|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1422 1423 1424 1425 1426 1427 1428 1429 1430 1431 1432 1433 1434 1435 1436 1437 1438 1439 1440 » »» антреприза С. П. Дягилева).
Соч.: L'Apres-midi d'un faune, в его кн.: Oeuvres completes.... P.,
1945; Richard Wagner, reverie d'un poete-francais, "Revue
wagnerienne"..., 1885, 8. VIII, ј VII.
Лит.: М о n d o r H., Vie de Mallarme, v. 1-2, 9 ed. P., [194li; R o
b i c h e z J., Le symbolisme au theatre P-, 1957. Я. Шр.
МАЛОФЕЕВА БАЛАГАНЫ - балаганы, сооружавшиеся антрепрен„ром В. М.
Малофеевым в 60- 90-е гг. 19 в. в дни масленицы и пасхи в Петербурге на
Адмиралтейской пл., Марсовом поле. Сем„новском плацу. Вместо
традиционных пантомим-арлекинад здесь шли историко-батальные пьесы
(переделки романов, повестей, пьес): "Велизарий, римский полководец"
(1880), "Русские герои в стенах Севастополя"-(1890), "Сын рыбака Михаил
Ломоносов" (1898), "Минин и Пожарский" и др. Гл. внимание в спектаклях
уделялось сценич. эффектам (сцены сражений, пожары,. аллегорич. картины
и т. п.). В массовых сценах иногда участвовало до 100 чел.
Постановщиками представлений были К. М. Бродников, Н. А. Мушин-ский.
Оформляли спектакли художники К. Аккерман, Н. П. Андреев, А. Я.
Алексеев-Яковлев и др. В числе акт„ров - А. Н. Ф„доров, А. А. Громов,
Муравь„ва. В 1895 в балаганах выступал клоун А. Л. Дуров. В 1898
полиция, опасаясь скопления в центре города простого народа (в связи с
ростом революц. настроений), приказала перенести нар. гуляния на
отдал„нный от центра Сем„новский плац. Потерпев убытки, Малофеев закрыл
свои балаганы.
Лит.: Лейферт А. В., Балаганы, М., 1922; Русские народные гуляния (по
рассказам А. Я. Алексеева-Яковлева). В записи и обработке Евг.
Кузнецова, Л.- М., 1948. Ю. Д.
МАЛЫЕ ДИОНИСИИ - см. Дионисии. " МАЛЫЕ ТЕАТРЫ - вид общедоступных
драма-тич. театров в США. Первые М. т. возникли в 1900-х гг. ("Пьесы и
исполнители" в Филадельфии, "Игрушечный т-р" в Бостоне, "Малый т-р" в
Нью-Йорке и т. д.). Широкое распространение получили после первой
мировой войны. Вначале М. т. были гл. обр. любительскими, впоследствии
нек-рые из них стали профессиональными.
В деятельности М. т. проявился протест против реакц. бурж. иск-ва,
наметившийся в среде прогрессивной художеств. интеллигенции США и Европы
в конце 19 - нач. 20 вв. Но М. т. были неоднородны по своим идейным,
художеств. и организац. принципам. Нек-рые из них ориентировались на
широкого демократич. зрителя, стремились ставить лучшие образцы мировой
драматургии (Чехова, Ибсена, Шоу и др.), произв. прогрессивных амер.
авторов (т-ры "Нейборхуд", 1915-27, "Акт„ры Провинстауна", 1916-29), но
испытывая формалистич. декадентские влияния, ставили также и пьесы М.
Метерлинка, Л. Н. Андреева, Ф. Ведекинда, П. Клоделя и др. (т-р "Акт„ры
Вашингтонского сквера", осн. 1915, впоследствии и "Гилд-тиэтр", осн.
1919). Нек-рые М. т. превращались в чисто коммерч. предприятия или
закрывались из-за материальных затруднений. Многие М. т. вели борьбу с
коммерч. т-рами Бродвея, с их пошлым безыдейным репертуаром, с системой
"зв„зд", "серийной" пост. пьес и т. д. Нек-рые М. т. пытались
использовать опыт передовых т-ров др. стран, прежде всего МХАТ
("Груп-тиэтр" и Др.).
Усиление реакции в США приводит в 1930-е гг. к постепенному упадку М.
т. Так, "Гилд-тиэтр" превращается в типичный бродвейский т-р. В 1941 был
закрыт "Груп-тиэтр". Мн. прогрессивные т-ры (т. н. off Broadway) в
50-60-х гг. следуют творч. принципам лучших М. т. 20-30-х гг.
Лит.: С 1 u r m a n Н., The fervent years, N. Y., 1945;
Houghton N., Advance from Broadway, N. Y., [1941].
I,- r
"МАЛЫЕ ФОРМЫ КЛУБНОГО ЗРЕЛИЩА" - русские советские ежемесячные
иллюстрированные репертуарные сборники для самодеятельных эстрадных
коллективов. Этим сборникам предшествовал журнал "Синяя блуза". Выходили
в 1928-30 в Москве. В 1928-29 в них печатались гл. обр. литмонтажи,
интермедии, сценки, юморески, одноактные пьесы, скетчи, обозрения и др.
материалы для эстрады. Особое внимание уделялось репертуару к
календарным датам. Большинство материалов сопровождалось
изо-иллю-страциями, нотами и др. В сб. 1930, кроме репертуара,
печатались общие руководящие статьи, методич. комментарии, заметки о
творч. и организационном опыте местных коллективов "малых форм" и т. д.
Всего вышло 26 сборников. Шн.
МАЛЫЙ ТЕАТР (Государственный ордена Ленина академический Малый т е а
т р)-старейший русский драматич. театр в Москве, сыгравший выдающуюся
роль в развитии рус. нац. культуры. М. т. принадлежит важнейшая историч.
заслуга утверждения революц. романтизма и реализма на рус. сцене. Его
путь тесно связан с развитием освободительного движения в России, с
становлением прогрессивной общественной мысли, передовой рус. литераТуры
19 в. В деятельности М. т. проявилось богатство духовных сил русского
народа, создававшего в борьбе с жестокой политич. реакцией величайшие
культурные ценности. Спектакли М. т. помогали зрителям понять
несправедливость политич. строя царской России, укрепляли в них чувство
протеста против гн„та самодержавия и произвола бурж.-дворянской
верхушки, утверждали веру в человека, в прогресс общества. Вместе с
Моск. ун-том М. т. принадлежит выдающаяся роль в истории культурного
развития рус. общества.
Формирование постоянной драм. труппы в Москве началось в 50-е гг. 18
в. В 1756 при Моск. ун-те был создан публичный т-р (см. Университетский
театр). Акт„рами его были учащиеся университетской гимназии для
разночинцев, получавшие подготовку в специальном классе художеств. С
60-х гг. 18 в. т-р существовал как частная антреприза. Этот период
характеризовался упорной борьбой ведущей части труппы за сохранение рус.
драм. т-ра в противовес тенденции аристократич. кругов зрителей
насаждать оперно-ба-летные спектакли иностранных трупп. В 1776 на основе
бывшей университетской труппы был создан драм. театр. получивший
впоследствии (1780) наименование Петровского.
На репертуар и художеств. направление этого т-ра большое влияние
оказывала прогрессивная интеллигенция, группировавшаяся вокруг
крупнейшего русского просветителя 18 в.- писателя и издателя Н. И.
Новикова. Здесь впервые в Москве были сыграны пьесы Д. И. Фонвизина, А.
О. Аблеси-мова, Я. Б. Княжнина, Н. П. Николева, И. А. Крылова, а также
зап.-европ. драматургов - Ж. Б. Мольера, Вольтера, Д. Дидро, П. Бомарше,
Л. Мерсье, Г. Лессинга, Р. Шеридана, К. Гольдони и др. Характерные для
театра демократич. тенденции были ярко выражены в творчестве акт„ров В.
П. Померанцева, А. Г. Ожогина, Я. Е. Шушерина, А. А. Померанцевой, Н. Ф.
Калиграф, М. С. Синявской. В конце 18- нач. 19 вв. труппа пополнилась
Страницы: «« « 1422 1423 1424 1425 1426 1427 1428 1429 1430 1431 1432 1433 1434 1435 1436 1437 1438 1439 1440 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |