|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1442 1443 1444 1445 1446 1447 1448 1449 1450 1451 1452 1453 1454 1455 1456 1457 1458 1459 1460 » »» гротесковой манере. М. обладает высокой исполнительской техникой. В его
иск-ве сочетаются сочная нар. комедийность, тонкий юмор, ирония. Сценич.
образы М. отмечены яркой театральностью.
Роли: Имамверди ("В 1905 году" Джабарлы, 1936, 1955), Шмага (1948);
Мальволио ("Двенадцатая ночь", 1946), Эйваз ("Бухта Ильича"
Межлумбе-кова, 1956),Фигаро("Женить-ба Фигаро", 1946). Снимается в кино.
Перев„л на азерб. яз ряд пьес.
Соч.: 50 ил Азэрба]чан сэЬиэсиндэ (Хатирэлэрим), Бакы, 1959.
Лит.: Искусство Азербайджана, [т.] 1-3, Баку, 1949-1950; Джафаров Дж.
Г., Азербайджанский драматич. театр. 1873-1941, Баку, 1962. К. Кае.
МАРДЖАНИШВИЛИ
(М а р д ж а н о в), Константин (Котэ) Александрович [28.V(9.VI).
1872, Кварели, - 17.IV.1933, Москва) - советский режисс„р. Нар. арт.
Груз. ССР (1931). Сценич. деятельность начал в 1893 как акт„р
Кутаисского т-ра. В 1894 дебютировал в Тифлисе в роли Патара Кахи (о. п.
Церетели). В 1896-97 снова в Кутаиси. В формировании идейно-художеств.
взглядов М. сыграли решающую роль идеи нац.-освободит, движения,
провозглаш„нные И. Чавчавадзе и А. Церетели, реалистич., демо-кратич.
традиции деятелей театрального искусства Грузии-Л. Месхишвили, В.
Абашидзе, К. Месхи и др. С 1897 М. работал в русских т-рах - в Керчи,
Вятке, Тамбове, Баку, Ташкенте и др.
Беспокойный, дерзновенный художник, М. отразил в сво„м творчестве
передовые тенденции эпохи. Связь с важнейшими событиями, обществ,
активность определяли развитие иск-ва М. В годы первой рус. революции
1905-07 он принимал участие в митингах против самодержавия, входил в
боевую дружину, был близок к Горькому.
В своей режисс„рской деятельности М. стремился революционизировать
т-р, поднять его гражд. пафос, утвердить праздничное, жизнерадостное
иск-во. Требование высокой идейности репертуара привело М. в начале его
режисс„рской деятельности к драматургии Чехова и Горького. Первый
режисс„рский опыт М.- спектакль "Дядя Ваня" (1901, Вятка). Им пост.
также: "Иванов", "Мещане", "На дне", "Дети солнца", "Дачники". Исполнял
роли Нила - "Мещане", Луки. К нек-рым из этих пьес М. возвращался по
нескольку раз. В сезоне 1904-05, в период работы в Т-реНезлобина в Риге,
М. осуществил пост. "Дачников", имевшую большое художеств. и обществ,
значение. В годы реакции М. выступал за идейность и реализм в театр.
иск-ве. Работая в Харькове (1906-07), он организовал "Товарищество",
защищавшее права акт„ров. В 1907-08 в Киеве (антреприза И.
Дуван-Торцова) организовал цикл лекций-спектаклей для молод„жи. В
1908-09 в Одессе
(антреприза М. Багрова) пост. "Гибель "Надежды4 ь" Хейерманса; в
спектакле исполнялась Марсельеза, за что М. был выслан из города. В 1909
М.- гл. реж. Т-ра Незлобина в Москве. При содействии А. И. Южина создал
груз. драм. студию. .
В 1910-13 М. работал в МХТ, с к-рым его сближали принципы высокой
идейности репертуара, реализма в акт„рском иск-ве. В МХТ М. пост.
спектакли "У жизни в лапах" Гамсуна (1911), "Пер Гюнт" Ибсена (1912),
принимал участие в создании "Братьев Карамазовых" по Достоевскому
(1910).
В 1913 М. организовал в Москве Свободный театр. в к-ром стремился
противостоять театр. рутине и пошлости, создать в театре атмосферу
праздничной торжественности, осуществить идею синтетич. театр.
искусства, воспитать разносторонних акт„ров, выступающих в опере,
оперетте, драме, пантомиме. На сцене Свободного т-ра М. пост.
"Прекрасную Елену" Оффенбаха, рук. пост. др. спектаклей. Но отсутствие
ч„ткой по-литич. направленности репертуара привело т-р к эстетской
театральности, помешало ему стать проводником прогрессивных влияний на
массы. После закрытия Свободного т-ра М. руководил т-ром в
Ро-стове-на-Дону (1914-15), т-ром "Буфф" в Петрограде (1916-17),
постоянно стремясь осуществить свою идею о т-ре - празднике. Октябрьскую
революцию М. принял восторженно. Один из первых встал в ряды строителей
сов. т-ра. В 1919 осуществил в Киеве пост. пьесы "Фуэнтеовехуна", в
к-рой нашли воплощение героика и пафос революц. эпохи. М. был
постановщиком массовых театрализованных зрелищ (инсценировок) в
Петрограде (1920), прославлявших революцию. В Петрограде М. руководил
т-ром Вольной комедии, т-ром 1омич. оперы ("Похищение из сераля"
Моцарта, "Дон-Паскуале" Доницетти) и самодеятельным рабоч. т-ром. М.
призывал к созданию т-ра, выражающего "темп совр. жизни". Поборник
острой и смелой театр. выразительности, противник серого будничного
иск-ва, М. в то же время резко выступал против самоцельного
формотворчества и гл. целью театр. иск-ва считал высокую
гражданственность. Для М. выразителем реалистич. иск-ва всегда был
акт„р, он стремился воспитывать акт„ров, обладающих высоким интеллектом,
пластич. выразительностью, тренированным аппаратом - голосом,
музыкальностью и т. д.
В 1922 М. вернулся в Грузию и возглавил груз. сов. т-р, стал его
основоположником и реформатором. В это время груз. т-р преодолевал
творч. кризис, вызванный периодом меньшевистского господства. М. бережно
сохранял лучшие демократич. традиции доре-волюц. реалистич. иск-ва,
обогащая их революц. идеями современности, утверждал на груз. сцене
иск-во, к-рое, как он сам говорил, "должно быть так же велико, как
велика наша современность".
Спектакль "Фуэнтеовехуна" (1922) на сцене Т-ра им. Руставели
знаменовал собой начало идейно-художественного обновления груз. т-ра.
Этот революционный, героический спектакль выражал те творческие
принципы, к-рым М. следовал на протяжении всей своей режисс„рской
деятельности. Сочетание героического и праздничного, глубокое осмысление
характеров действующих лиц, раскрытие темы пробужд„нного к жизни народа
определили рождение качественно нового спектакля, проникнутого духом
эпохи Октябрьской революции. М. первый прин„с в груз. т-р боевое
партийное отношение к классич. драматургии. Образцом совр. прочтения
классики стали поставленные М. спектакли: "Затмение солнца в Грузии"
Антонова (1923), в к-ром воссоздавались яркие реалистич. картины жизни
старого Тифлиса, обличительно-острый "Раздел" Г. Эристави (1923),
"Мещанин во дворянстве"
(1924), "Виндзорские кумушки" (1924) и "Гамлет"
(1925), выразивший трепетные философские раздумья человека над
судьбами эпохи. На сцене Т-ра им. Руставели М. пост. "Игра интересов"
Бенавенте
(1923), "Герой" Синга, "Герои Эрети" Шаншиашвили
Страницы: «« « 1442 1443 1444 1445 1446 1447 1448 1449 1450 1451 1452 1453 1454 1455 1456 1457 1458 1459 1460 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |