Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1418   1419   1420   1421   1422   1423   1424   1425   1426  1427   1428   1429   1430   1431   1432   1433   1434   1435   1436  » »»

организовал там драм. и хоровые коллективы, ставил спектакли. В  1939-49
- акт„р 1-го Мегино-Кангаласского колх. т-ра и 2-го колх. т-ра в  Нюрбе,
в 1958-63-Верхне-Вилюйского т-ра, в 1950 и с  1963-Муз.-драм.  т-ра  им.
Ойунского (Якутск).
   Роли: Лука ("На дне"), Лоокут ("Лоокут и Нюргусун" Сметанина),  Елеся
("Не было ни гроша, да вдруг алтын"),  Чуорда,  Качайя("Айаал",  "Кузнец
Кюкюр" Сивцева), Жеронт ("Проделки Скапена" Мольера) и др.
   В самобытном, ярком творчестве М.  драм.  талант  сочетается  с  муз.
одар„нностью. Он широко известен в республике как композитор,  создал  и
обработал св. 200 нар. мелодий.
   Лит.: Максимов X., Улэ, таптал ырыалара, Якут-скай,  1962.  М.  Лифш.
МАКСИМОВА, Екатерина Сергеевна (р. 1.  II.  1939)  -  русская  советская
артистка балета. В 1949- 1958 училась в Моск. хореографич. уч-ще  (класс
Е.  П.  Гердт).  В  1956,   ученицей,   дебютировала   в   партии   Маши
("Щелкунчик"); с 1958-в труппе Большого т-ра. Иск-во М. жизнерадостно  и
обаятельно;  она  обладает  даром  акт„рского  перевоплощения,   созда„т
лирич., психологически углубл„нные образы-Жанна ("Пламя Парижа"),  Мария
("Бахчисарайский фонтан"), Жизель;
   Катерина ("Каменный цветок" Прокофьева) и образы, исполненные задора,
непосредственности - Лиззи ("Тропою грома" Караева), Коломбина  ("Медный
всадник"). Иск-во танца М. совершенствовала под рук. Г. С. Улановой.
   Др. партии: Мавка ("Лесная песня" Жуковского),  Муза  ("Паганини"  на
муз.  Рахманинова),  Водяница  ("Кон„к-Горбунок"  Щедрина),  7-й  вальс,
прелюд ("Шопениана") и др. Гастролировала в США, Канаде, Австрии, Дании,
Норвегии, Финляндии, Венгрии и др.
   Лит.: "Театр", 1959, ј 8,  с.  110-14;  1960,  ;ј  9,  с.  152-  153;
"Музыкальная жизнь", 1962, ј 9, с. 13. Л. П.
   МАКСИМОВА, Ирина  Михайловна  (р.  24.V.  1919)-  якутская  советская
артистка. Засл. арт. ЯАССР (1952). Деп. Верх. Совета ЯАССР 3-го  созыва.
В 1937 по окончании балетной студии в Якутске вступила  в  Якутский  т-р
(первая крупная роль  Нюргусун  "Лоокут  и  Нюргусун"  Сметанина),  была
актрисой этого т-ра до 1956. Затем руководила сельской самодеятельностью
(в 1959-62 была гл. реж. Таттин-ского нар. т-ра).  В  1962  вернулась  в
Якутский т-р. Лирико-драм.  актриса,  М.  была  первой  исполнительницей
ролей в нац. драматургии: Соня, Саргылаан  ("Манчары",  "Золотое  зерно"
Протодьяконова), Азалия ("Что украшает человека" Сивцева).
   Др. роли: Лариса ("Бесприданница"), Луиза, Дездемона;
   Настя ("На дне"), Мария Антоновна ("Ревизор"), Галя ("Макар  Дубрава"
Корнейчука).  В  нар.  т-ре  пост.  "Лоокут  и  Нюргусун"  (показана   в
Кремл„вском т-ре, 1962), "Сайсары" Сивцева, "Враги" Ефремова  и  др.  М.
Лифш.
   МАКСЙМОВ-КОШКЙНСКИЙ, Иоким Степанович (р. 14. IX. 1893)  -  чувашский
советский акт„р, режисс„р, драматург. Нар. арт. Чувашской  АССР  (1933).
Один из основоположников чувашского т-ра  (1918).  Сценич.  деятельность
начал в 1912 в Казанском т-ре.  В  1918  вместе  с  группой  энтузиастов
организовал чувашский т-р, был  акт„ром,  режисс„ром,  худ.  рук.  этого
т-ра.  Создал  ряд  комедийных,  остро  характерных  образов:   Кочкар„в
("Женитьба"),  Расплюев,  Скапен.  Переводил  и  ставил  пьесы   Гоголя,
Островского, Л. Толстого, ставил пьесы чуваш. драматургов Ф. Павлова, П.
Осипова и др. С 1922 начал драматургич. деятельность.  Творчество  М.-К.
способствовало становлению и развитию чуваш, т-ра и  драматургии.  Автор
пьес:
   "Волна" (1923), "Волжские мотивы" (1932),  исто-рич.  драм  "Садур  и
Илем" (1933), "Земля вздымается" (1933), муз. комедии "Когда  расцветает
чер„муха" (1950) и др. пост. на сцене чувашского т-ра. В 1925-32 работал
в кино. Автор оперных и балетных либретто, ряда статей по вопросам  т-ра
и драматургии.
   Соч.: Пьесасем, Чебоксары, 1954.
   Лит.: Сироткин М. Я., Очерк истории чувашской  советской  литературы,
Чебоксары, 1956, с. 213-17.
   Ф.Р. МАКШ‚ЕВ, Владимир Александрович [16(28).V. 1843, Гельсингфорс, -
9 (22). III. 1901, Москва]- русский акт„р. Окончил  Кадетский  корпус  в
Воронеже. Служил офицером в Москве; играл в  любительских  спектаклях  в
т-ре Шепелева и Артистич. кружке. Выйдя в отставку, вступил в труппу  П.
М. Медведева (Казань, 1870-71), затем играл в Сарато-гов  Курске,  Туле.
Роли: Архип ("Грех да беда на кое, не жив„т" Островского), граф  Зефиров
("Лев Гурыч Синичкин" Д. Т. Ленского). В  1872  играл  в  Нар.  т-ре  на
Ноли-технич.  выставке   в   Москве.   Роли:   Митрофан   ("Недоросль"),
Раста-ковский ("Ревизор"). В 1873 в Моск. общедоступном частном  т-ре  с
большим успехом исполнил роль Никона в "Горькой судьбине" Писемского.  В
1874 был принят без дебюта в труппу Малого т-ра; работал здесь до  конца
жизни. Комедийный и характерный акт„р, М. играл  и  роли  простаков.  Не
обладая сильным темпераментом, он привлекал искренностью и задушевностью
исполнения, мягким комизмом, благодушным юмором,  вес„лостью.  Тщательно
разрабатывая  роли,  М.  добивался  психологич.   глубины,   типичности,
характерности образов. Мастерски  гримировался.  Лучшие  роли  создал  в
произв. рус. драматургов.
   Роли:  Рисположенский  ("Свои  люди  -  сочт„мся",  1874),   Расплюев
("Свадьба Кречинского",  1874),  Архип  ("Майорша"  Шпажинского,  1878),
Варлаам ("Борис Годунов", 1880), Мигаев ("Таланты и поклонники",  1881),
Восмибратов ("Лес", 1895), Акимыч ("На  пороге  к  делу"  Островского  и
Соловь„ва, 1899).  Сатирич.  остроты  достигал  М.  в  роли  Городничего
(1883); преодолев  свою  обычную  мягкую  манеру  исполнения,  он  играл
Городничего грубым солдафоном, умным и  опытным  мошенником.  В  произв.
зап. классиков М. исполнял  роли  Жеронта  ("Проделки  Скапена",  1875),
Жоржа Дан-дена (о. п. Мольера, 1875),  Грумио  ("Укрощение  строптивой",
1878), Тристана ("Собака садовника" Лопеде Вега, 1895) и др.
   Лит.: Карнеев М. В., Странички из истории русского театра, вып.  1  -
Двадцатипятилетие деятельности В. А. Макшеева, М., 1900; В. А.  Макшеев,
в кн.: Кара-Мурза С. Г., Малый театр. Очерки и впечатления. 1891-  1924,
М., 1924, с. 159-67; Юрьев Ю., Записки. 1872- 1893,  Л.-  М.,  1939,  с.
117-18, 121; Я б л о ч к и н а А., 75 лет в театре, М.,  1960,  с.  206,
207, 232. JJ. Лев.
   МАЛАМУД,  Марк  Моисеевич  (р.  2.VIII.  1905)  -  русский  советский
режисс„р. Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1950). Чл. Коммунистич. партии  с
1944. В 1932 окончил Киевский театр. ин-т. Сценич. деятельность начал  в
1924 в театре-студии "Молот" под рук. А. Буч-мы, затем работал  в  т-рах
Донбасса, Киева, Саратова. С 1940 режисс„р Куйбышевского ТЮЗа, в 1946-61
гл. реж. Фрунзенского рус. т-ра, с 1962 гл. реж. Челябинского драм. т-ра
им. Горького,

Страницы: «« « 1418   1419   1420   1421   1422   1423   1424   1425   1426  1427   1428   1429   1430   1431   1432   1433   1434   1435   1436  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия