Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1404   1405   1406   1407   1408   1409   1410   1411   1412  1413   1414   1415   1416   1417   1418   1419   1420   1421   1422  » »»

почве, что и классицизм в совр. ему драматич. т-ре (П. Корпель, Ж. Расин
и др. ). Вместе с тем в ариях песенного типа, танцах и  инструментальных
номерах опер Л. ярко выступала нар.-бытовая основа, характерная для  его
музыки к комедиям Мольера. Свежая и изящная  танц.  музыка  Л.,  оказала
большое  влияние  на  развитие  балета  и  инструментальной  музыки.  Л.
принадлежат ок. 20 лирич. трагедий, в т. ч. "Альцеста"  (1674),  "Тезей"
(1675), "Атис" (1676), "Изида"  (1677),  "Прозерпина"  (1680),  "Персей"
(1682), "Амадис" (1684), "Армида" (1686),  оперы-балеты  "Триумф  любви"
(1681), "Храм мира" (1685) и др., дивертисменты, пасторали, арии и др.
   Лит.: Асафьев Б. В., Люлли и его дело, в сб.:
   De musica, вып. 2, Л., 1926; Роллан Р., Заметки о Люлли, в  его  кн.:
Музыканты прошлых дней, пер. с франц., М., 1938; Pougin A., J. В. Luily,
P., 1883; La L а и г е п с i e L. de,  Luily,  P.,  1911;  его  же,  Les
createurs de l'opera francais, 2ed., P.,  1930;  Prunieres  H.,  La  vie
illustre et libertine de J.-B. Luily, P., 1929; В о г г е  1  Е."  J.-B.
Luily..., Р., 1949; Lifar S.,  La  musique  par  la  dance  de  Luily  a
Prokofiev, P., 1955.
   ЛЮМИНЕСЦЕНТНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ  -  художественно-изобразительное
оформление спектакля (циркового или эстрадного представления,  массового
зрелища и др.). Основано на использовании холодного свечения материи, т.
е. с помощью веществ, свечение к-рых возникает  не  от  тепловых,  а  от
других световозбудительных источников. Эти  вещества  наз.  люминофорами
(от лат. lumen -  свет,  и  греч.  уорзс  -  несущий),  или  светящимися
красками; применяются со спец. источниками ультрафиолетовых  лучей  (под
их воздействием светятся). Холодное свечение, образующееся  от  лучистой
энергии, именуется фотолюминесценцией. По длительности процесса свечения
различают флуоресценцию - свечение, прекращающееся вместе с  выключением
световозбудительного источника, и фосфоресценцию - свечение, длящееся  в
течение более или менее  продолжительного  времени  и  после  выключения
источника.
   Первые попытки применения светящихся составов па сов. сцене относятся
к концу 20-х гг. (номер знаменитого наездника-дрессировщика  В.  Труцци,
выезжавшего на манеж в светящемся костюме, на светящейся лошади, и др.).
Подобные опыты были предприняты также в конце 30-х  гг.  Ленингр.  ТЮЗом
("Иванушка и Василиса Прекрасная" Владычиной и Нечаевой, 1939,  худ.  Н.
Иванова),  Ленингр.  Малым  оперным  т-ром  ("Балда"  Чулаки,  худ.   А.
Коло-мейцев) и др. Особенно удачно применена Л. т. ж. в  пост.  1940-46:
"Валенсианская вдова" Лопе де Вега (Ленингр. т-р Комедии, 1940, худ.  Н.
П. Акимов), "Сон в летнюю ночь" (ЦТКА, 1940, худ. Н. А.  Шифрин)  и  др.
Однако во всех этих спектаклях светящиеся краски использовались гл. обр.
как технич. трюк в условиях затемн„нной сцены.
   В 1944 Комитетом по делам иск-в при Совнаркоме СССР была организована
экспериментально-исследовательская      лаборатория       люминесцентной
декоративной  живописи  под  руководством  худ.  Е.  М.   Ман-делъберга.
Лабораторией  (в  1948  была  реорганизована  в  Гос.   производственную
мастерскую; существовала до  1952)  была  проведена  большая  работа  по
усовершенствованию Л. т. ж., лаборатории удалось получить  светосоставы,
действующие не только в темноте, но и при полном свете.
   Решающее значение для Л. т. ж. имеет метод  е„  показа.  Плодотворным
оказался  разработанный  и  усовершенствованный   лабораторией   т.   н.
люминесцентный  трансформационный  метод.  Он  основывается   на   уч„те
специфич. свойств люминофоров в сочетании с  наполнителями  и  позволяет
писать на одних и тех же  декорациях  разные  изображения.  Лабораторией
разработана  также  технология  люминесцентно-театр.  живописи   (особая
аппаратура, связующие и пр.). С помощью метода люминесцентной живописной
трансформации  представляется  возможным  по  ходу  действия   мгновенно
переносить зрителя из одной обстановки в любую другую. Обычные краски  в
сочетании со  светящимися  были  применены  в  декорациях  к  спектаклям
(оформленным  под  руководством   или   при   авторском   участии   худ.
Мандельберга): "Спящая  красавица"  (Горьковский  т-р  оперы  и  балета,
1953), "Руслан и Людмила"  (Куйбышевский  т-р  оперы  и  балета,  1954),
"Лейли и Меджнун" (Т-р оперы и балета им. Навои, Ташкент, 1948) и др.
   Лит.:  Вавилов  С.  И.,  Уроки  прошлого  и  перспективы   учения   о
люминесценции, "Природа", 1948, ј 12-Ю о н К., Вводная статья к каталогу
выставки люминесцентной (светящейся) декоративной живописи, М., 1957;  M
a н-дельберг Е. М., Люминесценция в изобразительном искусстве, "Наука  и
жизнь", 1949, .ј 3; "Известия АН СССР Сер. физическая", 1949, т.  13,  ј
2; 1951, т. 15, .ј 6; 1957" т. 21, ј5 (Материалы II, III,  V  совещ.  по
люминесценции)'
   ЛЮНЬЕ-ПО (Lugne-Poe) (наст. фам. - Л ю н ь е), Орельен Мари (27. XII.
1869-19.  VI.  1940)  -  французский  режисс„р,  акт„р.   Участвовал   в
любительской труппе "Кружок школяров". В 1888  был  принят  в  Парижскую
консерваторию и одновременно стал акт„ром и режисс„ром  Свободного  т-ра
А. Антуана. Оставив этот т-р,  в  1891  вступил  в  труппу  "Т-ра  д'ар"
(Художественный т-р), организованного  поэтом-символистом  П.  Фором.  В
1893 основал (совм. с поэтом, критиком К. Моклером) собств.  т-р  "Эвр".
Л.-П. был одним из участников борьбы, развернувшейся во Франции в  конце
19 в., против коммерч. т-ра,  за  обновление  театр.  иск-ва.  Противник
натурализма, Л.-П. пропагандировал символистское направление в  драме  и
театр. иск-ве, утверждал эстетский условный "т-р поэта". Творч. поиски и
эксперименты   Л.-П.   отличались    непоследовательностью,    репертуар
руководимого им т-ра - эклектизмом.  Стремясь  ставить  вс„  новое,  что
появлялось в европ. драматургии, Л.-П. включал в репертуар  т-ра  "Эвр",
наряду с произв. Г. Ибсена, А. Стриндберга, Г. Гауптмана, М. Метерлинка,
Р. Роллана, незначит. пьесы франц. драматургов-символистов (Бобур, Люрен
и др.). Л.-П. требовал от акт„ров  поэтически  звучащей  речи,  лиш„нной
индивидуальной  окраски,  вводил   антиреалистич.   оформление   сценич.
пространства и т. п. К нач. 1-й мировой войны т-р Л.-П. уже  не  занимал
заметного  места  в  театр.  жизни  Франции.  В  1929  Л.-П.  отош„л  от
руководства этим т-ром, ставил отдельные  спектакли  в  парижских  т-рах
"Амбас-сад„р",  "Комедии  Елисейских  полей",  "Вь„  коломбье".  Написал
воспоминания о франц. т-ре 90-х гг. 19- нач. 20 вв.
   Соч.:  La  parade,  P.,  v.  1-4,  1931-46.  Лит.:  Гвоздев  А.   А.,
Западноевропейский  театр  на  рубеже  XIX  и  XX  ст..   Л.-М.,   1939;
Луначарский А. В., О театре и драматургии. Избр. статьи т 2 М., 1958;  R
о b i с h e z J.,  Lugne-Poe,  Р.,  1955,  его'  жеtheatre: Lugne-Poe..., p., [1957]. о f1
   ЛЮ СИ-КЙ (р. 1894) - китайская актриса.  В  возрасте  7  лет  впервые
выступила на сцене в спектакле "Два прихода во дворец" (в роли  Ян  Бо).
До 13-летнего возраста играла роли амплуа лаошэн (старик), затем,  после

Страницы: «« « 1404   1405   1406   1407   1408   1409   1410   1411   1412  1413   1414   1415   1416   1417   1418   1419   1420   1421   1422  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия