Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1411   1412   1413   1414   1415   1416   1417   1418   1419  1420   1421   1422   1423   1424   1425   1426   1427   1428   1429  » »»

дириж„р. Засл. деят. иск-в РСФСР (1963). Чл. Коммунистич. партии с 1953.
В  1949  окончил  Саратовскую  консерваторию.  В   1945-50   работал   в
Саратовском т-ре оперы и балета (артист оперы, затем дириж„р). С 1951 М.
- дириж„р, с 1959 - гл. дириж„р Бурят, т-ра оперы и балета (Улан-Удэ).
   Руководил пост. опер  "Тихий  Дон"  (1953);-  "На  Байкале"  Книппера
(1958). Впервые пост. на бурят, сцене оперы "У истоков родника" Ямпилова
(1960), "Побратимы" Аюшеева (1962), балеты "Свет  над  долиной"  Ряузова
(1956),  "Красавица  Ангара"  Книппера  и  Ямпилова  (1959),  "Сомбреро"
Май-зеля (1961). ,.
   Лит.: Музыкальная культура  автономных  республик  РСФСР,  М.,  1957;
Гуревич П. С., Оперный театр Бурятии. Очерки, Улан-Удэ, 1964. М. Лифш.
   МАЙОР (Major),  Тамаш  (р.  1910)  -  венгерский  акт„р,  режисс„р  и
общественный деятель. Чл. Венг. социалистич. рабочей партии с 1942. Член
ЦК Венг. социалистич. рабочей партии с 1957. Нар. арт. ВНР (1950).
   Творч. деятельность начал в 30-х гг.,  способствовал  утверждению  на
венг. сцене прогрессивного реалистич. театр. иск-ва,  руководил  рабочей
художеств. самодеятельностью. Работал режиссером рабочего  любительского
т-ра в Чепеле, где в 1942 пост. "Тартюф". После освобождения Венгрии  от
фашизма (1945) был  назначен  директором  Нац.  т-ра  в  Будапеште,  где
продолжает  работать   гл.   режисс„ром.   М.   пропагандирует   систему
Станиславского, вед„т  борьбу  за  реализм  и  идейность  театр.  иск-ва
Венгрии. Его спектакли отличаются глубиной  социального  анализа.  Среди
пост.: "Банк-бан" Катоны (1945-53),  "Егор  Булычев  и  другие"  (1947),
"Враги" (1949), "Женитьба Фигаро" (1950), "Отелло" (1954);
   "Трагедия человека" Мадача  (1955,  1960),  "Виндзорские  проказницы"
(1959).  M.-  талантливый  интерпретатор  сов.  драматургии  -  "Молодая
гвардия" (1949), "Русский вопрос" (1947), "Любовь Яровая" (1958)  и  др.
Лучшая пост. совр. венг. драмы - "Боевое крещение" Урбана (1951).  Среди
акт„рских работ- профессор Полежаев  ("Беспокойная  старость"),  Фур-мин
("Хмурое небо"  Дарваша),  Яго,  Тартюф;  Люцифер  ("Трагедия  человека"
Мадача), Мефистофель ("Фауст" Г„те)  и  др.  Дважды  награжд„н  пр.  им.
Кошута (1948, 1955).
   Лит.: Гершкович А., Театральный Будапешт, М., 1961, с. 17-60. А. Гер.
   МАЙОРОВ, Михаил Михайлович [р.5(18).Х1.  1906]  -  русский  советский
акт„р. Нар. арт. РСФСР (1962). Чл. Коммунистич. партии с  1941.  Окончил
ЦЕТЕТИС (ныне ГИТИС) в 1930. В 1930-36-акт„р МХАТа  2-го.  Роли:  Анисим
Цибукин ("В овраге" по Чехову), Борис Волгин  ("Чудак"  Афиногенова).  С
1936 работает в ЦТСА, где им создан ряд образов  сов.  воинов-патриотов:
Бахметьев  и  Черкасов  ("Падь  Серебряная"  Погодина),  Лазо   (о.   п.
Бондаревой), Сергей Горлов ("Фронт"), Обух  ("Южный  узел"  Первенцева),
Друнин ("Л„тчики" Аграновича и Ли-стова),  Игнатьев  ("На  той  стороне"
Барянова), Морозов ("Крепость над Бугом" Смирнова) и др.
   Др. роли: Доктор ("Всеми забытый"  Хикмета),  Уард  ("Флаг  адмирала"
Штейна; Гос. пр. СССР, 1951), Райский ("Обрыв"  по  Гончарову),  Ярослав
Прус ("Средство Макро-пулоса" Чапека) и др.
   Лит.: Осипова Т., О двух из ста, "Театр, жизнь", 1961, .ј 3. М. Лифш.
   МАЙОРОВ, Сергей Арсеньевич [р. 5 (18). VII. 1903] - русский советский
режисс„р. Засл. деят. иск-в  Азерб.  ССР  (1934)  и  РСФСР  (1954).  Чл.
Коммунистич.  партии  с  1939.  Начал  творч.  путь  под  рук.   В.   Э.
Мейерхольда. С 1926 М. приступил  к  самостоят.  режисс„рской  работе  в
Бакинском рабочем т-ре,  затем  стал  гл.  режисс„ром  и  художественным
руководителем  т-ра.  М.  много   и   плодотворно   работал   над   сов.
драматургией, особенно над пьесами Погодина и Вс. Вишневского.  Пост.  в
этом т-ре: "Мать" Горького (1927), "Человек с портфелем"  Файко,  "Голос
недр" Билль-Белоцерковского (обе -  в  1928),  "Темп"  Погодина  (1930),
"Ярость" Яновского (1930), "Страх" (1931); "На Западе  бой"  Вишневского
(1932), "Мой друг" Погодина (1932), "Невеста огня" Джабарлы,
   "Любовь  Яровая"  (обе  -  в   1933),   "Оптимистическая   трагедия";
"Аристократы" Погодина (1936), "Гибель эскадры" (1937), а также классику
- "Отелло" (1933)" "Гроза" (1934), "Маскарад" (1934), "На  дне"  (1936).
Уже в 30-е гг. отч„тливо проявились  характерные  черты  творч.  почерка
М.склонность  режисс„ра  к  большим  гражданским  темам,   к   выразит.,
красочной форме спектакля. В 1937-39 М. работал в  Киевском  рус.  драм.
т-ре, где пост. спектакли: "Павел Греков" Войтехова и Ленча (1939) и др.
В 1939-43-гл. реж. моек. Т-ра Революции, пост. "Марию Стюарт"
   (1941); "Питомцы славы" Гладкова (1941), "Фронт"
   (1942). В 1943-45 был художеств. руководителем  Волгоградского  т-ра,
пост. "Месяц в деревне" Тургенева (1945)  и  др.  В  1946-58  возглавлял
Моск. драм. т-р, в 1957-60 - Моск. т-р им. Ленинского комсомола.
   Пост.: в Моск. драм. т-ре - "Там, где не было  затемнения"  Сем„нова,
"Депутат" Рахманова (обе - в 1947), "Чайка" по Бирюкову (1948), "Братья"
Салынского (1951),  "Канун  грозы"  Маляревского  (1951),  "Грач,  птица
весенняя" Мстиславского (1955), "Человек с портфелем"  Файко  (1956);  в
Т-ре им.  Ленинского  комсомола  -  "Хлеб  и  розы"  Салынского  (1957),
"Пароход зовут "Орл„нок"" Галича (1959),  "Братья  Ершовы"  по  Кочетову
(1959). С 1960 - режисс„р Моск. т-ра им. Н. В. Гоголя.
   Лит.: 10 лет в театре. Сергей Майоров. 1923-33, Баку,. 1934. P P P
   МАЙР (Mayr), Иоганн Симон (14. VI. 1763-2. XII. 1845)  -  итальянский
композитор. По национальности: немец. Образование получил  в  иезуитской
школе-в Инголыптадте. С 1789 жил в Венеции, где писал  церк.  музыку.  В
1794 в т-ре "Фениче" была пост. опера М. "Сафо". М. написал св. 60 опер,
в т. ч. "Лодо-иска" (1796, т-р "Фениче", Венеция), "Аделаида" (1799, там
же), "Элевсинские мистерии" (1802, т-р  "Ла  Скала"),  "Алонсо  и  Кора"
(1803, там же), "Элиза" (1804, т-р "Сан-Бенедетто", Венеция), "Пальмира"
(1806,  т-р  "Пергола",  Флоренция),  "Возвращение  Улисса"  (1809,  т-р
"Фениче", Венеция), "Медея в Коринфе" (1813, т-р "Сан-Карло", Неаполь) и
др.  Оперы  М.   отмечены   мастерством   инструментовки,   пользовались
популярностью у современников. На творчестве М. сказалось влияние Глюка,
Моцарта, а также Керубини и франц. революц. оперы. С 1805  преподавал  в
консерватории в Бергамо. Среди его учеников - Г. Доницетти.
   Лит.:  Scotti  С.,  Gio  Simone  Mayr:   discorso,   Bergamo,   1903;
Schiedermair L.,  Simon  Mayr,  Bd  1-2,  Lpz.,  1907-10  (Beitrage  zur
Geschichte der Oper um die Wende des. 18. und 19. Jahrhunderts).
   "МАЙСКАЯ НОЧЬ" - опера  H.A.  Римского-Корсакова,  его  же  либр.  по
повести Н. В.  Гоголя.  Пост.  9  янв.  1880,  Мариинский  т-р  (дириж„р
Направник; Голова- Стравинский, Левко - Лодий, Ганна - Славина,  Каленик
- Мельников, Писарь-Соболев, Винокур  -  Энде,  Свояченица  -  Бичурина,
Панночка - Велинская). В 1892 пост. артистами Товарищества рус.  частной
оперы под упр. И. П. Прянишникова. В 1898, там же (дириж„р Рахманинов;
   Голова - Шаляпин, Панночка - Забела). В 1909,  Большой  т-р  (дириж„р

Страницы: «« « 1411   1412   1413   1414   1415   1416   1417   1418   1419  1420   1421   1422   1423   1424   1425   1426   1427   1428   1429  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия