Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1433   1434   1435   1436   1437   1438   1439   1440   1441  1442   1443   1444   1445   1446   1447   1448   1449   1450   1451  » »»

   Роли: Вааг ("На заре" Гулакяна, 1937), Арташес  ("Под  одной  крышей"
Боряна, 1957), Тигран ("Весенний дождь"-Тер-Григоряна, 1960), Арсен ("На
мосту" Боряна), Потапов ("Московский характер" Софронова, 1949) и др.  В
армянской   классич.   драматургии:   Рустам   ("Намус"    Ширван-заде),
Вест-Саркис ("Страна родная" Демирчяна, 1940),  Тусян  ("Убитый  голубь"
Нар-Доса, 1944), Смбат Алимян
   ("Хаос" Ширванзаде, 1959). В переводных классич.  спектаклях  -  Яго,
Клавдий ("Отелло", "Гамлет"), Жадов ("Доходное  место",  1929),  Паратов
("Бесприданница, 1946), Лопа-хин ("Вишн„вый сад", 1951), Каренин ("Живой
труп", 1951), Чепурной ("Дети солнца", 1953). Выступает как режисс„р. За
спектакли "Эти зв„зды  наши"  Тер-Григоряна  и  Караге-зяна,  "Дерзание"
Овчинникова удост. Гос. пр. СССР (1950 и 1952). С 1925 снимается в кино.
д
   МАЛЯР‚ВСКИЙ, Павел Григорьевич [8 (21). I.  1904  -4.  III.  1961]  -
русский советский  писатель,  драматург.  В  1927  окончил  юридич.  ф-т
Иркутского ун-та. Лит. деятельность начал в студенч. годы - писал пьесы,
скетчи для самодеятельности, обозрения для "Синей блузы". С 1934  творч.
жизнь М. связана с  иркутскими  т-рами.  С  1937  М.  зав.  лит.  частью
Иркутского ТЮЗа, затем Драматического театра. Писал пьесы-сказки,  к-рые
шли в ТЮЗах: "Кот в сапогах" (1936), "Меч Китая" (1942), "Чудесный клад"
(1947), "Не мо„, не тво„, а наше" (1950), "Репка" (1950), "Камень-птица"
(1951) и др. Эти  пьесы  для  детей  и  юношества,  светлые,  радостные,
утверждали веру в человека труда. В  Иркутском  т-ре  пост.  его  пьесы:
"Доржи Банзаров" (1934) о первом бурятском  уч„ном,  "Кост„р"  (1946)  о
послевоен. Сибири, "Канун грозы" (1950, Гос. пр. СССР, 1952)  о  Ленских
событиях 1912, "Крутые перекаты" (1956) и "Поэма о хлебе"  1957).  Пьесы
М. шли на сценах многих сов. т-ров, переведены на языки народов  СССР  и
зарубежных стран.
   Соч.: Костер. Сб. пьес, Иркутск, 1947; Очерк из  истории  театральной
культуры Сибири. 1851-1951, Иркутск, 1957.
   Лит.:  Рясенцев   Б.,   В   поисках   "чудесного   клада",   в   сб.:
"Писатели-сибиряки", вып. 2, Новосибирск, 1959, 6-100; Литвинцева Л., П.
Г. Маляревский, Иркутск, 1954. М. Лифш.
   МАМАЕВА, Нина Васильевна (р.  8.  VIII.  1923)  -  русская  советская
актриса. Засл. арт. РСФСР (1957). По  окончании  Ленингр.  театр.  ин-та
(мастерская Л. Ф. Макарьева) в 1946 была принята в труппу Ленингр. ТЮЗа.
Создала  сценич.  образы,  проникнутые  свежестью,  душевной   чистотой,
грацией:  Джульетта;  Аня  ("Вишн„вый  сад");  играла   роли   советских
девушек-подростков - Вика ("Аттестат зрелости"  Гераскиной),  Люся  ("Е„
друзья" Розова), Наташа ("Дневник Наташи Соколовой" Зака и Кузнецова)  и
др. С 1954 - в труппе Ленингр. т-ра драмы  им.  Пушкина.  Обаянием  ума,
поэзией мысли проникнуто е„  исполнение  ролей  Офелии,  Нины  Заречной.
Среди  лучших  ролей  актрисы  также  -  Лиза   Кисельникова   ("Пучина"
Островского), Линда  ("Смерть  коммивояж„ра"  Миллера),  Маша  ("Суровое
счастье" Михайлова), Шен Те  и  Шуи  Та  ("Добрый  человек  из  Сычуани"
Брехта) и др. . С. Др.
   МАМАТХАНОВ, Яхтяхон (р. 21. XII. 1914) - узбекский советский акт„р  и
театральный деятель. Нар. арт. Узб. ССР (1950). В 1930 поступила  Студию
только что организованного К. Якубовым в Самарканде Муз.-драм.  т-ра.  С
1934 М.- акт„р, позднее .директор Ферганского т-ра. М.  созда„т  крупные
сце-иич. образы волевых, сильных, деятельных людей.
   Роли: Салихбай  ("Бай  и  батрак"  Хамзы),  Навои  (о.  п.  Уйгуна  и
Султанова), Хамза (о. п. Яшена и Умари), Кочкар„в  ("Женитьба"),  Мукими
(о. п. Сабира Абдуллы) и др. Снимается в кино. Автор ряда пьес. В. Д.
   МАМБ‚ТОВ, Азербайжан (р. 1. IX. 1932) - казахский советский режисс„р.
Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1961). Окончил  театр.  уч-ще  в  Алма-Ате
1948-52) и режисс„рский факультет ГИТИСа (1952- 4957). В 1957-63режисс„р
Казахского т-ра драмы.
   Пост. спектакли: "Волчонок  под  шапкой"  (1959),  "Сватья  приехала"
(1961) Мухамеджанова,  "Блудный  сын"  Раннета  (1959),  "Ox,  девушки!"
Байсеитова и Шангатбае-ва (1960), "Так начиналась эпоха" Шашкина (1960),
"Ай-ман и Шолпан" Ауэзова  (1960),  "Мечтатели"  Абишева  1961),  "Абай"
Ауэзова и Соболева (1962), "Собака на сене" 1962). Я. Л.
   МАМЕДКУЛИЗАД‚, Джалил [псевд. - Молла Насреддин;  10(22.  II).  1866,
Нахичевань,- 4. I. 1932,  Баку]  -  азербайджанский  писатель,  сатирик,
драматург, публицист. В 1887 окончил  Горийскую  учительскую  семинарию.
Одновременно с педагогической деятельностью начал  выступать  в  области
драматургии  -  аллегорическая  пьеса  в  стихах  "Чаепитие"  (1889)   и
одноактная пьеса "Игра в изюм" (1892). Принимал  участие  в  организации
спектаклей, выступал как акт„р. Развивая реалистич.  традиции  Ахундова,
М. возглавил демократич.-революц. направление в азерб.  лит-ре  и  т-ре.
Основал в 1906 в Тбилиси и редактировал революц.-сатирич.  журн.  "Молла
Насреддин".
   М. вош„л  в  историю  азерб.  драматургии  как  страстный  обличитель
патриархально-феод. уклада до-революц.  Азербайджана,  неутомимый  борец
против фанатиков, вековой отсталости, невежества.  Завоевал  известность
комедией "Мертвецы" (1909), направленной против невежества, лицемерия  и
ханжества. М. вводит в пьесу нового героя, восстающего  против  реакции,
царившей в феод. Азербайджане,  но  бессильного  искоренить  зло.  Пьеса
впервые пост. 29 апр. 1916 в Баку (реж.  Араблинский,  шейх  Насрулла  -
Алигули Гемкусар, Искандер - Мирза  Ага  Алиев).  В  20-40-е  гг.  пьеса
неоднократно  ставилась  в  азерб.  Т-ре  им.  Азизбекова,   способствуя
утверждению  реалистич.  тенденций,  нац.  своеобразия  исполнительского
иск-ва  этого  т-ра.  В  пьесе  "Книга  моей  матери"  (1922,  Т-р   им.
Азизбекова) отражаются социальные противоречия дореволюц.  Азербайджана.
Последние пьесы М.- "Кеманча" (1920), "Школа  селения  Данабаш"  (1921),
"Сборище  сумасшедших"  (1927)  разоблачают   дикие   нравы,   фанатизм.
Творчество М. способствовало  развитию  реалистич.  направления  в  нац.
драматургии  и  т-ре.  Его  пьесы   (особенно   "Мертвецы")   отличаются
социальной остротой, лаконизмом и ясностью изложения, народностью языка,
скупого и  выразительного.  Характеры  персонажей  глубоко  национальны,
реалистически выразительны.
   Соч.: Сечилмиш эсрлэри, ч. 1-2, Баку, 1951-54;
   Бейук демократ. Молла Насрэддин, Баку, 1957; Избранное, пер. с азерб.
[Вступ. ст. А. Шарифа], М., 1959.
   Лит.: Искусство Азербайджана. Материалы по истории азерб.  т-ра,  [т.
Ill], Баку, 1950, с. 93-103; "Театр", 1954, ј 1, с. 190. К. Кае.
   МАМ‚ДОВ, Мехти  Асадулла  оглы  (р.  22.  V.  1918)-  азербайджанский
советский режисс„р. Нар. арт. Азерб. ССР (1958). Чл. Коммунистич. партии
с 1956. Окончил акт„рское отделение Бакинского театр. техникума  (1936),

Страницы: «« « 1433   1434   1435   1436   1437   1438   1439   1440   1441  1442   1443   1444   1445   1446   1447   1448   1449   1450   1451  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия