кн.:
Музыканты прошлых дней, пер. с франц., М., 1938; Pougin A., J. В. Luily,
P., 1883; La L а и г е п с i e L. de, Luily, P., 1911; его же, Les
createurs de l'opera francais, 2ed., P., 1930; Prunieres H., La vie
illustre et libertine de J.-B. Luily, P., 1929; В о г г е 1 Е." J.-B.
Luily..., Р., 1949; Lifar S., La musique par la dance de Luily a
Prokofiev, P., 1955.
ЛЮМИНЕСЦЕНТНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ - художественно-изобразительное
оформление спектакля (циркового или эстрадного представления, массового
зрелища и др.). Основано на использовании холодного свечения материи, т.
е. с помощью веществ, свечение к-рых возникает не от тепловых, а от
других световозбудительных источников. Эти вещества наз. люминофорами
(от лат. lumen - свет, и греч. уорзс - несущий), или светящимися
красками; применяются со спец. источниками ультрафиолетовых лучей (под
их воздействием светятся). Холодное свечение, образующееся от лучистой
энергии, именуется фотолюминесценцией. По длительности процесса свечения
различают флуоресценцию - свечение, прекращающееся вместе с выключением
световозбудительного источника, и фосфоресценцию - свечение, длящееся в
течение более или менее продолжительного времени и после выключения
источника.
Первые попытки применения светящихся составов па сов. сцене относятся
к концу 20-х гг. (номер знаменитого наездника-дрессировщика В. Труцци,
выезжавшего на манеж в светящемся костюме, на светящейся лошади, и др.).
Подобные опыты были предприняты также в конце 30-х гг. Ленингр. ТЮЗом
("Иванушка и Василиса Прекрасная" Владычиной и Нечаевой, 1939, худ. Н.
Иванова), Ленингр. Малым оперным т-ром ("Балда" Чулаки, худ. А.
Коло-мейцев) и др. Особенно удачно применена Л. т. ж. в пост. 1940-46:
"Валенсианская вдова" Лопе де Вега (Ленингр. т-р Комедии, 1940, худ. Н.
П. Акимов), "Сон в летнюю ночь" (ЦТКА, 1940, худ. Н. А. Шифрин) и др.
Однако во всех этих спектаклях светящиеся краски использовались гл. обр.
как технич. трюк в условиях затемн„нной сцены.
В 1944 Комитетом по делам иск-в при Совнаркоме СССР была организована
экспериментально-исследовательская лаборатория люминесцентной
декоративной живописи под руководством худ. Е. М. Ман-делъберга.
Лабораторией (в 1948 была реорганизована в Гос. производственную
мастерскую; существовала до 1952) была проведена большая работа по
усовершенствованию Л. т. ж., лаборатории удалось получить светосоставы,
действующие не только в темноте, но и при полном свете.
Решающее значение для Л. т. ж. имеет метод е„ показа. Плодотворным
оказался разработанный и усовершенствованный лабораторией т. н.
люминесцентный трансформационный метод. Он основывается на уч„те
специфич. свойств люминофоров в сочетании с наполнителями и позволяет
писать на одних и тех же декорациях разные изображения. Лабораторией
разработана также технология люминесцентно-театр. живописи (особая
аппаратура, связующие и пр.). С помощью метода люминесцентной живописной
трансформации представляется возможным по ходу действия мгновенно
переносить зрителя из одной обстановки в любую другую. Обычные краски в
сочетании со светящимися были применены в декорациях к спектаклям
(оформленным под руководством или при авторском участии худ.
Мандельберга): "Спящая красавица" (Горьковский т-р оперы и балета,
1953), "Руслан и Людмила" (Куйбышевский т-р оперы и балета, 1954),
"Лейли и Меджнун" (Т-р оперы и балета им. Навои, Ташкент, 1948) и др.
Лит.: Вавилов С. И., Уроки прошлого и перспективы учения о
люминесценции, "Природа", 1948, ј 12-Ю о н К., Вводная статья к каталогу
выставки люминесцентной (светящейся) декоративной живописи, М., 1957; M
a н-дельберг Е. М., Люминесценция в изобразительном искусстве, "Наука и
жизнь", 1949, .ј 3; "Известия АН СССР Сер. физическая", 1949, т. 13, ј
2; 1951, т. 15, .ј 6; 1957" т. 21, ј5 (Материалы II, III, V совещ. по
люминесценции)'
ЛЮНЬЕ-ПО (Lugne-Poe) (наст. фам. - Л ю н ь е), Орельен Мари (27. XII.
1869-19. VI. 1940) - французский режисс„р, акт„р. Участвовал в
любительской труппе "Кружок школяров". В 1888 был принят в Парижскую
консерваторию и одновременно стал акт„ром и режисс„ром Свободного т-ра
А. Антуана. Оставив этот т-р, в 1891 вступил в труппу "Т-ра д'ар"
(Художественный т-р), организованного поэтом-символистом П. Фором. В
1893 основал (совм. с поэтом, критиком К. Моклером) собств. т-р "Эвр".
Л.-П. был одним из участников борьбы, развернувшейся во Франции в конце
19 в., против коммерч. т-ра, за обновление театр. иск-ва. Противник
натурализма, Л.-П. пропагандировал символистское направление в драме и
театр. иск-ве, утверждал эстетский условный "т-р поэта". Творч. поиски и
эксперименты Л.-П. отличались непоследовательностью, репертуар
руководимого им т-ра - эклектизмом. Стремясь ставить вс„ новое, что
появлялось в европ. драматургии, Л.-П. включал в репертуар т-ра "Эвр",
наряду с произв. Г. Ибсена, А. Стриндберга, Г. Гауптмана, М. Метерлинка,
Р. Роллана, незначит. пьесы франц. драматургов-символистов (Бобур, Люрен
и др.). Л.-П. требовал от акт„ров поэтически звучащей речи, лиш„нной
индивидуальной окраски, вводил антиреалистич. оформление сценич.
пространства и т. п. К нач. 1-й мировой войны т-р Л.-П. уже не занимал
заметного места в театр. жизни Франции. В 1929 Л.-П. отош„л от
руководства этим т-ром, ставил отдельные спектакли в парижских т-рах
"Амбас-сад„р", "Комедии Елисейских полей", "Вь„ коломбье". Написал
воспоминания о франц. т-ре 90-х гг. 19- нач. 20 вв.
Соч.: La parade, P., v. 1-4, 1931-46. Лит.: Гвоздев А. А.,
Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX ст.. Л.-М., 1939;
Луначарский А. В., О театре и драматургии. Избр. статьи т 2 М., 1958; R
о b i с h e z J., Lugne-Poe, Р., 1955, его' жеtheatre: Lugne-Poe..., p., [1957]. о f1
ЛЮ СИ-КЙ (р. 1894) - китайская актриса. В возрасте 7 лет впервые
выступила на сцене в спектакле "Два прихода во дворец" (в роли Ян Бо).
До 13-летнего возраста играла роли амплуа лаошэн (старик), затем, после
Страницы: «« « 1404 1405 1406 1407 1408 1409 1410 1411 1412 1413 1414 1415 1416 1417 1418 1419 1420 1421 1422 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |