Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1447   1448   1449   1450   1451   1452   1453   1454   1455  1456   1457   1458   1459   1460   1461   1462   1463   1464   1465  » »»

Митрусь ("Холопка"  Стрельникова),  Аполлинарий  ("Огоньки"  Свиридова),
Кошкаров  ("Марк  Береговик"  Кацмана),  Филипп,  Яшка-буксир  ("Вольный
ветер",  "Белая  акация"  Дунаевского),  Свиньин   ("Табачный   капитан"
Щербач„ва), Бони, Наполеон ("Сильва",  "Баядерка"  Кальмана)  и  др.  М.
выступает также как режисс„р.
   Лит.: Риф И., Свердловский театр муз. комедии, Свердловск,  1959,  с.
91-98. M. Лифш.
   MAPEHKO (Магепсо), Карло (1.V.1800-20.IX. 1846) -  итальянский  поэт,
драматург. Представитель романтич. направления. Писал трагедии на сюжеты
из   эпохи   средневековья.   Наибольшей   популярностью    пользовались
"Буондельмонте  и  Амидеи"  (1827),  "Граф  Уголино"  (1834),  "Пиа  деи
Толомеи" (1936), пост. т-ром "Реале Сарда" в  Турине.  Однако  романтич.
тенденции сочетаются в его драматургии с чертами  классицизма  (трагедия
"Аделиса", 1836, "Реале Сарда").
   Соч.: Tragedie, v. 1-4, Torino, 1837-44. Лит.: Orlandi  E.,11  teatro
di Carlo Marenco..., Firenze, 1900. И. С.
   MAPEHKO (Marenco), Леопольде (8.XI.1831-  30.IV.1899)  -  итальянский
драматург. Сын Карло M.; находился под влиянием творчества своего  отца,
а также Дж. Джакозы. Писал трагедии преим. на ср.-век. сюжеты: "Изабелла
Орсини" (1851, труппа Дзоп-петти, Турин), "Пиккарда Донати"  (1855,  т-р
"Реале  Сарда",  Турин)  и  др.  В  драматургии   М.   сказался   упадок
романтического направления в Италии. В дальнейшем он выступал как  автор
камерных пьес (по определению M.- "домашних"), затрагивающих темы семьи,
морали: "Марчеллина" (1860, труппа К. Дондини, Турин), "Дурной пример  в
семье" (1868, т-р "Арена дель со-ле", Болонья), "Мой муж" (1883,  труппа
А. Маджи, Милан) и др. Писал также либретто опер.
   Соч.: Teatro, v. 1-11, МП., 1864-89. Ц. С.
   МАРЕЦКАЯ,  Вера  Петровна  [р.  18(31).VII.1906]-  русская  советская
актриса. Нар. арт. СССР (1949). В 1924 окончила  Школу-студию  при  Т-ре
им. Вахтангова. Здесь произошла встреча
   М. с Ю. А. Завадским под рук. к-рого актриса работает все последующие
годы. В 1924-27 М. играла в студии под рук. Завадского, с 1927 -  в  его
Театре-студии. Этот  первый  период  творчества  М.  ознаменован  острым
интересом к характерным, гл. обр. комедийным, ролям, склонностью к внеш.
перевоплощению.   Здесь   начали   проявляться    гл.    черты    творч.
индивидуальности актрисы: использование  разнообразных  сценич.  красок,
широта диапазона - от  гротескной  характерности  до  тончайшей  лирики,
мастерство диалога, смелость и оригинальность  сценических  находок.  М.
играла и старух -  мадам  Соковнина  ("Простая  вещь"  Лаврен„ва),  фрау
Шнютхен ("Компас" Газенклевера). Но наибольший  успех  принесли  актрисе
роли предприимчивой, обаятельной и циничной Глафиры  ("Волки  и  овцы"),
экстравагантной Бетти Дорланж ("Школа неплательщиков" Верн„я).
   Второй период творчества М.- 1936-40,  когда  Театр-студия  под  рук.
Завадского работала в Ростове-на-Дону. В эти годы актриса  обращается  к
драматич. ролям (Любовь Яровая), к нар.  характерам  (Лиза  -  "Горе  от
ума"; Марина  -  "На  берегу  Невы"  Трен„ва).  Вершиной  этого  периода
является  исполнение  М.  роли  колхозницы  Соколовой  в  фильме   "Член
правительства"
   (1939). С этого времени М. становится актрисой-три буном,  надел„нной
острым чувством современности. Актриса  раскрывает  поэтич.  строй  души
женщины из народа. Дальнейшая судьба  М.  прочно  связана  с  Т-ром  им.
Моссовета, куда вошла  часть  труппы  т-ра  под  рук.  Завадского  после
возвращения в Москву (1940). Здесь М. сыграла роли Мирандолины
   (1940)  и  Машеньки  (о.  п.,  1941),   раскрывающие   два   основных
направления  в  творчестве  актрисы:  склонность  к  комедийным   ролям,
исполненным яркого юмора, и к ролям,  передающим  душевный  мир  чувства
подростка. Лучшими ролями, развивавшими эти два направления,  были  роли
молодых девушек, стоящих на пороге жизни: Надежды Дуровой (о.  п.  Кочет
-кова и Липскерова,  1941,  Гос.  пр.  СССР,  1942),  Вари  ("Встреча  в
темноте"  Кнорре,  1944)  и  остро  характерные  роли:  Живки  ("Госпожа
министерша" Нушича, 1946, Гос. пр. СССР, 1951), Катрин  Леф„вр  ("Катрин
Леф„вр" Сарду и Моро, 1956) и др. В образах  директора  ткацкой  фабрики
Капитолины Солнцевой ("Рассвет над Москвой" Сурова, 1950, Гос. пр. СССР,
1951) и партийного работника Ракитиной ("Дали неоглядные"  Вирты,  1957)
М. раскрывала характеры сов. женщин, современниц. В сценич.  образах  М.
раскрывается многообразие женских судеб  -  русской  актрисы  Кручининой
(1948),  дочери  дельца  Маргарет  Чалмерс  ("Кража"   Лондона,   1954),
затравленной воинствующим мещанством американского города  Леди  ("Орфей
спускается в ад" Уильямса). В 1962 М. сыграла роль Мюкелины-Лизистраты в
пьесе Хикмета и Комиссаржевского "Бунт женщин".
   В этой работе актрисы преобладает  лиризм,  но  в  то  же  время  она
сохраняет черты яркой характерности.
   С 1925 M. снимается  в  кино  -  Прасковья  Лукьянова  (0на  защищает
Родину",  Гос.   пр.   СССР,   1946),   Варвара   Васильевна   (Сельская
учительница", Гос. пр. СССР, 1948) и др.
   Лит.: Бояджиев Г.,В. П. Марецкая, М., 1954.
   3. Вл. МАРЕШАЛЬ (Marechal), Пьер Сильвен (15.VIII. 1750 -  18.1.1803)
- французский писатель, поэт, драматург, политич. деятель. С 1770  писал
поэмы, стихи, трактаты, статьи, направленные против  религии,  монархии,
дворянства, богачей. В период подъ„ма франц. бурж. революции конца 18 в.
участвовал в организации массовых зрелищ, сочинял для них гимны, написал
либретто атеистич. спектакля  "Празднество  Разума"  (1793,  т-р  "Опера
насьональ"). В историю т-ра вош„л пьесой  "Страшный  суд  над  королями"
(1793,  "Т-р  Республики",  Париж),  где  созданы:   возвышенный   образ
санкюлотов осн. стран  Европы,  положительные  образы  старца-руссоиста,
сосланного  корол„м,  его  учеников  -  свободолюбивых  туземцев.   Этим
персонажам резко противопоставлены гротескные фигуры монархов (в  т.  ч.
Екатерины II), обвиняемых в деспотизме и разл.  преступлениях.  Революц.
патетика сочетается в пьесе с элементами фарса, историко-политич. и нац.
конкретность - с нарочитой обобщ„нностью. В 1793-94  "Страшный  суд  над
королями" с большим успехом ставился также в провинции, в 1936, во время
борьбы Нар. фронта,- в парижском рабочем клубе, по радио.
   Соч.:  Le  jugement  dernier  des  rois,  в  кн.:   Theatre   de   la
Revolution..., P., 1877; в рус. пер,- Страшный суд над королями, в  кн.:
Избр. атеистич. произведения, М., 1958.
   Лит.: Великовский С., Поэты франц. революций 1789-1848 гг., М., 1963;
Державин К. Н., Театр франц. революции, Л.-М., 1937; D'E s t г e  e  P.,
Le theatre sous la terreur (Theatre de la peur), P., 1913; D  o  m  m  a
n-get M., Sylvain Marechal..., P., 1950. f/, Щр.
   МАРЖАК (Marak), Отакар (5.1.1872-2.VII.1939)-  чешский  артист  оперы

Страницы: «« « 1447   1448   1449   1450   1451   1452   1453   1454   1455  1456   1457   1458   1459   1460   1461   1462   1463   1464   1465  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия