Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1419   1420   1421   1422   1423   1424   1425   1426   1427  1428   1429   1430   1431   1432   1433   1434   1435   1436   1437  » »»

   Спектакли: "Человек с ружь„м" (1942); "На дне" (1944);
   "Лес" (1949); "Семья" Попова (1950),  "Разлом"  (1951);  "Кремл„вские
куранты"  (1956);  "Сарынжи"  Эшмамбетова  (1958),  "Иркутская  история"
Арбузова (1960). Д. Б р.
   МАЛАЯЛЬСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ
   (Малайяльский театр и драматургия). Истоки М. т. и д.- игры и  обряды
древнеиндийских  плем„н,  населявших  территорию  Юж.  Индии,  а   также
мистериальный  т-р,  возникший  при  храмах.   Вначале   драмы-мистерии,
рассказывающие  о  подвигах  и  благодеяниях  богов,  разыгрывались   на
небольших, специально выстроенных для этой цели внутрихрамовых площадках
(чакиаркуту, кутиаттам). Позднее они были вынесены за  пределы  храма  и
исполнялись  в  храмовых  дворах   при   большом   скоплении   зрителей.
Представления воспроизводили разл. эпизоды из  жизни  богини  Бхагавати,
полубогов-полулюдей Рамы и Кришны и состояли из пантомимы, музыки, танца
и диалога. Исполнители их  носили  яркие  костюмы  и  огромные  головные
уборы.  Нек-рые  формы  древнего   мистериального   т-ра   со   временем
модифицировались в нар. театр. представления, к-рые сохранились до наст.
времени. Представления разыгрываются на яз. малаялам. Большое влияние на
М. т. и д. оказала классич. санскритская  драма,  откуда  заимствовались
традиционные сюжеты, сценич. образы и драматургич. формы.
   В 1-й пол. 20 в. широкое  распространение  получили  историч.  драмы,
авторами к-рых были драматурги Акбар, Мартанд Варма, Вахадур  Рамрадж  и
др. Социальная драма впервые появляется в М. т. и д. в 20-30-х гг. 20 в.
Большим  успехом  пользуется   пьеса   Дамодарана   "Недоимка"   (1938),
рассказывающая  о  трагич.   судьбе   крестьянской   семьи,   довед„нной
тираном-помещиком до голода, позора и тюрьмы.  Среди  совр.  драматургов
малаяли - Р. Наяр, Т. Бха-си, Р. Пиллай, М. Идашшери, А. Тхампуран и др.
В своих пьесах они затрагивают актуальные проблемы:  положение  рабочего
класса и крестьянства в Индии, борьба с феодальными  пережитками  и  др.
Эти  пьесы   ставятся   любительскими   театр.   коллективами.   Большое
распространение получили в М. т. ид. одноактные пьесы, скетчи, небольшие
комедийные представления (см. также Катакхали).
   Лит.: Damodaran Pillai P., Malayalam drama, в  кн.:  "Indian  drama",
Delhi, 1956; Народы Южной Азии..., М., 1963. . Мел. Б.
   МАЛВЕРНСКИЙ  ФЕСТИВАЛЬ   (Malvern   Festival)-ежегодный   театральный
фестиваль в Англии. Осн. в 1929 Б. Джэксоном в г. Малверне. Вместе с  Р.
Лим-бертом, директором  Малвернского  т-ра,  Джэксон  организовал  спец.
фестивальную труппу из акт„ров Бирмингемского репертуарного и др. т-ров.
Фестиваль проходил в летнее время. В программе  первого  фестиваля  были
пьесы Б. Шоу ("Тележка с  яблоками",  "Назад  к  Мафусаилу",  "Цезарь  и
Клеопатра", "Дом, где разбиваются сердца"). В 1929-39 пост. 20 пьес  Шоу
и классич.  пьесы  прошлого:  "Ральф  Ройстер-Дойстер"  Юдалла,  "Иголка
кумушки Гам-мер Гертон" неизв. автора 16  в.,  "Вольпоне"  Б.  Джонсона,
"Доктор Фауст" Марло и др. С 1937 М.  ф.  руководили  Р.  Лимберт  и  С.
Хардуик. Во время 2-й мировой войны М. ф.  не  проводились.  В  1949  Р.
Лимберт пров„л последний М. ф. (пост. "Тележку с яблоками", "Золотые дни
доброго короля Карла", "Биллионы Буойанта" Шоу). М.  ф.  положил  начало
фестивалям, "к-рые вошли в практику англ. т-ра.
   Лит.: Marshall N., The other theatre, L., 1947;
   Kemp Т. С., The Birmingham Repertory theatre, Birmingham, 1948.  Ф.К.
МАЛДЫБАЕВ,  Абдылас  [p.  24.VI  (7.VII).  1906]  -киргизский  советский
композитор и певец. Нар. арт. СССР (1939).  Чл.  Коммунистич.  партии  с
1939. Деп. Верх. Совета СССР 1-го созыва. С 1929 -.акт„р  Кирг.  студии,
впоследствии муз.-драм. т-ра (с 1942  Кирг.  т-ра  оперы  и  балета).  В
19401941,1947-50 учился в Моск. консерватории (по классу композиции у Г.
Литинского и В. Фере).
   Роли: старик Бекчур ("Аджал орду на" Турусбекова), Аскер ("Аршил  мал
алан" У. Гаджибе-кова). Исполнял ведущие партии в нац. операх: Кульчоро,
Сыр-гак ("Айчурек", "Манас" Власова, Малдыбаева и Фере), Ко-куль (о.  п.
Раухвергера). Тельтай ("Айдар и Айша" Аманбаева и Германова, 1952).  Пел
партию Ленского (1942).
   Знаток кирг. нар. музыки, М. создал совм.  с  В.Власовым  и  В.  Фере
первую кирг. муз. драму "Аджал  ордуна"  (1938)  и  первые  кирг.  оперы
"Айчурек" (1939), "Патриоты" (1941), "Манас" (1946),  "На  бере-  !  гах
Иссык-Куля" (1951). Все пост. Кирг. т-ром оперы  и  балета.  Автор  ряда
соч. в др. жанрах.
   Лит.: Аманбаев А., Давлесов  Н.,  Абдылас  Малдыбаев.  Краткий  очерк
жизни и творчества.  К  50-летию  со  дня  рождения  и  30-летию  творч.
деятельности, Фрунзе, 1957. ff Д.
   МДЛЕГбТ - см. Ленинградский Малый театр оперы и балета.
   МАЛЕИНАИТЕ, Ольга Викторовна (9. IX. 1907- 27.11. 1939)  -  литовская
артистка балета. Первая литов. классич.  танцовщица.  По  национальности
русская. В 1918-22 училась в Ленингр. хореографич. школе (педагог М.  Ф.
Романова). С 1922  участвовала  в  балетных  сценах  оперных  спектаклей
Каунасского т-ра оперы и балета, одновременно занималась у педагогов  О.
Дубенецкене, П.  Петрова.  В  1925  исполняла  в  первом  лит.  балетном
спектакле "Коппелия" партию Сванильды. М.- лирич. танцовщица. Иск-во  е„
отличалось грацией, женственностью, танцевальной кантиленой.
   Партии: Одетта-О диллия; Сильвия (о. п.  Делиба),  принцесса  Флорина
("Спящая   красавица"),   Сильфида   ("Шопениана"),   подруга   Раймонды
("Раймонда"), А. Руз.
   "МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ" - цикл небольших драматических  произведений  А.
С. Пушкина, объедин„нных под этим  названием.  Сюда  входят:  "Моцарт  и
Сальери",  "Скупой  рыцарь",  "Каменный  гость",  "Пир  во  время  чумы"
(окончат, редакция соч. 1830) и близкая к этому  циклу  "Русалка"  (соч.
между 1829 и 1832).
   Издания: Первые публикации: Моцарт и Сальери, "Северные цветы на 1832
г.". Альманах, СПБ, 1831; Пир во время  чумы,  "Альциона  на  1832  г.".
Альманах, СПБ, 1832;
   Скупой рыцарь, "Современник", СПБ, 1836,  кн.  1;  Русалка,  там  же,
1837, т. 6, ј 2; Каменный гость, в сб.: Сто русских литераторов,  т.  1,
СПБ, 1839; П у ш к и н А. С., Полн. собр. соч., т. 5, М.-Л., 1949.
   Лит.: Дурылин С.  Н.,  Маленькие  трагедии,  "Театр",  1936,  .ј  10;
Станиславский К. С., Художественные записи 1877-1892, М.-Л..  1939;  его
же, Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1, М., 1954; 3 а г.о р с к и и
М., Пушкин и театр. М.-Л., 1940; Д у р ы л и н С. Н., Пушкин  на  сцене,
М., 1951. Щц
   МАЛЕР (Mahler), Густав (7.VII.  1860,  Калипп\  Чехия,-18.  V.  1911,
Вена) - австрийский , композитор и дириж„р. Выдающийся симфонист,  автор
монумент. оркестровых  произв.,  один  из  крупнейших  оперных  и  симф.

Страницы: «« « 1419   1420   1421   1422   1423   1424   1425   1426   1427  1428   1429   1430   1431   1432   1433   1434   1435   1436   1437  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия