|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1414 1415 1416 1417 1418 1419 1420 1421 1422 1423 1424 1425 1426 1427 1428 1429 1430 1431 1432 » »» т-р (1938, Макбет - Колобаев, леди Макбет - Самборская), Ленингр. т-р
драмы им. Пушкина (1940, реж. Вивьен; Макбет - Н. Симонов, леди
Макбет-Жихарева), Малый т-р, Москва (1955, реж. Зубов, Велихов, худ.
Волков, комп. Хачатурян; Макбет - Цар„в, леди Макбет - Гоголева),
Рижский рус. т-р (1957, реж. Радлов; Макбет - Юровский), Паневежисский
т-р, Литва (1961). "М." ш„л в кукольном т-ре Н. Я. и И. С. Ефимовых,
Москва (1930).
Издания: Первая публ. "М." на англ. яз.- фолио, 1623. Рус. пер.: 1830
- А. Ротчева, 1837-М. В[ронченко], 1846 - А. И. Кронеберга, 1883 - С. А.
Юрьева. Сов. пер.:
1950 - М. Л. Лозинского, 1953 - Б. Пастернака, 1960 - Ю. Корнеева (в
кн.: Уильям Шекспир, Полн. собр. соч. в 8 тт., т. 7, М., 1960).
Лит.: "Артист", М., 1889, кн. 4, с. 72-80, и 1890, кн. 6 с. 94-101;
"Русская мысль", М., 1890, кн. 4, с. 71-93;
Ристори А., Этюды и воспоминания, СПБ, 1904; В а-н i н а I., Шекспир
на украшсьшй сцен!, Кшв, 1958; Мастера театра в образах Шекспира, М.-Л.,
1939; Ю р ь е в Ю., Записки, Л.- M., 1948; М и н ц Н., Эдмуид Кин, M.,
1957;
В а х р у ш е в а Е. A., Юрий Юровский, Рига, 1957;
Шекспировский сборник, М., 1958; С а м в ел я н Л., Шекспир на
армянской советской сцене (1923-1933), в кн.:
Ежегодник Ин-та истории иск-в. Театр, М., 1959, с. 206-13;
Не ль с С., Шекспир на советской сцене, М., 1960;
Штейн А. Л., Макбет, в кн.: Ежегодник Малого т-ра 1955-1956, М.,
1961; Зограф Н. Г., Малый т-р второй пол. XIX в., М., 1960; J а с о b s
M., Deutsche Schauspielkunst, В., 1954; Fontane Th., Plaudereien uber
Theater B., 1926 S t r o e d e l W., Shakespeare auf der deutschen
Buhne, Weimar, 1938; Gielgud J., Early stages, L., 1939; Agate J., Brief
chronicles, L., 1943; William-son A., Old Vie drama, t. 1, L., 1948, t.
2, L., 1957; Piccolo Teatro. 1947-1958, [Mil., 1958]. А. Шн
МАКЕДОНСКИЙ, Стефан (25. III. 1885-31. V. 1952) - болгарский певец
(тенор). Нар. арт. НРБ (1947). Учился в Московской консерватории
(1904-10). Дебютировал в 1908 в Оперном т-ре Зимина. С 1910 был солистом
"Болгарского оперного товарищества". Гастролировал в Берлине и др.
городах Германии. В 1930-32 руководил оперным т-ром в г. Варна (пост.:
"Травиата", "Севильский цирюльник" и др.). С 1934 - режисс„р
Передвижного нар. т-ра (пост. "Риголетто", "Вертер" и др.) в Софии,
выступал также в т-рах: Кооперативном, Художественном и др. С
1948-директор Софийской нар. оперетты (Гос. муз. т-р им. С.
Македонского). Ди-митр. пр. (1950).
Партии: Камен ("Камен и Цена" Иванова и Кауцкого), Далибор (о.
п.Сметаны), Князь ("Русалка"), Лыков ("Царская невеста"), Синодал,
Ленский, Герман, Канио, Хозе. Радамес; Самсон ("Самсон и Далила"
Сен-Санса), Педро ("Долина" д'Альбера), Тангейзер, Альфред. Выступал
также в опереттах Кальмана, Легара и др.
Лит.: Тихолов П., Стефан Македонски, София, 1956; С а г а е в Л.,
Българското оперно творчество, София, 1958.
МАКЕТ театральный (франц. maquette, от итал. macchietta - набросок) -
модель, воспроизводящая пространственно-декорационное решение спектакля.
Общепринятые масштабы М.- 1/ 2/, 1/ натуральной величины. Создание М.
является важным моментом в процессе подготовки спектакля. М. наглядно
показывает композицию сценич. пространства, площадку для действия
акт„ров и планировки мизансцен; он служит также основанием для
изготовления рабочих чертежей, составления смет на материалы и пр.
Наличие М. позволяет решать ряд практич. вопросов, связанных с
монтировкой декораций на сцене. М. каждой отдельной картины помещается в
макетный станок (подмакетник), представляющий собой каркас коробки сцены
в масштабном сокращении, e портальной аркой, планшетом, вращающимся
кругом, люками, подъ„мами для подвесных декораций, с оборудованием для
освещения и др. Кроме декораций, мебели и др. обстановки, в М.
воспроизводятся также фигуры действующих лиц (из картона, пластилина).
Они служат как для композиции мизансцен, так и для выявления масштаба
декораций. М. бывают двух видов: рабочие - без отделки деталей, и
выставочные, показывающие декорац. решение спектакля в полном виде.
МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli), Никколо (3. V. 1469-22. VI. 1527) -
итальянский государственный деятель, историк, писатель, драматург.
Написал комедии "Мандрагора" (1520, Флоренция) и "Клиция" (1525, там
же). Первая считается вершиной гуманистич. комедии эпохи итал.
Ренессанса. М. отказался от следования античным образцам, обычного для
итал. комедии того времени, и создал комедию нравов с ярко выраженной
обличит, тенденцией. Действие комедии "Мандрагора" происходит в совр.
автору Флоренции, в пьесе созданы реальные, жизненные характеры и
ситуации. Растленной церк. морали М. противопоставил естеств. человеч.
мораль, чувства, свободные от корыстолюбивых интересов.
"Мандрагора", единственная из комедий 16 в., сохраняющаяся в
репертуаре т-ров. В 20 в. была пост. в Риме т-ром "Квирино" (1945) и
"Т-ром делле арти" (1953), в Париже - "Т-ром де пош" (1956) и др.
Соч.: в рус. пер.-Мандрагора, Берлин, 1924. Лит.: Дживелегов А.,
Бояджиев Г., История западноевропейского театра, M.-Л., 1941; История
западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокуль-ского, т. l. M.,
1956.
МАКК (лат. Maccus) - традиционный персонаж древнеримской ателланы.
Тип неуклюжего дурака, подвергающегося вечным насмешкам и побоям;
известны сюжеты, в к-рых М. выступал в ролях изгнанника, солдата и даже
девушки. Обычная маска М.- с лысой головой, длинным носом и ослиными
ушами.
Лит : Paulys-Wissova Realencyclopad3e..., Halbbd 27, Stuttg., 1928,
с. 126-27. В. Я. МАККЕЯ, Мак-Кей (Mackaye), Джеймс Стил (6.VI.1842 -
25.II.1894) - американский драматург, режисс„р и театральный деятель. В
1869 учился в
Париже у Ф. Дельсарта, систему к-рого затем пропагандировал в
Нью-Йорке. М. дебютировал как режисс„р пост. своих пьес "Мональди"
(1872, т-р "Сент-Джеймс", Нью-Йорк) и "Роз Мишель" (1875, т-р
"Юнион-сквер", Нью-Йорк). В 1880 переоборудовал т-р "Мэди сон-сквер",
где вв„л изобрет„нную им двойную сцену, новую систему освещения,
установленную Т. Эдисоном, искусственную вентиляцию и др. В 1887 М.
пост. свою пьесу "Поль Кувар" - о франц. бурж. революции конца 18 в., в
к-рой при решении массовых сцен использовал при„мы мейнингенцев. Основал
первую крупную театр. школу США - "Школу акт„рской игры "ЛицеумаВсемирной выставки в Чикаго в 1893 М. спроектировал огромный (на 12 тыс.
Страницы: «« « 1414 1415 1416 1417 1418 1419 1420 1421 1422 1423 1424 1425 1426 1427 1428 1429 1430 1431 1432 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |