Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1422 1423 1424 1425 1426 1427 1428 1429 1430 1431 1432 1433 1434 1435 1436 1437 1438 1439 1440 » »» антреприза С. П. Дягилева). Соч.: L'Apres-midi d'un faune, в его кн.: Oeuvres completes.... P., 1945; Richard Wagner, reverie d'un poete-francais, "Revue wagnerienne"..., 1885, 8. VIII, ј VII. Лит.: М о n d o r H., Vie de Mallarme, v. 1-2, 9 ed. P., [194li; R o b i c h e z J., Le symbolisme au theatre P-, 1957. Я. Шр. МАЛОФЕЕВА БАЛАГАНЫ - балаганы, сооружавшиеся антрепрен„ром В. М. Малофеевым в 60- 90-е гг. 19 в. в дни масленицы и пасхи в Петербурге на Адмиралтейской пл., Марсовом поле. Сем„новском плацу. Вместо традиционных пантомим-арлекинад здесь шли историко-батальные пьесы (переделки романов, повестей, пьес): "Велизарий, римский полководец" (1880), "Русские герои в стенах Севастополя"-(1890), "Сын рыбака Михаил Ломоносов" (1898), "Минин и Пожарский" и др. Гл. внимание в спектаклях уделялось сценич. эффектам (сцены сражений, пожары,. аллегорич. картины и т. п.). В массовых сценах иногда участвовало до 100 чел. Постановщиками представлений были К. М. Бродников, Н. А. Мушин-ский. Оформляли спектакли художники К. Аккерман, Н. П. Андреев, А. Я. Алексеев-Яковлев и др. В числе акт„ров - А. Н. Ф„доров, А. А. Громов, Муравь„ва. В 1895 в балаганах выступал клоун А. Л. Дуров. В 1898 полиция, опасаясь скопления в центре города простого народа (в связи с ростом революц. настроений), приказала перенести нар. гуляния на отдал„нный от центра Сем„новский плац. Потерпев убытки, Малофеев закрыл свои балаганы. Лит.: Лейферт А. В., Балаганы, М., 1922; Русские народные гуляния (по рассказам А. Я. Алексеева-Яковлева). В записи и обработке Евг. Кузнецова, Л.- М., 1948. Ю. Д. МАЛЫЕ ДИОНИСИИ - см. Дионисии. " МАЛЫЕ ТЕАТРЫ - вид общедоступных драма-тич. театров в США. Первые М. т. возникли в 1900-х гг. ("Пьесы и исполнители" в Филадельфии, "Игрушечный т-р" в Бостоне, "Малый т-р" в Нью-Йорке и т. д.). Широкое распространение получили после первой мировой войны. Вначале М. т. были гл. обр. любительскими, впоследствии нек-рые из них стали профессиональными. В деятельности М. т. проявился протест против реакц. бурж. иск-ва, наметившийся в среде прогрессивной художеств. интеллигенции США и Европы в конце 19 - нач. 20 вв. Но М. т. были неоднородны по своим идейным, художеств. и организац. принципам. Нек-рые из них ориентировались на широкого демократич. зрителя, стремились ставить лучшие образцы мировой драматургии (Чехова, Ибсена, Шоу и др.), произв. прогрессивных амер. авторов (т-ры "Нейборхуд", 1915-27, "Акт„ры Провинстауна", 1916-29), но испытывая формалистич. декадентские влияния, ставили также и пьесы М. Метерлинка, Л. Н. Андреева, Ф. Ведекинда, П. Клоделя и др. (т-р "Акт„ры Вашингтонского сквера", осн. 1915, впоследствии и "Гилд-тиэтр", осн. 1919). Нек-рые М. т. превращались в чисто коммерч. предприятия или закрывались из-за материальных затруднений. Многие М. т. вели борьбу с коммерч. т-рами Бродвея, с их пошлым безыдейным репертуаром, с системой "зв„зд", "серийной" пост. пьес и т. д. Нек-рые М. т. пытались использовать опыт передовых т-ров др. стран, прежде всего МХАТ ("Груп-тиэтр" и Др.). Усиление реакции в США приводит в 1930-е гг. к постепенному упадку М. т. Так, "Гилд-тиэтр" превращается в типичный бродвейский т-р. В 1941 был закрыт "Груп-тиэтр". Мн. прогрессивные т-ры (т. н. off Broadway) в 50-60-х гг. следуют творч. принципам лучших М. т. 20-30-х гг. Лит.: С 1 u r m a n Н., The fervent years, N. Y., 1945; Houghton N., Advance from Broadway, N. Y., [1941]. I,- r "МАЛЫЕ ФОРМЫ КЛУБНОГО ЗРЕЛИЩА" - русские советские ежемесячные иллюстрированные репертуарные сборники для самодеятельных эстрадных коллективов. Этим сборникам предшествовал журнал "Синяя блуза". Выходили в 1928-30 в Москве. В 1928-29 в них печатались гл. обр. литмонтажи, интермедии, сценки, юморески, одноактные пьесы, скетчи, обозрения и др. материалы для эстрады. Особое внимание уделялось репертуару к календарным датам. Большинство материалов сопровождалось изо-иллю-страциями, нотами и др. В сб. 1930, кроме репертуара, печатались общие руководящие статьи, методич. комментарии, заметки о творч. и организационном опыте местных коллективов "малых форм" и т. д. Всего вышло 26 сборников. Шн. МАЛЫЙ ТЕАТР (Государственный ордена Ленина академический Малый т е а т р)-старейший русский драматич. театр в Москве, сыгравший выдающуюся роль в развитии рус. нац. культуры. М. т. принадлежит важнейшая историч. заслуга утверждения революц. романтизма и реализма на рус. сцене. Его путь тесно связан с развитием освободительного движения в России, с становлением прогрессивной общественной мысли, передовой рус. литераТуры 19 в. В деятельности М. т. проявилось богатство духовных сил русского народа, создававшего в борьбе с жестокой политич. реакцией величайшие культурные ценности. Спектакли М. т. помогали зрителям понять несправедливость политич. строя царской России, укрепляли в них чувство протеста против гн„та самодержавия и произвола бурж.-дворянской верхушки, утверждали веру в человека, в прогресс общества. Вместе с Моск. ун-том М. т. принадлежит выдающаяся роль в истории культурного развития рус. общества. Формирование постоянной драм. труппы в Москве началось в 50-е гг. 18 в. В 1756 при Моск. ун-те был создан публичный т-р (см. Университетский театр). Акт„рами его были учащиеся университетской гимназии для разночинцев, получавшие подготовку в специальном классе художеств. С 60-х гг. 18 в. т-р существовал как частная антреприза. Этот период характеризовался упорной борьбой ведущей части труппы за сохранение рус. драм. т-ра в противовес тенденции аристократич. кругов зрителей насаждать оперно-ба-летные спектакли иностранных трупп. В 1776 на основе бывшей университетской труппы был создан драм. театр. получивший впоследствии (1780) наименование Петровского. На репертуар и художеств. направление этого т-ра большое влияние оказывала прогрессивная интеллигенция, группировавшаяся вокруг крупнейшего русского просветителя 18 в.- писателя и издателя Н. И. Новикова. Здесь впервые в Москве были сыграны пьесы Д. И. Фонвизина, А. О. Аблеси-мова, Я. Б. Княжнина, Н. П. Николева, И. А. Крылова, а также зап.-европ. драматургов - Ж. Б. Мольера, Вольтера, Д. Дидро, П. Бомарше, Л. Мерсье, Г. Лессинга, Р. Шеридана, К. Гольдони и др. Характерные для театра демократич. тенденции были ярко выражены в творчестве акт„ров В. П. Померанцева, А. Г. Ожогина, Я. Е. Шушерина, А. А. Померанцевой, Н. Ф. Калиграф, М. С. Синявской. В конце 18- нач. 19 вв. труппа пополнилась Страницы: «« « 1422 1423 1424 1425 1426 1427 1428 1429 1430 1431 1432 1433 1434 1435 1436 1437 1438 1439 1440 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |