Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1426 1427 1428 1429 1430 1431 1432 1433 1434 1435 1436 1437 1438 1439 1440 1441 1442 1443 1444 » »» зритель, выдвинувший перед коллективом новые требования, новые задачи. Процесс сближения с революционной современностью, овладения подсказанными ею темами и образами совершался постепенно, здесь были свои трудности. В первые дни началось очищение репертуара М.т. от безыдейных бурж. пьес; осн. место в н„м заняли произв. рус. и зарубежной классики, творчество акт„ров приобретало большую социальную остроту. Это сказалось в ряде осуществл„нных в эти годы спектаклей: "Бешеные деньги", "Шутники" (оба в 1917) и "Лес" (1921) Островского, "Король Ричард III" (1920) и др. Совр. звучание получил в условиях начавшейся вооруж. борьбы против белогвардейцев и интервентов перекликавшийся с современностью спектакль "Посадник" А. К. Толстого (1918, реж. Санин; Посадник - Южин, Мамелфа Дмитриевна - Ермолова, Воевода Чермный- П. М. Садовский, Посадница - Массалитинова и Турчанинова). М. т. впервые получил возможность включить в свой репертуар произв. Горького: в 1919 была пост. пьеса "Старик" (реж. Платон, худ. Юон). Этот спектакль, в к-ром играли ведущие акт„ры т-ра (О. О. Садовская, В. Н. Пашенная, П. М. Садовский, Н. К. Яковлев), положил начало сценич. воплощению горьковской драматургии в М. т. На спектакле "Старик" присутствовал В. И. Ленин. По свидетельству реж. Платона, "Владимир Ильич сказал, что ему понравилась игра артистов" (газ. "Малый театр", 21 янв. 1939). Стремясь приблизить сво„ иск-во к широким массам нового зрителя, коллектив вв„л в систему выездные спектаклиспектаклях наряду с молод„жью участвовали старейшие акт„ры М. т.: М. Н. Ермолова, О. О. Садовская, Е. К. Лешковская, А. И. Южин, О. А. Прав-дин и др. В 1922 для обслуживания рабочего зрителя в Таганском р-не был открыт филиал М. т.-Т-р им. Сафонова, в 1934 начал работу колхозный филиал в Земетчино (Воронежская, ныне Пензенская обл.). М. т. первым из академич. т-ров (звание присвоено М. т. в 1920) начал ставить произв. сов. драматургов, создавать спектакли, посв. революц. событиям прошлого. В 1921 был пост. "Оливер Кромвель" Луначарского, в к-ром монументальный образ Кромве-ля (Южин) противостоял трагикомич. фигуре Карла I (П. Садовский). В оформлении спектаклей участвовали художники Д. Н. Кардовский, Е. Е. Лансере, В. А. Симов, К. Ф. Юон. В эти годы М. т. активно утверждает принципы реализма, отстаивая идейное, социально-значимое жизненно-полнокровное иск-во против формалистического принижения опыта передового сценич. иск-ва, связанного в его первоистоках с именами М. С. Щепкина и П. С. Мочалова. Слова А. В. Луначарского, сказанные им в дни празднования столетия со дня рождения А. Н. Островского в 1923 о необходимости обращения к его опыту, имели особенно важное значение для М. т., к-рыи издавна был "домом Островского". Нарком просвещения призывал вернуться к т-ру бытовому и этическому и вместе тем насквозь и целиком художественному. Стремлением утверждать такое иск-во и были проникнуты пост. на сцене М. т. произв. сов. драматургии, посв. современности. Темы гражд. войны, интернациональной солидарности трудящихся отражены в спектаклях "Федька-есаул" Ромашова (1924), "Иван Козырь и Татьяна Русских" Смолина (1925), "Лево руля!" Билль-Белоцерковского (1926). Эти пьесы имели серь„зные недостатки (схематичность образов "Лево руля!", лубочная стилизация нар. сказовой речи в "Иване Козыре и Татьяне Русских"), но они давали акт„рам материал живой совр. жизни. Большой успех М. т. принесла пост. пьесы "Любовь Яровая" (1926, реж. Платон и Прозоровский, худ. Меныпутин). Этот спектакль, ставший этапным для всего сов. т-ра в целом, показал огромную силу реалистич. иск-ва М. т., обогащ„нного великими идеями пролетарской революции. Артисты М. т. создали героич. образы представителей революц. народа, поднятого на борьбу Коммунистич. партией (Кошкин - П. Садовский, Любовь Яровая - Пашенная, Швандя - С. Кузнецов), раскрыли ничтожество и обреч„нность представителей вражеского лагеря (Яровой - Ольховский, Елисатов - Климов, Панова - Гоголева). Высоким мастерством было отмечено исполнение даже небольших ролей (Марья - Рыжова, профессор Горностаев - Костромской, Елена Горностаева - Турчанинова). Газета "Правда" писала, что "спектакль является блестящей победой молодой драматургии и старого акт„рского мастерства на революционном участке театрального фронта". Теме революционной бдительности был посвящ„н спектакль "Огненный мост" Ромашова (1929, реж. Прозоровский). Сатирич. остротой отличался спектакль "Растеряева улица" по Г. Успенскому (1929, реж. Нароков), в к-ром т-р -в ярких типич. образах разоблачал социальную сущность мещанства, противопоставляя косности и произволу собственников образы тружеников, отстаивающих сво„ человеческое достоинство. В годы первых пятилеток основу репертуара М. т. составляли пьесы сов. драматургов. В работе над ними т-р развивал свои творч. традиции, обогащ„нные методом социалистич. реализма. Спектакли М. т. откликались на важнейшие проблемы современности. Борьбе между старым и новым миром был посв. спектакль "Скутаревский" Леонова (1934; реж. Волков, Скутаревский - Рыбников, Скутарев-ская - Яблочкина, Петрыгин - Климов, Штруф - Межинский). Несокрушимость Красной Армии, е„ готовность выдержать любые испытания, рост нового поколения сов. воен. специалистов, воспитанных Коммунистич. партией, получили отражение в спектакле "Бойцы" Ромашова (1934, реж. Прозоровский и Хохлов). Героизму сов. человека, утверждению новой, социалистич. морали посв. спектакль "Слава" Гусева (1936, реж. Хохлов; Мотылькова - Рыжова, Блюменталь-Тамарина, Турчанинова, Медведев - Н. Яковлев, Черных - Нароков, Очерет - Межинский, Мотыльков-Анненков, Цыганков, Маяк - Лепштейн, Н. Соловь„в). Период подготовки и свершения Великой Октябрьской революции был показан в спектакле "На берегу Невы" Трен„ва (1937, реж. Хохлов; в роли В. И. Ленина - Оленев, Поля Сем„нова - Пашенная, Сергей Котов - Ковров, Расстегни - П. Садовский, Шмецгер - Климов). В историч. спектакле "Богдан Хмельницкий" Корнейчука (1939, рук. пост. Судаков, реж. Волков, худ. Петрицкий) были созданы эпич. образы мужественных патриотов Хмельницкого (Ленин), Максима Кривоноса (Головин), старой казачки Варвары (Яблочкина) и др. Тема победы социалистич. начала в сознании колхозных масс, преодоления пережитков старого воплощены в жизнерадостном комедийном спектакле "В степях Украины" Корнейчука (1941, Гос. пр., 1942; реж. Судаков и Цыганков, худ. Штоффср; Чеснок - Ильинский, Галушка - Зражевский, Долгоносик - Светловидов). Важное значение для утверждения в иск-ве М. т. метода социалистпч. реализма имела работа т-ра над горьковской драматургией; в спектаклях "Враги" (1933, реж. Хохлов) и особенно в спектакле "Варвары" (1941, реж. Зубов, Судаков, худ. Кноблок) М. т. достиг широких социальных обобщений. Страницы: «« « 1426 1427 1428 1429 1430 1431 1432 1433 1434 1435 1436 1437 1438 1439 1440 1441 1442 1443 1444 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |