|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1447 1448 1449 1450 1451 1452 1453 1454 1455 1456 1457 1458 1459 1460 1461 1462 1463 1464 1465 » »» Митрусь ("Холопка" Стрельникова), Аполлинарий ("Огоньки" Свиридова),
Кошкаров ("Марк Береговик" Кацмана), Филипп, Яшка-буксир ("Вольный
ветер", "Белая акация" Дунаевского), Свиньин ("Табачный капитан"
Щербач„ва), Бони, Наполеон ("Сильва", "Баядерка" Кальмана) и др. М.
выступает также как режисс„р.
Лит.: Риф И., Свердловский театр муз. комедии, Свердловск, 1959, с.
91-98. M. Лифш.
MAPEHKO (Магепсо), Карло (1.V.1800-20.IX. 1846) - итальянский поэт,
драматург. Представитель романтич. направления. Писал трагедии на сюжеты
из эпохи средневековья. Наибольшей популярностью пользовались
"Буондельмонте и Амидеи" (1827), "Граф Уголино" (1834), "Пиа деи
Толомеи" (1936), пост. т-ром "Реале Сарда" в Турине. Однако романтич.
тенденции сочетаются в его драматургии с чертами классицизма (трагедия
"Аделиса", 1836, "Реале Сарда").
Соч.: Tragedie, v. 1-4, Torino, 1837-44. Лит.: Orlandi E.,11 teatro
di Carlo Marenco..., Firenze, 1900. И. С.
MAPEHKO (Marenco), Леопольде (8.XI.1831- 30.IV.1899) - итальянский
драматург. Сын Карло M.; находился под влиянием творчества своего отца,
а также Дж. Джакозы. Писал трагедии преим. на ср.-век. сюжеты: "Изабелла
Орсини" (1851, труппа Дзоп-петти, Турин), "Пиккарда Донати" (1855, т-р
"Реале Сарда", Турин) и др. В драматургии М. сказался упадок
романтического направления в Италии. В дальнейшем он выступал как автор
камерных пьес (по определению M.- "домашних"), затрагивающих темы семьи,
морали: "Марчеллина" (1860, труппа К. Дондини, Турин), "Дурной пример в
семье" (1868, т-р "Арена дель со-ле", Болонья), "Мой муж" (1883, труппа
А. Маджи, Милан) и др. Писал также либретто опер.
Соч.: Teatro, v. 1-11, МП., 1864-89. Ц. С.
МАРЕЦКАЯ, Вера Петровна [р. 18(31).VII.1906]- русская советская
актриса. Нар. арт. СССР (1949). В 1924 окончила Школу-студию при Т-ре
им. Вахтангова. Здесь произошла встреча
М. с Ю. А. Завадским под рук. к-рого актриса работает все последующие
годы. В 1924-27 М. играла в студии под рук. Завадского, с 1927 - в его
Театре-студии. Этот первый период творчества М. ознаменован острым
интересом к характерным, гл. обр. комедийным, ролям, склонностью к внеш.
перевоплощению. Здесь начали проявляться гл. черты творч.
индивидуальности актрисы: использование разнообразных сценич. красок,
широта диапазона - от гротескной характерности до тончайшей лирики,
мастерство диалога, смелость и оригинальность сценических находок. М.
играла и старух - мадам Соковнина ("Простая вещь" Лаврен„ва), фрау
Шнютхен ("Компас" Газенклевера). Но наибольший успех принесли актрисе
роли предприимчивой, обаятельной и циничной Глафиры ("Волки и овцы"),
экстравагантной Бетти Дорланж ("Школа неплательщиков" Верн„я).
Второй период творчества М.- 1936-40, когда Театр-студия под рук.
Завадского работала в Ростове-на-Дону. В эти годы актриса обращается к
драматич. ролям (Любовь Яровая), к нар. характерам (Лиза - "Горе от
ума"; Марина - "На берегу Невы" Трен„ва). Вершиной этого периода
является исполнение М. роли колхозницы Соколовой в фильме "Член
правительства"
(1939). С этого времени М. становится актрисой-три буном, надел„нной
острым чувством современности. Актриса раскрывает поэтич. строй души
женщины из народа. Дальнейшая судьба М. прочно связана с Т-ром им.
Моссовета, куда вошла часть труппы т-ра под рук. Завадского после
возвращения в Москву (1940). Здесь М. сыграла роли Мирандолины
(1940) и Машеньки (о. п., 1941), раскрывающие два основных
направления в творчестве актрисы: склонность к комедийным ролям,
исполненным яркого юмора, и к ролям, передающим душевный мир чувства
подростка. Лучшими ролями, развивавшими эти два направления, были роли
молодых девушек, стоящих на пороге жизни: Надежды Дуровой (о. п. Кочет
-кова и Липскерова, 1941, Гос. пр. СССР, 1942), Вари ("Встреча в
темноте" Кнорре, 1944) и остро характерные роли: Живки ("Госпожа
министерша" Нушича, 1946, Гос. пр. СССР, 1951), Катрин Леф„вр ("Катрин
Леф„вр" Сарду и Моро, 1956) и др. В образах директора ткацкой фабрики
Капитолины Солнцевой ("Рассвет над Москвой" Сурова, 1950, Гос. пр. СССР,
1951) и партийного работника Ракитиной ("Дали неоглядные" Вирты, 1957)
М. раскрывала характеры сов. женщин, современниц. В сценич. образах М.
раскрывается многообразие женских судеб - русской актрисы Кручининой
(1948), дочери дельца Маргарет Чалмерс ("Кража" Лондона, 1954),
затравленной воинствующим мещанством американского города Леди ("Орфей
спускается в ад" Уильямса). В 1962 М. сыграла роль Мюкелины-Лизистраты в
пьесе Хикмета и Комиссаржевского "Бунт женщин".
В этой работе актрисы преобладает лиризм, но в то же время она
сохраняет черты яркой характерности.
С 1925 M. снимается в кино - Прасковья Лукьянова (0на защищает
Родину", Гос. пр. СССР, 1946), Варвара Васильевна (Сельская
учительница", Гос. пр. СССР, 1948) и др.
Лит.: Бояджиев Г.,В. П. Марецкая, М., 1954.
3. Вл. МАРЕШАЛЬ (Marechal), Пьер Сильвен (15.VIII. 1750 - 18.1.1803)
- французский писатель, поэт, драматург, политич. деятель. С 1770 писал
поэмы, стихи, трактаты, статьи, направленные против религии, монархии,
дворянства, богачей. В период подъ„ма франц. бурж. революции конца 18 в.
участвовал в организации массовых зрелищ, сочинял для них гимны, написал
либретто атеистич. спектакля "Празднество Разума" (1793, т-р "Опера
насьональ"). В историю т-ра вош„л пьесой "Страшный суд над королями"
(1793, "Т-р Республики", Париж), где созданы: возвышенный образ
санкюлотов осн. стран Европы, положительные образы старца-руссоиста,
сосланного корол„м, его учеников - свободолюбивых туземцев. Этим
персонажам резко противопоставлены гротескные фигуры монархов (в т. ч.
Екатерины II), обвиняемых в деспотизме и разл. преступлениях. Революц.
патетика сочетается в пьесе с элементами фарса, историко-политич. и нац.
конкретность - с нарочитой обобщ„нностью. В 1793-94 "Страшный суд над
королями" с большим успехом ставился также в провинции, в 1936, во время
борьбы Нар. фронта,- в парижском рабочем клубе, по радио.
Соч.: Le jugement dernier des rois, в кн.: Theatre de la
Revolution..., P., 1877; в рус. пер,- Страшный суд над королями, в кн.:
Избр. атеистич. произведения, М., 1958.
Лит.: Великовский С., Поэты франц. революций 1789-1848 гг., М., 1963;
Державин К. Н., Театр франц. революции, Л.-М., 1937; D'E s t г e e P.,
Le theatre sous la terreur (Theatre de la peur), P., 1913; D o m m a
n-get M., Sylvain Marechal..., P., 1950. f/, Щр.
МАРЖАК (Marak), Отакар (5.1.1872-2.VII.1939)- чешский артист оперы
Страницы: «« « 1447 1448 1449 1450 1451 1452 1453 1454 1455 1456 1457 1458 1459 1460 1461 1462 1463 1464 1465 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |