Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1411 1412 1413 1414 1415 1416 1417 1418 1419 1420 1421 1422 1423 1424 1425 1426 1427 1428 1429 » »» дириж„р. Засл. деят. иск-в РСФСР (1963). Чл. Коммунистич. партии с 1953. В 1949 окончил Саратовскую консерваторию. В 1945-50 работал в Саратовском т-ре оперы и балета (артист оперы, затем дириж„р). С 1951 М. - дириж„р, с 1959 - гл. дириж„р Бурят, т-ра оперы и балета (Улан-Удэ). Руководил пост. опер "Тихий Дон" (1953);- "На Байкале" Книппера (1958). Впервые пост. на бурят, сцене оперы "У истоков родника" Ямпилова (1960), "Побратимы" Аюшеева (1962), балеты "Свет над долиной" Ряузова (1956), "Красавица Ангара" Книппера и Ямпилова (1959), "Сомбреро" Май-зеля (1961). ,. Лит.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957; Гуревич П. С., Оперный театр Бурятии. Очерки, Улан-Удэ, 1964. М. Лифш. МАЙОР (Major), Тамаш (р. 1910) - венгерский акт„р, режисс„р и общественный деятель. Чл. Венг. социалистич. рабочей партии с 1942. Член ЦК Венг. социалистич. рабочей партии с 1957. Нар. арт. ВНР (1950). Творч. деятельность начал в 30-х гг., способствовал утверждению на венг. сцене прогрессивного реалистич. театр. иск-ва, руководил рабочей художеств. самодеятельностью. Работал режиссером рабочего любительского т-ра в Чепеле, где в 1942 пост. "Тартюф". После освобождения Венгрии от фашизма (1945) был назначен директором Нац. т-ра в Будапеште, где продолжает работать гл. режисс„ром. М. пропагандирует систему Станиславского, вед„т борьбу за реализм и идейность театр. иск-ва Венгрии. Его спектакли отличаются глубиной социального анализа. Среди пост.: "Банк-бан" Катоны (1945-53), "Егор Булычев и другие" (1947), "Враги" (1949), "Женитьба Фигаро" (1950), "Отелло" (1954); "Трагедия человека" Мадача (1955, 1960), "Виндзорские проказницы" (1959). M.- талантливый интерпретатор сов. драматургии - "Молодая гвардия" (1949), "Русский вопрос" (1947), "Любовь Яровая" (1958) и др. Лучшая пост. совр. венг. драмы - "Боевое крещение" Урбана (1951). Среди акт„рских работ- профессор Полежаев ("Беспокойная старость"), Фур-мин ("Хмурое небо" Дарваша), Яго, Тартюф; Люцифер ("Трагедия человека" Мадача), Мефистофель ("Фауст" Г„те) и др. Дважды награжд„н пр. им. Кошута (1948, 1955). Лит.: Гершкович А., Театральный Будапешт, М., 1961, с. 17-60. А. Гер. МАЙОРОВ, Михаил Михайлович [р.5(18).Х1. 1906] - русский советский акт„р. Нар. арт. РСФСР (1962). Чл. Коммунистич. партии с 1941. Окончил ЦЕТЕТИС (ныне ГИТИС) в 1930. В 1930-36-акт„р МХАТа 2-го. Роли: Анисим Цибукин ("В овраге" по Чехову), Борис Волгин ("Чудак" Афиногенова). С 1936 работает в ЦТСА, где им создан ряд образов сов. воинов-патриотов: Бахметьев и Черкасов ("Падь Серебряная" Погодина), Лазо (о. п. Бондаревой), Сергей Горлов ("Фронт"), Обух ("Южный узел" Первенцева), Друнин ("Л„тчики" Аграновича и Ли-стова), Игнатьев ("На той стороне" Барянова), Морозов ("Крепость над Бугом" Смирнова) и др. Др. роли: Доктор ("Всеми забытый" Хикмета), Уард ("Флаг адмирала" Штейна; Гос. пр. СССР, 1951), Райский ("Обрыв" по Гончарову), Ярослав Прус ("Средство Макро-пулоса" Чапека) и др. Лит.: Осипова Т., О двух из ста, "Театр, жизнь", 1961, .ј 3. М. Лифш. МАЙОРОВ, Сергей Арсеньевич [р. 5 (18). VII. 1903] - русский советский режисс„р. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1934) и РСФСР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1939. Начал творч. путь под рук. В. Э. Мейерхольда. С 1926 М. приступил к самостоят. режисс„рской работе в Бакинском рабочем т-ре, затем стал гл. режисс„ром и художественным руководителем т-ра. М. много и плодотворно работал над сов. драматургией, особенно над пьесами Погодина и Вс. Вишневского. Пост. в этом т-ре: "Мать" Горького (1927), "Человек с портфелем" Файко, "Голос недр" Билль-Белоцерковского (обе - в 1928), "Темп" Погодина (1930), "Ярость" Яновского (1930), "Страх" (1931); "На Западе бой" Вишневского (1932), "Мой друг" Погодина (1932), "Невеста огня" Джабарлы, "Любовь Яровая" (обе - в 1933), "Оптимистическая трагедия"; "Аристократы" Погодина (1936), "Гибель эскадры" (1937), а также классику - "Отелло" (1933)" "Гроза" (1934), "Маскарад" (1934), "На дне" (1936). Уже в 30-е гг. отч„тливо проявились характерные черты творч. почерка М.склонность режисс„ра к большим гражданским темам, к выразит., красочной форме спектакля. В 1937-39 М. работал в Киевском рус. драм. т-ре, где пост. спектакли: "Павел Греков" Войтехова и Ленча (1939) и др. В 1939-43-гл. реж. моек. Т-ра Революции, пост. "Марию Стюарт" (1941); "Питомцы славы" Гладкова (1941), "Фронт" (1942). В 1943-45 был художеств. руководителем Волгоградского т-ра, пост. "Месяц в деревне" Тургенева (1945) и др. В 1946-58 возглавлял Моск. драм. т-р, в 1957-60 - Моск. т-р им. Ленинского комсомола. Пост.: в Моск. драм. т-ре - "Там, где не было затемнения" Сем„нова, "Депутат" Рахманова (обе - в 1947), "Чайка" по Бирюкову (1948), "Братья" Салынского (1951), "Канун грозы" Маляревского (1951), "Грач, птица весенняя" Мстиславского (1955), "Человек с портфелем" Файко (1956); в Т-ре им. Ленинского комсомола - "Хлеб и розы" Салынского (1957), "Пароход зовут "Орл„нок"" Галича (1959), "Братья Ершовы" по Кочетову (1959). С 1960 - режисс„р Моск. т-ра им. Н. В. Гоголя. Лит.: 10 лет в театре. Сергей Майоров. 1923-33, Баку,. 1934. P P P МАЙР (Mayr), Иоганн Симон (14. VI. 1763-2. XII. 1845) - итальянский композитор. По национальности: немец. Образование получил в иезуитской школе-в Инголыптадте. С 1789 жил в Венеции, где писал церк. музыку. В 1794 в т-ре "Фениче" была пост. опера М. "Сафо". М. написал св. 60 опер, в т. ч. "Лодо-иска" (1796, т-р "Фениче", Венеция), "Аделаида" (1799, там же), "Элевсинские мистерии" (1802, т-р "Ла Скала"), "Алонсо и Кора" (1803, там же), "Элиза" (1804, т-р "Сан-Бенедетто", Венеция), "Пальмира" (1806, т-р "Пергола", Флоренция), "Возвращение Улисса" (1809, т-р "Фениче", Венеция), "Медея в Коринфе" (1813, т-р "Сан-Карло", Неаполь) и др. Оперы М. отмечены мастерством инструментовки, пользовались популярностью у современников. На творчестве М. сказалось влияние Глюка, Моцарта, а также Керубини и франц. революц. оперы. С 1805 преподавал в консерватории в Бергамо. Среди его учеников - Г. Доницетти. Лит.: Scotti С., Gio Simone Mayr: discorso, Bergamo, 1903; Schiedermair L., Simon Mayr, Bd 1-2, Lpz., 1907-10 (Beitrage zur Geschichte der Oper um die Wende des. 18. und 19. Jahrhunderts). "МАЙСКАЯ НОЧЬ" - опера H.A. Римского-Корсакова, его же либр. по повести Н. В. Гоголя. Пост. 9 янв. 1880, Мариинский т-р (дириж„р Направник; Голова- Стравинский, Левко - Лодий, Ганна - Славина, Каленик - Мельников, Писарь-Соболев, Винокур - Энде, Свояченица - Бичурина, Панночка - Велинская). В 1892 пост. артистами Товарищества рус. частной оперы под упр. И. П. Прянишникова. В 1898, там же (дириж„р Рахманинов; Голова - Шаляпин, Панночка - Забела). В 1909, Большой т-р (дириж„р Страницы: «« « 1411 1412 1413 1414 1415 1416 1417 1418 1419 1420 1421 1422 1423 1424 1425 1426 1427 1428 1429 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |