Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1456 1457 1458 1459 1460 1461 1462 1463 1464 1465 1466 1467 1468 1469 1470 1471 1472 1473 1474 » »» драматургии: Дездемона - "Венецианский мавр" де Виньи (переработка "Отелло", 1829), герцогиня Гиз -"Генрих III и его двор" Дюма-отца (1829), донья Соль - "Эрнани" Гюго (1830) и др. М. принадлежала к акт„рам класси-цистской школы, к-рые, не порывая с традицией, тем не менее способствовали утверждению на сцене романтич. драматургии. В 1841 М. оставила сцену. С о ч.: Les memoires de M-lle Mars, v. 1-2, P., 1849. Лит.: Manne E.-D. de. Galerie historique des comediens de la troupe de Talma, Lyon, 1866; BriffaultE., M-lle Mars, sa vie, ses succes, sa mprt, P., 1847; Descotes M., Le drame romantique et ses grands createurs, P., 1955. E. Ф. МАРСб (Marceau), Марсель (p. 22. III. 1923) - французский мим. Род. в Страсбуре. Учился в Лиможе иск-ву росписи по эмали. После освобождения Франции от фашистской оккупации (1944) стал учеником Ш. Дюллена и Э. Декру, возрождавших иск-во пантомимы. Затем был приглаш„н в труппу Ж. Л. Барро (Арлекин в пантомиме "Батист, или Источник молодости"). В 1947 М. организовал небольшую труппу; из акт„ров-мимов, к-рая выступала в разл. театр. зданиях Парижа (в 1957 обосновалась в помещении т-ра "Амбигю"). В начале своего творч. пути М. создал лприч. образ смешного и грустного Бипа, к-рый стал центр, фигурой многочисл. коротких мимич. сценок: "Бип и бабочка", "Бип - продавец шаров", "Бип-укротитель" и др. Поэтич. по замыслу, образ проникнут глубокой человечностью, доверчивой любовью к жизни, людям. За исполнение пантомимы "Смерть перед зар„й" М. и его труппа были награждены пр. Дебюро (1948). Затем М. пост. мимо-драмы - "Ярмарка", "Игрок на флейте", "Мориана и Гальдан" и др. В 1952 он осуществляет одну из своих лучших работ - пантомимич. инсценировку "Шинели" Гоголя. В созданном им образе Башмачкина выражена тема крушения мечты при столкновении с действительностью. Философским содержанием насыщены миниатюры "Отрочество, Зрелость, Старость, Смерть", "Давид и Голиаф", "В мастерской масок". В 1959 М. пост. пантомиму "Париж сме„тся, Париж плачет", героем к-рой также является Бип. Иск-во М., исполненное драм. силы, проникнутое гуманизмом, овеянное поэзией, порождает широкие ассоциации, привлекает „мкостью обобщений. Соч.: Мимодрама - дыхание поэзии, "Театр", I960 Лит.: Бояджиев Г., Театральный Париж сегодня, М., 1960; Юткевич С., Глазами кинематографиста, "Искусство кино", 1960, .ј 5. МАРСО (Marceau), Фелисьен (наст. имя и фам.- Луи Карет; Carette) (p. 16. IX. 1913) - французский писатель, драматург. В нач. 50-х гг. обратился к драматургич. деятельности. Наиболее известная пьеса М. "Яйцо" (1956, т-р "Ателье") раскрывает причины успеха ничтожного чиновника-обывателя в совр. бурж. обществе и содержит элементы социальной сатиры, но в ней утверждается циничное отношение к жизни. В ещ„ большей степени проникнута цинизмом пьеса "Душегуб" (1960, т-р "Ренессанс") о "забавах" императора Нерона. Герои пьес М.- ловкие карьеристы, бессовестные дельцы и одновременно - злобные ничтожества, мстительные авантюристы. Своей драматургией М. возрождает интерес к патологич., низменным свойствам людей, характерный для декадентского иск-ва. Др. пьесы: "Катерина" (1954, т-р "Ателье"), "Хорош суп" (1958, т-р "Жим-наз"), "Булыжники" (1962, "Ателье"). Лит.: Бояджиев Г., Театральный Париж сегодня, М., 1960. В. Г. MAPCTOH (Marston), Джон (ок. 1575-25. VI. 1634) - английский драматург. В стихотв. сатире "Бич подлости" (1598) М. в шутовской манере обличает пороки, присущие представителям имущих классов. Совместно с Дж. Чапменом и Б. Джонсоном написал пьесу "Эй, к востоку" (1604), полную сати-рич. нам„ков на реакционную политику двора, за что все трое были арестованы и едва избежали казни. Драмы М. "Антонио и Меллида" (ч. 1 - "История Антонио и Меллиды", ч. 2 - "Месть Антонио", обе пост. в 1599), "Ненасытная графиня" (пост. 1610) принадлежат к типу "трагедии ужасов". Они знаменуют собой кризис послешекспировской драматургии. Соч.: The plays, v. 1-3, Edinb., 1934-39. Лит.: История английской лит-ры, т. 1, вып. 2, М.-Л., 1945; А 1 1 e n M. S., The satire of John Marston, [L. ], 1920. "МАРТА, ИЛИ ЯРМАРКА В РИЧМОНДЕ" ("Martha, oder Der Markt von Richmond")- опера Ф. Флотова, либр. В. Фридриха (Ризе) по сценарию Ж. Сен-Жоржа для балета "Леди Генриетта" Фло-това и др. Пост. 25 сент. 1847, Вена (леди Генриетта - Церр, Нанси-Шварц, Лионель - Эрль, Плумкет - Формес, Тристан - Юст). Пост. в др. городах: Берлин (1848), Прага, Лондон (обе в 1849, на нем. яз.), Нью-Йорк (1852), Париж (1858, на итал. яз.), Милан (1859), Мадрид (1861), Буэнос-Айрес (1864, на итал. яз.), Каир (1872, на итал. яз.) и мн. др. В России впервые пост. 29 нояб. 1856, Большой т-р (леди Генриетта - Сем„нова, Нанси- Броздина 2-я, Лионель- Владиславлев, Тристан - Божановский, Плумкет - Куров, Судья - Бобовский). В 1891 возобн. там же. В 1902 пост. в Новом т-ре (Москва). Издания: "М.", клавир, рус. пер. П. Кирса, [М., Юргенсон, 1893]. Я. Гр. МАРТЕЛЛО (Martello), Пьер Якопо (28. IV. 1665 - 10. V. 1727) - итальянский драматург, поэт. Написал многочисл. трагедии на античные и библейские сюжеты: "Эдип-тиран", "Эдип в Колоне", "Алкеста", "Ариадна", "Целомудренная Елена", "Ифигения в Тавриде", "Квинт Фабий", "Марк Туллий Цицерон", "Смерть Нерона", "Рахиль", "Давид при дворе" и др. Образцом для М. служили классицистские франц. трагедии. Но иногда в драматургии М. нарушался принцип единств, он отказывался от любовной интриги, вводил в трагедии элементы комич., обыденного. Почти все трагедии М. написаны тяжеловесным четырнадцатисложным стихом с парными рифмами, получившим название мартеллианского стиха. В итал. трагедии он не привился, но в комедии им широко пользовались К. Гольдони, П. Кьяри, Дж. Джакоза. Большую художеств. ценность представляют комедии и фарсы М.: "Фемия, изрекающий приговоры", "Что за безумцы", "Отомщ„нная рифма", в к-рых он высмеивал своих противников, гл. обр. Ш. Маффеи, отвергшего мартеллианский стих, и Дж. В. Гравину, критиковавшего каноны классицистского т-ра. М.- автор трактата "О трагедии древней и новой" (1715), где он теоретически обосновал свои взгляды на трагедию. Соч.: Opere, v. l-7, Bologna, 1723-35. Лит.: Bertana E., La tragedia, Mil., 1905; S a-n e s i J., La commedia, v. 2, 2 ed., Mil., 1954. p, X. МАРТЕН (Martin), Франк (р. 15. IX. 1890) - швейцарский композитор, педагог. Один из крупнейших совр. швейц. композиторов. Музыке обучался в Женеве у композитора И. Лаубера. В 1928-38 преподавал вмуз. "Ин-те Жак-Далькроза". На ранних муз.-сценич. произв. М. сказалось влияние франц. импрессионистов (оратория "Волшебный напиток", 1938-41, по роману Ж. Бедье о Тристане и Изольде, исп. 1942, Цюрих, пост. 1948, Зальцбург). Страницы: «« « 1456 1457 1458 1459 1460 1461 1462 1463 1464 1465 1466 1467 1468 1469 1470 1471 1472 1473 1474 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |