|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1420 1421 1422 1423 1424 1425 1426 1427 1428 1429 1430 1431 1432 1433 1434 1435 1436 1437 1438 » »» дириж„ров. Учился в консерватории "Об-ва друзей музыки" в Вене
(1875-78); слушал лекции в Венском ун-те. М. ничего не написал для
сцены; юношеские замыслы опер ("Герцог Эрнст Швабский" и др.) не были
осуществлены. Утеряна и музыка к спектаклю "Трубач из. Зекингена" по
роману В. Шеффеля (1884). Но дириж„рская деятельность М. имела большое
значение для нем. муз. театра. Окончив консерваторию, М. сначала
(1879-82) работал в про-винц. т-рах, затем в венском
"Карлстеатре" (1883), Немецком т-ре в Праге (1885-86) Лейпцигской
опере (1886), где пост. мн. спектаклей. В 1888-91 М. руководил оперой в
Будапеште. Здесь полностью проявился талант М. как организатора и
дириж„ра; он пост. на венг. яз. оперы "Золото Рейна", "Валькирия"
Вагнера, "Дон Жуан"; "Банк-бан" Эркеля и др. Второй этап дириж„рской
деятельности М. проходил в Гамбурге (1891-97), где он пост.: "Вольный
стрелок", "Тангейзер", "Демон", "Евгений Онегин" (Чайковский после этой
пост. назвал М. великим дириж„ром); "Фальстаф" Верди, оперы Сметаны и
др. В 1892 в Лондоне М. дирижировал тетралогией "Кольцо Нибелунга". В
1897-1907 М. работал в Венской опере. С помощью дириж„ров Б. Вальтера,
Ф. Шалька, художника А. Роллера М. реорганизовал т-р; обновил его
репертуар. Осуществл„нные под его рук. спектакли были свободны от
рутин„рских традиций (М. исполнял Вагнера без купюр, Моцарта без
вставок, "Фиделио" Бетховена в соответствии с авторской партитурой). Он
подчинял все компоненты спектакля драматич. единству, раскрывал внутр.
идейный смысл произв., боролся с оперными условностями, внешними
эффектами. Впервые в Вене М. пост. оперы: "Фальстаф" Верди, "Луиза"
Шарпантье, "Коррехидор" Вольфа, "Без огня" Р.Штрауса, "Роза из сада
любви" Пфицнера и др. После ухода из Венской оперы М. выступал в США, в
т. ч. в "Метрополитен-опера" (1908), где также исполнял оперы Моцарта,
Бетховена, Вагнера, впервые в Америке -"Пиковую даму" и "Проданную
невесту". Новаторская сущность дириж„рского творчества M.- в слиянии
музыки и сценич. действия; оно подготовлено достижениями реалистич.
оперной драматургии 19 в. М. стремился превратить оперный т-р из
коммерч. предприятия в средство морального и художеств. воспитания
зрителя.
М. завершил (по рукописи) оперу Вебера "Три Пинто" (1888, Лейпциг).
Соч.: Im eigenen Wort - Im Worte der Freunde, [hrsg. von W. Reich],
[Zurich], [1958].
Лит.: СоллертинскийИ., Густав Малер, Л., 1932 Рубин М., Густав
Малер-композитор-гуманист, "Совет екая музыка", 1958, ј 7; A d l e r G.,
Gustav Mahler, Lpz.- Wien, [1916]; B o n i s F., G. Mahler und F.
Erkel., в кн. Studia musicologica, t. 1, fase. 3-4, Budapest, 1961; Mah
ler-Wer fel A., Gustav Mahler. Erinnerungen und Briefe Amsterdam, 1940;
Nejedly Z., Gustav Mahler, Praha 1958; Specht R., Gustav Mahler, B.,
1913; S t e f a n P. Gustav Mahler, Munchen, 1920; W a l t e г В.,
Gustav Mahler [B.-Fr./M.)], 1957. Ал. М
МАЛИБРАН (Malibran; урожд.- Г a p с и a; Garcia), Мария Фелисита
(24.III. 1808, Париж,-23.IX.1836, Манчестер) - артистка оперы
(контральто). По национальности испанка. Дочь и ученица известного исп.
певца и композитора М. Гарсиа (старшего), сестра певицы П. В
иардо-Гарсиа и педагога-вокалиста М. Гарсиа (младшего). Еще реб„нком
принимала участие в оперных спектаклях в Неаполе (впервые в 1814). Пению
обучалась (с 1816) в Париже под рук. своего отца. Дебютировала на
оперной сцене в лондонском "Кинге т-ре" в 1825. В 1828 впервые выступила
в т-ре "Гранд-Опера", в том же году стала примадонной Итал. т-ра в
Париже. С 1832 гастролировала по Италии (в 1834-36-в т-ре "Ла Скала"),
одновременно выступала в т-рах Лондона ("Друри-Лейн" и др.).
Скоропостижно скончалась после одного из выступлений на Манчестерском
муз. фестивале. М. считалась одной из крупнейших певиц своего времени.
Создав образцы интерпретации итал. роман-тич. оперы, она вместе с тем
явилась провозвестницей реалистич. муз. т-ра. Пск-во М. отличалось
повышенной экспрессией, исключит. вниманием к слову, сильными драматич.
акцентами. В творчестве М. предвосхищены осн. черты оперного
исполнительства, развитые позже разл. вок.-сценпч. школами - веристской,
вердиевской, вагнеровской. Широкое дарование М. с наибольшей полнотой
раскрылось в партиях, исполненных глубоких человеческих чувств,
патетики, страсти. Голос M.- колоратурное контральто (доходившее до p e
3-й октавы) - покорял публику красотой, сочностью и пластичностью звука.
Исполнение М. отличалось импровизац. свободой, артистизмом, технич.
совершенством. Талант М. высоко ценили Дж. Верди, В. Беллини, Ф. Лист,
А. де Мюссе.
Лучшие партии: Норма; Амина ("Сомнамбула" Беллини), Леонора
("Фиделио" Бетховена), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Цингарелли),
Дездемона ("Отелло" Россини), Розина.
Лит.: M u s s e t A. de, Melanges de litterature et de critique, P.,
1876 (Oeuvres, v. IX); ThurnerA-, Les reines du chant. P., 1883; F 1 a m
e n t A., L'enchanteresse errante:
la Matibran, P., 1937; L a n с e l l o t t i A., Le voci d'oro, Roma,
1942. ?c -p
МАЛИК (Malik), Ян (р. 15.II.1904) - чехословац кий режисс„р,
драматург и теоретик театра кукол. Чл. КПЧ (1945). Творч. деятельность
начал в 1923 в т-ре "Сокольская кукольная сцена" (Прага). С 1949- гл.
режисс„р и директор Центрального т-ра кукол в Праге.
Пост.: "Пан Иоганнес" Ирасека (1950), "Песня Сар-мико" Шнейдер (1952,
Гос. пр.), "Волынщик из Стра-кониц" Тыла (1958), "История с месяцем"
Ашке-нази (1960) и др. M.- автор пьес для т-ра кукол:
"Мичек-Фличек" (переведена на 18 яз.), "Сказка из волшебного
конверта" (1937) и др. Основатель и редактор журналов: "Кукольник"
(1936), "Кукольная сцена" (1940) и др. Автор монографий о чеш. т-ре
кукол, о кукольниках М. Копецком, И. Скупе и др., перевода книг С. В.
Образцова. С 1933 - генеральный секретарь Международного объединения
деятелей кукольного т-ра (УНИМА). Доктор философии (1949), профессор
Академии иск-в в Праге (1952).
Соч.: Loutkarstke v ceskoslovinsku, Praha, 1948 (на рус. яз. 1948); в
рус. пер.-Мы потеряли Юзефа Скупу, в сб.: Театр за рубежом, вып. 1,
Л.-М., 1958, с. 171-79; пьесы - "Конец Харона", "Мичек-Фличек", в сб.:
Театр кукол зарубежных стран, М.-Л., 1959, .ј 6, с. 57-60.
Лит.: "Театральная жизнь", 1959, ј 6, с. 57-60.
МАЛИКОВ, Кубанычбек (р. 1911) - киргизский сов. писатель, драматург.
Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1940.
Первая пьеса -"Кулипа" (1936, Киргизский ТЮЗ) о жизни колхозников
Киргизии. На основе нар. предания М. написал драму "Джаныл" (совм. с А.
Страницы: «« « 1420 1421 1422 1423 1424 1425 1426 1427 1428 1429 1430 1431 1432 1433 1434 1435 1436 1437 1438 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |