|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1411 1412 1413 1414 1415 1416 1417 1418 1419 1420 1421 1422 1423 1424 1425 1426 1427 1428 1429 » »» дириж„р. Засл. деят. иск-в РСФСР (1963). Чл. Коммунистич. партии с 1953.
В 1949 окончил Саратовскую консерваторию. В 1945-50 работал в
Саратовском т-ре оперы и балета (артист оперы, затем дириж„р). С 1951 М.
- дириж„р, с 1959 - гл. дириж„р Бурят, т-ра оперы и балета (Улан-Удэ).
Руководил пост. опер "Тихий Дон" (1953);- "На Байкале" Книппера
(1958). Впервые пост. на бурят, сцене оперы "У истоков родника" Ямпилова
(1960), "Побратимы" Аюшеева (1962), балеты "Свет над долиной" Ряузова
(1956), "Красавица Ангара" Книппера и Ямпилова (1959), "Сомбреро"
Май-зеля (1961). ,.
Лит.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957;
Гуревич П. С., Оперный театр Бурятии. Очерки, Улан-Удэ, 1964. М. Лифш.
МАЙОР (Major), Тамаш (р. 1910) - венгерский акт„р, режисс„р и
общественный деятель. Чл. Венг. социалистич. рабочей партии с 1942. Член
ЦК Венг. социалистич. рабочей партии с 1957. Нар. арт. ВНР (1950).
Творч. деятельность начал в 30-х гг., способствовал утверждению на
венг. сцене прогрессивного реалистич. театр. иск-ва, руководил рабочей
художеств. самодеятельностью. Работал режиссером рабочего любительского
т-ра в Чепеле, где в 1942 пост. "Тартюф". После освобождения Венгрии от
фашизма (1945) был назначен директором Нац. т-ра в Будапеште, где
продолжает работать гл. режисс„ром. М. пропагандирует систему
Станиславского, вед„т борьбу за реализм и идейность театр. иск-ва
Венгрии. Его спектакли отличаются глубиной социального анализа. Среди
пост.: "Банк-бан" Катоны (1945-53), "Егор Булычев и другие" (1947),
"Враги" (1949), "Женитьба Фигаро" (1950), "Отелло" (1954);
"Трагедия человека" Мадача (1955, 1960), "Виндзорские проказницы"
(1959). M.- талантливый интерпретатор сов. драматургии - "Молодая
гвардия" (1949), "Русский вопрос" (1947), "Любовь Яровая" (1958) и др.
Лучшая пост. совр. венг. драмы - "Боевое крещение" Урбана (1951). Среди
акт„рских работ- профессор Полежаев ("Беспокойная старость"), Фур-мин
("Хмурое небо" Дарваша), Яго, Тартюф; Люцифер ("Трагедия человека"
Мадача), Мефистофель ("Фауст" Г„те) и др. Дважды награжд„н пр. им.
Кошута (1948, 1955).
Лит.: Гершкович А., Театральный Будапешт, М., 1961, с. 17-60. А. Гер.
МАЙОРОВ, Михаил Михайлович [р.5(18).Х1. 1906] - русский советский
акт„р. Нар. арт. РСФСР (1962). Чл. Коммунистич. партии с 1941. Окончил
ЦЕТЕТИС (ныне ГИТИС) в 1930. В 1930-36-акт„р МХАТа 2-го. Роли: Анисим
Цибукин ("В овраге" по Чехову), Борис Волгин ("Чудак" Афиногенова). С
1936 работает в ЦТСА, где им создан ряд образов сов. воинов-патриотов:
Бахметьев и Черкасов ("Падь Серебряная" Погодина), Лазо (о. п.
Бондаревой), Сергей Горлов ("Фронт"), Обух ("Южный узел" Первенцева),
Друнин ("Л„тчики" Аграновича и Ли-стова), Игнатьев ("На той стороне"
Барянова), Морозов ("Крепость над Бугом" Смирнова) и др.
Др. роли: Доктор ("Всеми забытый" Хикмета), Уард ("Флаг адмирала"
Штейна; Гос. пр. СССР, 1951), Райский ("Обрыв" по Гончарову), Ярослав
Прус ("Средство Макро-пулоса" Чапека) и др.
Лит.: Осипова Т., О двух из ста, "Театр, жизнь", 1961, .ј 3. М. Лифш.
МАЙОРОВ, Сергей Арсеньевич [р. 5 (18). VII. 1903] - русский советский
режисс„р. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1934) и РСФСР (1954). Чл.
Коммунистич. партии с 1939. Начал творч. путь под рук. В. Э.
Мейерхольда. С 1926 М. приступил к самостоят. режисс„рской работе в
Бакинском рабочем т-ре, затем стал гл. режисс„ром и художественным
руководителем т-ра. М. много и плодотворно работал над сов.
драматургией, особенно над пьесами Погодина и Вс. Вишневского. Пост. в
этом т-ре: "Мать" Горького (1927), "Человек с портфелем" Файко, "Голос
недр" Билль-Белоцерковского (обе - в 1928), "Темп" Погодина (1930),
"Ярость" Яновского (1930), "Страх" (1931); "На Западе бой" Вишневского
(1932), "Мой друг" Погодина (1932), "Невеста огня" Джабарлы,
"Любовь Яровая" (обе - в 1933), "Оптимистическая трагедия";
"Аристократы" Погодина (1936), "Гибель эскадры" (1937), а также классику
- "Отелло" (1933)" "Гроза" (1934), "Маскарад" (1934), "На дне" (1936).
Уже в 30-е гг. отч„тливо проявились характерные черты творч. почерка
М.склонность режисс„ра к большим гражданским темам, к выразит.,
красочной форме спектакля. В 1937-39 М. работал в Киевском рус. драм.
т-ре, где пост. спектакли: "Павел Греков" Войтехова и Ленча (1939) и др.
В 1939-43-гл. реж. моек. Т-ра Революции, пост. "Марию Стюарт"
(1941); "Питомцы славы" Гладкова (1941), "Фронт"
(1942). В 1943-45 был художеств. руководителем Волгоградского т-ра,
пост. "Месяц в деревне" Тургенева (1945) и др. В 1946-58 возглавлял
Моск. драм. т-р, в 1957-60 - Моск. т-р им. Ленинского комсомола.
Пост.: в Моск. драм. т-ре - "Там, где не было затемнения" Сем„нова,
"Депутат" Рахманова (обе - в 1947), "Чайка" по Бирюкову (1948), "Братья"
Салынского (1951), "Канун грозы" Маляревского (1951), "Грач, птица
весенняя" Мстиславского (1955), "Человек с портфелем" Файко (1956); в
Т-ре им. Ленинского комсомола - "Хлеб и розы" Салынского (1957),
"Пароход зовут "Орл„нок"" Галича (1959), "Братья Ершовы" по Кочетову
(1959). С 1960 - режисс„р Моск. т-ра им. Н. В. Гоголя.
Лит.: 10 лет в театре. Сергей Майоров. 1923-33, Баку,. 1934. P P P
МАЙР (Mayr), Иоганн Симон (14. VI. 1763-2. XII. 1845) - итальянский
композитор. По национальности: немец. Образование получил в иезуитской
школе-в Инголыптадте. С 1789 жил в Венеции, где писал церк. музыку. В
1794 в т-ре "Фениче" была пост. опера М. "Сафо". М. написал св. 60 опер,
в т. ч. "Лодо-иска" (1796, т-р "Фениче", Венеция), "Аделаида" (1799, там
же), "Элевсинские мистерии" (1802, т-р "Ла Скала"), "Алонсо и Кора"
(1803, там же), "Элиза" (1804, т-р "Сан-Бенедетто", Венеция), "Пальмира"
(1806, т-р "Пергола", Флоренция), "Возвращение Улисса" (1809, т-р
"Фениче", Венеция), "Медея в Коринфе" (1813, т-р "Сан-Карло", Неаполь) и
др. Оперы М. отмечены мастерством инструментовки, пользовались
популярностью у современников. На творчестве М. сказалось влияние Глюка,
Моцарта, а также Керубини и франц. революц. оперы. С 1805 преподавал в
консерватории в Бергамо. Среди его учеников - Г. Доницетти.
Лит.: Scotti С., Gio Simone Mayr: discorso, Bergamo, 1903;
Schiedermair L., Simon Mayr, Bd 1-2, Lpz., 1907-10 (Beitrage zur
Geschichte der Oper um die Wende des. 18. und 19. Jahrhunderts).
"МАЙСКАЯ НОЧЬ" - опера H.A. Римского-Корсакова, его же либр. по
повести Н. В. Гоголя. Пост. 9 янв. 1880, Мариинский т-р (дириж„р
Направник; Голова- Стравинский, Левко - Лодий, Ганна - Славина, Каленик
- Мельников, Писарь-Соболев, Винокур - Энде, Свояченица - Бичурина,
Панночка - Велинская). В 1892 пост. артистами Товарищества рус. частной
оперы под упр. И. П. Прянишникова. В 1898, там же (дириж„р Рахманинов;
Голова - Шаляпин, Панночка - Забела). В 1909, Большой т-р (дириж„р
Страницы: «« « 1411 1412 1413 1414 1415 1416 1417 1418 1419 1420 1421 1422 1423 1424 1425 1426 1427 1428 1429 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |