|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1433 1434 1435 1436 1437 1438 1439 1440 1441 1442 1443 1444 1445 1446 1447 1448 1449 1450 1451 » »» Роли: Вааг ("На заре" Гулакяна, 1937), Арташес ("Под одной крышей"
Боряна, 1957), Тигран ("Весенний дождь"-Тер-Григоряна, 1960), Арсен ("На
мосту" Боряна), Потапов ("Московский характер" Софронова, 1949) и др. В
армянской классич. драматургии: Рустам ("Намус" Ширван-заде),
Вест-Саркис ("Страна родная" Демирчяна, 1940), Тусян ("Убитый голубь"
Нар-Доса, 1944), Смбат Алимян
("Хаос" Ширванзаде, 1959). В переводных классич. спектаклях - Яго,
Клавдий ("Отелло", "Гамлет"), Жадов ("Доходное место", 1929), Паратов
("Бесприданница, 1946), Лопа-хин ("Вишн„вый сад", 1951), Каренин ("Живой
труп", 1951), Чепурной ("Дети солнца", 1953). Выступает как режисс„р. За
спектакли "Эти зв„зды наши" Тер-Григоряна и Караге-зяна, "Дерзание"
Овчинникова удост. Гос. пр. СССР (1950 и 1952). С 1925 снимается в кино.
д
МАЛЯР‚ВСКИЙ, Павел Григорьевич [8 (21). I. 1904 -4. III. 1961] -
русский советский писатель, драматург. В 1927 окончил юридич. ф-т
Иркутского ун-та. Лит. деятельность начал в студенч. годы - писал пьесы,
скетчи для самодеятельности, обозрения для "Синей блузы". С 1934 творч.
жизнь М. связана с иркутскими т-рами. С 1937 М. зав. лит. частью
Иркутского ТЮЗа, затем Драматического театра. Писал пьесы-сказки, к-рые
шли в ТЮЗах: "Кот в сапогах" (1936), "Меч Китая" (1942), "Чудесный клад"
(1947), "Не мо„, не тво„, а наше" (1950), "Репка" (1950), "Камень-птица"
(1951) и др. Эти пьесы для детей и юношества, светлые, радостные,
утверждали веру в человека труда. В Иркутском т-ре пост. его пьесы:
"Доржи Банзаров" (1934) о первом бурятском уч„ном, "Кост„р" (1946) о
послевоен. Сибири, "Канун грозы" (1950, Гос. пр. СССР, 1952) о Ленских
событиях 1912, "Крутые перекаты" (1956) и "Поэма о хлебе" 1957). Пьесы
М. шли на сценах многих сов. т-ров, переведены на языки народов СССР и
зарубежных стран.
Соч.: Костер. Сб. пьес, Иркутск, 1947; Очерк из истории театральной
культуры Сибири. 1851-1951, Иркутск, 1957.
Лит.: Рясенцев Б., В поисках "чудесного клада", в сб.:
"Писатели-сибиряки", вып. 2, Новосибирск, 1959, 6-100; Литвинцева Л., П.
Г. Маляревский, Иркутск, 1954. М. Лифш.
МАМАЕВА, Нина Васильевна (р. 8. VIII. 1923) - русская советская
актриса. Засл. арт. РСФСР (1957). По окончании Ленингр. театр. ин-та
(мастерская Л. Ф. Макарьева) в 1946 была принята в труппу Ленингр. ТЮЗа.
Создала сценич. образы, проникнутые свежестью, душевной чистотой,
грацией: Джульетта; Аня ("Вишн„вый сад"); играла роли советских
девушек-подростков - Вика ("Аттестат зрелости" Гераскиной), Люся ("Е„
друзья" Розова), Наташа ("Дневник Наташи Соколовой" Зака и Кузнецова) и
др. С 1954 - в труппе Ленингр. т-ра драмы им. Пушкина. Обаянием ума,
поэзией мысли проникнуто е„ исполнение ролей Офелии, Нины Заречной.
Среди лучших ролей актрисы также - Лиза Кисельникова ("Пучина"
Островского), Линда ("Смерть коммивояж„ра" Миллера), Маша ("Суровое
счастье" Михайлова), Шен Те и Шуи Та ("Добрый человек из Сычуани"
Брехта) и др. . С. Др.
МАМАТХАНОВ, Яхтяхон (р. 21. XII. 1914) - узбекский советский акт„р и
театральный деятель. Нар. арт. Узб. ССР (1950). В 1930 поступила Студию
только что организованного К. Якубовым в Самарканде Муз.-драм. т-ра. С
1934 М.- акт„р, позднее .директор Ферганского т-ра. М. созда„т крупные
сце-иич. образы волевых, сильных, деятельных людей.
Роли: Салихбай ("Бай и батрак" Хамзы), Навои (о. п. Уйгуна и
Султанова), Хамза (о. п. Яшена и Умари), Кочкар„в ("Женитьба"), Мукими
(о. п. Сабира Абдуллы) и др. Снимается в кино. Автор ряда пьес. В. Д.
МАМБ‚ТОВ, Азербайжан (р. 1. IX. 1932) - казахский советский режисс„р.
Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1961). Окончил театр. уч-ще в Алма-Ате
1948-52) и режисс„рский факультет ГИТИСа (1952- 4957). В 1957-63режисс„р
Казахского т-ра драмы.
Пост. спектакли: "Волчонок под шапкой" (1959), "Сватья приехала"
(1961) Мухамеджанова, "Блудный сын" Раннета (1959), "Ox, девушки!"
Байсеитова и Шангатбае-ва (1960), "Так начиналась эпоха" Шашкина (1960),
"Ай-ман и Шолпан" Ауэзова (1960), "Мечтатели" Абишева 1961), "Абай"
Ауэзова и Соболева (1962), "Собака на сене" 1962). Я. Л.
МАМЕДКУЛИЗАД‚, Джалил [псевд. - Молла Насреддин; 10(22. II). 1866,
Нахичевань,- 4. I. 1932, Баку] - азербайджанский писатель, сатирик,
драматург, публицист. В 1887 окончил Горийскую учительскую семинарию.
Одновременно с педагогической деятельностью начал выступать в области
драматургии - аллегорическая пьеса в стихах "Чаепитие" (1889) и
одноактная пьеса "Игра в изюм" (1892). Принимал участие в организации
спектаклей, выступал как акт„р. Развивая реалистич. традиции Ахундова,
М. возглавил демократич.-революц. направление в азерб. лит-ре и т-ре.
Основал в 1906 в Тбилиси и редактировал революц.-сатирич. журн. "Молла
Насреддин".
М. вош„л в историю азерб. драматургии как страстный обличитель
патриархально-феод. уклада до-революц. Азербайджана, неутомимый борец
против фанатиков, вековой отсталости, невежества. Завоевал известность
комедией "Мертвецы" (1909), направленной против невежества, лицемерия и
ханжества. М. вводит в пьесу нового героя, восстающего против реакции,
царившей в феод. Азербайджане, но бессильного искоренить зло. Пьеса
впервые пост. 29 апр. 1916 в Баку (реж. Араблинский, шейх Насрулла -
Алигули Гемкусар, Искандер - Мирза Ага Алиев). В 20-40-е гг. пьеса
неоднократно ставилась в азерб. Т-ре им. Азизбекова, способствуя
утверждению реалистич. тенденций, нац. своеобразия исполнительского
иск-ва этого т-ра. В пьесе "Книга моей матери" (1922, Т-р им.
Азизбекова) отражаются социальные противоречия дореволюц. Азербайджана.
Последние пьесы М.- "Кеманча" (1920), "Школа селения Данабаш" (1921),
"Сборище сумасшедших" (1927) разоблачают дикие нравы, фанатизм.
Творчество М. способствовало развитию реалистич. направления в нац.
драматургии и т-ре. Его пьесы (особенно "Мертвецы") отличаются
социальной остротой, лаконизмом и ясностью изложения, народностью языка,
скупого и выразительного. Характеры персонажей глубоко национальны,
реалистически выразительны.
Соч.: Сечилмиш эсрлэри, ч. 1-2, Баку, 1951-54;
Бейук демократ. Молла Насрэддин, Баку, 1957; Избранное, пер. с азерб.
[Вступ. ст. А. Шарифа], М., 1959.
Лит.: Искусство Азербайджана. Материалы по истории азерб. т-ра, [т.
Ill], Баку, 1950, с. 93-103; "Театр", 1954, ј 1, с. 190. К. Кае.
МАМ‚ДОВ, Мехти Асадулла оглы (р. 22. V. 1918)- азербайджанский
советский режисс„р. Нар. арт. Азерб. ССР (1958). Чл. Коммунистич. партии
с 1956. Окончил акт„рское отделение Бакинского театр. техникума (1936),
Страницы: «« « 1433 1434 1435 1436 1437 1438 1439 1440 1441 1442 1443 1444 1445 1446 1447 1448 1449 1450 1451 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |