Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1423 1424 1425 1426 1427 1428 1429 1430 1431 1432 1433 1434 1435 1436 1437 1438 1439 1440 1441 » »» акт„рами крепостных т-ров - А. Н. Прусаков, А. И. Баранчеева, С. Ф. Мочалов и др. Кровная связь с народом, с крепостной средой во многом определяла обществ, направленность и художеств. особенности этого т-ра. Отсюда - гуманизм акт„рского творчества, близость народу, понимание его чувств и стремлений, социальные мотивы протеста против крепостничества. После пожара, уничтожившего здание Петровского т-ра (1805), труппа играла в разл. помещениях. В 1806 т-р стал каз„нным и вош„л в систему императорских т-ров. Среди крупнейших акт„ров моек. сцены нач. 19 в.: П. А. Плавильщиков, М. С. Воробь„ва, перешедшие в 1794 из петерб. т-ра С. Н. Сандунов, Е. С. Сандунова и др. В годы войны России с наполеоновской Францией в репертуаре т-ра широко отразились патриотич. настроения рус. общества; идеи преданности отечеству сочетались в его спектаклях с идеями защиты подлинного человеч. достоинства (пост. трагедий Озерова и др). Подъ„м национального самосознания, вызванный Отечеств, войной 1812, оказал решающее воздействие на обществ, и творч. позиции моек. т-ра, утверждавшего принципы народности. Т-р продолжал ставить сатирич. пьесы и комич. оперы 18 в.; с 1808 в репертуар вошла запрещ„нная ряд лет "Ябеда" Капниста, возобновляются после перерыва "Бригадир" и "Недоросль" Фонвизина, комедии и комич. оперы И. А. Крылова, большим успехом пользуется "Мельник-колдун, обманщик и сват" Аблесимова. В рецертуар т-ра прочно вошли в эти годы трагедии Шиллера и Шекспира, выражавшие передовые идеи. Но прогрессивное направление в деятельности т-ра развивалось в борьбе с консервативно-охранительными тенденциями, насаждавшимися сентименталистскими пьесами А. Коцебу, Н. И. Ильина, В. М. Ф„дорова, комедиями А. А. Шаховского, М. Н. Загоскина и др. В 1815-24 труппа пополнилась новыми акт„рами. В не„ вошли П. С. Мочалов, а также акт„ры, окончившие Моск. театр. школу; дебютировали приглаш„нные из провинции М. С. Щепкин (1822) и М. Д. Лъвова-Синецкая (1824). В период развития декабристского движения, в пору ожесточ„нных бо„в в рус. лит-ре представителей прогрессивного направления с защитниками реакционно-охранит. идеологии, моек. т-р выражал антикрепостнич. настроения, демократич., гуманистич. тенденции в иск-ве. Богатством чувств, стремлением к естественности, живым вдохновением отличалась игра молодого Мочалова, представителя революц. романтизма. Невиданной до того простотой, народностью, меткостью жизненных характеристик поражало иск-во Щепкина. Эти два крупнейших художника сцены вели за собой основную, лучшую часть труппы. Творчество акт„ров освобождалось от канонов классицистич. школы. Происходил общий процесс обновления методов акт„рского творчества, вырабатывалась новая манера игры, основанная на большей естественности, эмоциональности, конкретности в воспроизведении типов и явлений действительности. На протяжении 18-нач. 19 вв. драматич. труппа работала вместе с оперно-балетной; одни и те же акт„ры часто выступали в спектаклях различных жанров. Развитие нац. художеств. культуры в 1-й четверти 19 в., усиление роли т-ра в обществ, жизни подготовили появление самостоят, драматич. т-ра. С 14 (26) окт. 1824 драматич. спектакли были перенесены в здание, перестроенное по проекту архитектора О. Н. Бове (дом Варгина на Петровской площади, ныне площадь Свердлова) и получившее название Малого т-ра (в отличие от открытого 6 янв. 1825 Большого т-ра, предназначенного для оперных и балетных спектаклей). С этой даты начинается история М. т., ставшего гордостью рус. культуры. В деятельности М. т. нашли претворение достижения рус. сценич. иск-ва предшествующего периода, а объединение в труппе М. т. акт„ров разл. поколений сделало возможной живую преемственность этого опыта. Рост освободит, движения в рус. обществе 30-40-х гг. 19 в., утверждение критич. реализма в качестве ведущего направления в рус. лит-ре обусловили качественно новый этап в развитии рус. театр. иск-ва. Московский М. т. был в этот период одним из главных очагов рус. демократич. культуры. Через своих крупнейших акт„ров он был тесно связан с прогрессивной моек. общественностью, с кружками В. Г. Белинского, Н. В. Станкевича, А. И. Герцена, Т. Н. Грановского и др. Особенно глубокое и плодотворное влияние на развитие М. т. оказал Белинский. Великий критик страстно любил иск-во М. т. Борясь за развитие рус. демократич. культуры, он постоянно поддерживал передовые устремления М. т., выступал против реакционных, чуждых реализму влияний, добивался улучшения репертуара, уделял огромное внимание творчеству его акт„ров. М. т. в свою очередь воздействовал своей художеств. практикой на формирование передовой демократич. эстетики. Но царское правительство через специальный орган-дирекцию императорских т-ров - стремилось поставить М. т. на службу своей реакц. политике. На сцене М. т. усиленно насаждались реакц. монархич. пьесы, лиш„нные жизненной правды мелодрамы и водевили. Многие значит, произв. рус. и мировой драматургия не разрешались к пост. В противовес этому передовая часть труппы стремилась сохранить и упрочить связь М. т. с совр. лит-рой. Появились много-чис.я.. инсценировки и переделки произв. Пушкина: "Керим-Гирей, Крымский хан" (по поэме "Бахчисарайский фонтан", 1827), "Цыганы" (1832), "Барыш-някрестьянка" (1839), драма "Русалка" (1838). Важнейшим обществ, событием явилась пост. комедии Грибоедова "Горе от ума" (27 нояб. 1831), до того запрещ„нной цензурой (ранее, в 1830 и 1831, ставились отдельные сцены). Исполнитель роли Чацкого Мочалов выражал тему обществ, протеста, сообщал образу героич. направленность. Замечательный по своей типичности и обличит, силе образ чиновника-бюрократа и барина-крепостника Фамусова создал Щепкин. В М. т. складывалась школа реалистического акт„рского мастерства. Огромное значение для развития М. т. и утверждения в его иск-ве принципов критич. реализма имело сближение труппы с Н. В. Гоголем. 24 мая 1836 был поставлен "Ревизор". Этот спектакль, резко обличавший реакционность и косность гос. системы николаевской России, ознаменовал собой начало нового периода в развитии рус. театр. иск-ва. В 1842 были пост. сцены из поэмы "М„ртвые души", в 1843-комедии "Женитьба" и "Игроки". Работа над пьесами Гоголя была сопряжена с решением важнейших новаторских задач, выдвинутых драматургом перед современным ему т-ром. Коллектив М. т. овладевал мастерством реалистич. типизации, остротой социальной сатиры, добивался создания исиолни-тельского ансамбля. С эстетикой и драматургией Гоголя тесно связан расцвет творчества великого рус. акт„ра М. С. Щепкина. Основоположник реалиетич. направления в русском сценич. иск-ве, Щепкин утверждал просветительское, общественно-воспитательное значение т-ра и, как и Гоголь, видел в н„м "кафедру, с которой читается разом целой толпе живой урок" (Н. В. Гоголь). Его искусство, проникнутое Страницы: «« « 1423 1424 1425 1426 1427 1428 1429 1430 1431 1432 1433 1434 1435 1436 1437 1438 1439 1440 1441 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |