|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1418 1419 1420 1421 1422 1423 1424 1425 1426 1427 1428 1429 1430 1431 1432 1433 1434 1435 1436 » »» организовал там драм. и хоровые коллективы, ставил спектакли. В 1939-49
- акт„р 1-го Мегино-Кангаласского колх. т-ра и 2-го колх. т-ра в Нюрбе,
в 1958-63-Верхне-Вилюйского т-ра, в 1950 и с 1963-Муз.-драм. т-ра им.
Ойунского (Якутск).
Роли: Лука ("На дне"), Лоокут ("Лоокут и Нюргусун" Сметанина), Елеся
("Не было ни гроша, да вдруг алтын"), Чуорда, Качайя("Айаал", "Кузнец
Кюкюр" Сивцева), Жеронт ("Проделки Скапена" Мольера) и др.
В самобытном, ярком творчестве М. драм. талант сочетается с муз.
одар„нностью. Он широко известен в республике как композитор, создал и
обработал св. 200 нар. мелодий.
Лит.: Максимов X., Улэ, таптал ырыалара, Якут-скай, 1962. М. Лифш.
МАКСИМОВА, Екатерина Сергеевна (р. 1. II. 1939) - русская советская
артистка балета. В 1949- 1958 училась в Моск. хореографич. уч-ще (класс
Е. П. Гердт). В 1956, ученицей, дебютировала в партии Маши
("Щелкунчик"); с 1958-в труппе Большого т-ра. Иск-во М. жизнерадостно и
обаятельно; она обладает даром акт„рского перевоплощения, созда„т
лирич., психологически углубл„нные образы-Жанна ("Пламя Парижа"), Мария
("Бахчисарайский фонтан"), Жизель;
Катерина ("Каменный цветок" Прокофьева) и образы, исполненные задора,
непосредственности - Лиззи ("Тропою грома" Караева), Коломбина ("Медный
всадник"). Иск-во танца М. совершенствовала под рук. Г. С. Улановой.
Др. партии: Мавка ("Лесная песня" Жуковского), Муза ("Паганини" на
муз. Рахманинова), Водяница ("Кон„к-Горбунок" Щедрина), 7-й вальс,
прелюд ("Шопениана") и др. Гастролировала в США, Канаде, Австрии, Дании,
Норвегии, Финляндии, Венгрии и др.
Лит.: "Театр", 1959, ј 8, с. 110-14; 1960, ;ј 9, с. 152- 153;
"Музыкальная жизнь", 1962, ј 9, с. 13. Л. П.
МАКСИМОВА, Ирина Михайловна (р. 24.V. 1919)- якутская советская
артистка. Засл. арт. ЯАССР (1952). Деп. Верх. Совета ЯАССР 3-го созыва.
В 1937 по окончании балетной студии в Якутске вступила в Якутский т-р
(первая крупная роль Нюргусун "Лоокут и Нюргусун" Сметанина), была
актрисой этого т-ра до 1956. Затем руководила сельской самодеятельностью
(в 1959-62 была гл. реж. Таттин-ского нар. т-ра). В 1962 вернулась в
Якутский т-р. Лирико-драм. актриса, М. была первой исполнительницей
ролей в нац. драматургии: Соня, Саргылаан ("Манчары", "Золотое зерно"
Протодьяконова), Азалия ("Что украшает человека" Сивцева).
Др. роли: Лариса ("Бесприданница"), Луиза, Дездемона;
Настя ("На дне"), Мария Антоновна ("Ревизор"), Галя ("Макар Дубрава"
Корнейчука). В нар. т-ре пост. "Лоокут и Нюргусун" (показана в
Кремл„вском т-ре, 1962), "Сайсары" Сивцева, "Враги" Ефремова и др. М.
Лифш.
МАКСЙМОВ-КОШКЙНСКИЙ, Иоким Степанович (р. 14. IX. 1893) - чувашский
советский акт„р, режисс„р, драматург. Нар. арт. Чувашской АССР (1933).
Один из основоположников чувашского т-ра (1918). Сценич. деятельность
начал в 1912 в Казанском т-ре. В 1918 вместе с группой энтузиастов
организовал чувашский т-р, был акт„ром, режисс„ром, худ. рук. этого
т-ра. Создал ряд комедийных, остро характерных образов: Кочкар„в
("Женитьба"), Расплюев, Скапен. Переводил и ставил пьесы Гоголя,
Островского, Л. Толстого, ставил пьесы чуваш. драматургов Ф. Павлова, П.
Осипова и др. С 1922 начал драматургич. деятельность. Творчество М.-К.
способствовало становлению и развитию чуваш, т-ра и драматургии. Автор
пьес:
"Волна" (1923), "Волжские мотивы" (1932), исто-рич. драм "Садур и
Илем" (1933), "Земля вздымается" (1933), муз. комедии "Когда расцветает
чер„муха" (1950) и др. пост. на сцене чувашского т-ра. В 1925-32 работал
в кино. Автор оперных и балетных либретто, ряда статей по вопросам т-ра
и драматургии.
Соч.: Пьесасем, Чебоксары, 1954.
Лит.: Сироткин М. Я., Очерк истории чувашской советской литературы,
Чебоксары, 1956, с. 213-17.
Ф.Р. МАКШ‚ЕВ, Владимир Александрович [16(28).V. 1843, Гельсингфорс, -
9 (22). III. 1901, Москва]- русский акт„р. Окончил Кадетский корпус в
Воронеже. Служил офицером в Москве; играл в любительских спектаклях в
т-ре Шепелева и Артистич. кружке. Выйдя в отставку, вступил в труппу П.
М. Медведева (Казань, 1870-71), затем играл в Сарато-гов Курске, Туле.
Роли: Архип ("Грех да беда на кое, не жив„т" Островского), граф Зефиров
("Лев Гурыч Синичкин" Д. Т. Ленского). В 1872 играл в Нар. т-ре на
Ноли-технич. выставке в Москве. Роли: Митрофан ("Недоросль"),
Раста-ковский ("Ревизор"). В 1873 в Моск. общедоступном частном т-ре с
большим успехом исполнил роль Никона в "Горькой судьбине" Писемского. В
1874 был принят без дебюта в труппу Малого т-ра; работал здесь до конца
жизни. Комедийный и характерный акт„р, М. играл и роли простаков. Не
обладая сильным темпераментом, он привлекал искренностью и задушевностью
исполнения, мягким комизмом, благодушным юмором, вес„лостью. Тщательно
разрабатывая роли, М. добивался психологич. глубины, типичности,
характерности образов. Мастерски гримировался. Лучшие роли создал в
произв. рус. драматургов.
Роли: Рисположенский ("Свои люди - сочт„мся", 1874), Расплюев
("Свадьба Кречинского", 1874), Архип ("Майорша" Шпажинского, 1878),
Варлаам ("Борис Годунов", 1880), Мигаев ("Таланты и поклонники", 1881),
Восмибратов ("Лес", 1895), Акимыч ("На пороге к делу" Островского и
Соловь„ва, 1899). Сатирич. остроты достигал М. в роли Городничего
(1883); преодолев свою обычную мягкую манеру исполнения, он играл
Городничего грубым солдафоном, умным и опытным мошенником. В произв.
зап. классиков М. исполнял роли Жеронта ("Проделки Скапена", 1875),
Жоржа Дан-дена (о. п. Мольера, 1875), Грумио ("Укрощение строптивой",
1878), Тристана ("Собака садовника" Лопеде Вега, 1895) и др.
Лит.: Карнеев М. В., Странички из истории русского театра, вып. 1 -
Двадцатипятилетие деятельности В. А. Макшеева, М., 1900; В. А. Макшеев,
в кн.: Кара-Мурза С. Г., Малый театр. Очерки и впечатления. 1891- 1924,
М., 1924, с. 159-67; Юрьев Ю., Записки. 1872- 1893, Л.- М., 1939, с.
117-18, 121; Я б л о ч к и н а А., 75 лет в театре, М., 1960, с. 206,
207, 232. JJ. Лев.
МАЛАМУД, Марк Моисеевич (р. 2.VIII. 1905) - русский советский
режисс„р. Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1950). Чл. Коммунистич. партии с
1944. В 1932 окончил Киевский театр. ин-т. Сценич. деятельность начал в
1924 в театре-студии "Молот" под рук. А. Буч-мы, затем работал в т-рах
Донбасса, Киева, Саратова. С 1940 режисс„р Куйбышевского ТЮЗа, в 1946-61
гл. реж. Фрунзенского рус. т-ра, с 1962 гл. реж. Челябинского драм. т-ра
им. Горького,
Страницы: «« « 1418 1419 1420 1421 1422 1423 1424 1425 1426 1427 1428 1429 1430 1431 1432 1433 1434 1435 1436 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |