Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1456   1457   1458   1459   1460   1461   1462   1463   1464  1465   1466   1467   1468   1469   1470   1471   1472   1473   1474  » »»

драматургии: Дездемона  -  "Венецианский  мавр"  де  Виньи  (переработка
"Отелло", 1829), герцогиня  Гиз  -"Генрих  III  и  его  двор"  Дюма-отца
(1829), донья Соль - "Эрнани"  Гюго  (1830)  и  др.  М.  принадлежала  к
акт„рам класси-цистской школы, к-рые, не порывая  с  традицией,  тем  не
менее способствовали утверждению на сцене романтич. драматургии. В  1841
М. оставила сцену.
   С о ч.: Les memoires de M-lle Mars, v. 1-2,  P.,  1849.  Лит.:  Manne
E.-D. de. Galerie historique des comediens de la troupe de Talma,  Lyon,
1866; BriffaultE., M-lle Mars, sa vie, ses succes, sa  mprt,  P.,  1847;
Descotes M., Le drame romantique et ses grands createurs, P., 1955.
   E. Ф.
   МАРСб (Marceau), Марсель (p. 22. III. 1923) - французский мим. Род. в
Страсбуре. Учился в Лиможе иск-ву росписи по эмали.  После  освобождения
Франции от фашистской оккупации (1944) стал учеником  Ш.  Дюллена  и  Э.
Декру, возрождавших иск-во пантомимы. Затем был приглаш„н в труппу Ж. Л.
Барро (Арлекин в пантомиме "Батист, или Источник молодости"). В 1947  М.
организовал небольшую труппу; из акт„ров-мимов, к-рая выступала в  разл.
театр. зданиях Парижа (в 1957 обосновалась в помещении т-ра "Амбигю"). В
начале своего творч. пути М. создал лприч. образ  смешного  и  грустного
Бипа, к-рый стал центр, фигурой многочисл. коротких мимич. сценок:  "Бип
и бабочка", "Бип - продавец шаров", "Бип-укротитель" и  др.  Поэтич.  по
замыслу, образ проникнут глубокой человечностью,  доверчивой  любовью  к
жизни, людям. За исполнение пантомимы "Смерть  перед  зар„й"  М.  и  его
труппа были награждены пр. Дебюро (1948). Затем М.  пост.  мимо-драмы  -
"Ярмарка", "Игрок на флейте", "Мориана  и  Гальдан"  и  др.  В  1952  он
осуществляет одну из  своих  лучших  работ  -  пантомимич.  инсценировку
"Шинели" Гоголя. В созданном им образе Башмачкина выражена тема крушения
мечты при  столкновении  с  действительностью.  Философским  содержанием
насыщены миниатюры "Отрочество, Зрелость, Старость,  Смерть",  "Давид  и
Голиаф", "В мастерской масок". В 1959 М. пост. пантомиму "Париж сме„тся,
Париж плачет", героем к-рой также является Бип. Иск-во  М.,  исполненное
драм. силы, проникнутое гуманизмом, овеянное поэзией, порождает  широкие
ассоциации, привлекает „мкостью обобщений.
   Соч.: Мимодрама - дыхание поэзии, "Театр", I960   Лит.: Бояджиев Г., Театральный Париж сегодня, М., 1960;  Юткевич  С.,
Глазами кинематографиста, "Искусство кино", 1960, .ј 5.
   МАРСО (Marceau), Фелисьен (наст. имя и фам.- Луи Карет; Carette)  (p.
16. IX. 1913)  -  французский  писатель,  драматург.  В  нач.  50-х  гг.
обратился к  драматургич.  деятельности.  Наиболее  известная  пьеса  М.
"Яйцо"  (1956,  т-р  "Ателье")  раскрывает  причины  успеха   ничтожного
чиновника-обывателя  в  совр.  бурж.  обществе   и   содержит   элементы
социальной сатиры, но в ней утверждается циничное отношение к  жизни.  В
ещ„ большей степени  проникнута  цинизмом  пьеса  "Душегуб"  (1960,  т-р
"Ренессанс") о  "забавах"  императора  Нерона.  Герои  пьес  М.-  ловкие
карьеристы, бессовестные дельцы и одновременно  -  злобные  ничтожества,
мстительные авантюристы. Своей  драматургией  М.  возрождает  интерес  к
патологич., низменным свойствам  людей,  характерный  для  декадентского
иск-ва. Др. пьесы: "Катерина" (1954, т-р "Ателье"), "Хорош  суп"  (1958,
т-р "Жим-наз"), "Булыжники" (1962, "Ателье").
   Лит.: Бояджиев Г., Театральный Париж сегодня, М., 1960. В. Г.
   MAPCTOH  (Marston),  Джон  (ок.  1575-25.  VI.  1634)  -   английский
драматург. В стихотв. сатире "Бич подлости" (1598) М. в шутовской манере
обличает пороки, присущие представителям имущих классов. Совместно с Дж.
Чапменом и Б. Джонсоном написал пьесу "Эй,  к  востоку"  (1604),  полную
сати-рич. нам„ков на реакционную политику двора, за что  все  трое  были
арестованы и едва избежали казни. Драмы М. "Антонио и Меллида" (ч.  1  -
"История Антонио и Меллиды", ч. 2 - "Месть Антонио", обе пост. в  1599),
"Ненасытная графиня" (пост. 1610) принадлежат к типу "трагедии  ужасов".
Они знаменуют собой кризис  послешекспировской  драматургии.  Соч.:  The
plays, v. 1-3, Edinb., 1934-39.
   Лит.: История английской лит-ры, т. 1, вып. 2, М.-Л., 1945; А 1 1 e n
M. S., The satire of John Marston, [L. ], 1920.
   "МАРТА,  ИЛИ  ЯРМАРКА  В  РИЧМОНДЕ"  ("Martha,  oder  Der  Markt  von
Richmond")- опера Ф. Флотова, либр. В. Фридриха (Ризе)  по  сценарию  Ж.
Сен-Жоржа для балета "Леди Генриетта" Фло-това  и  др.  Пост.  25  сент.
1847, Вена (леди Генриетта - Церр, Нанси-Шварц, Лионель - Эрль,  Плумкет
- Формес, Тристан - Юст). Пост. в др.  городах:  Берлин  (1848),  Прага,
Лондон (обе в 1849, на нем. яз.), Нью-Йорк (1852), Париж (1858, на итал.
яз.), Милан (1859), Мадрид (1861), Буэнос-Айрес (1864,  на  итал.  яз.),
Каир (1872, на итал. яз.) и мн. др. В  России  впервые  пост.  29  нояб.
1856, Большой т-р (леди  Генриетта  -  Сем„нова,  Нанси-  Броздина  2-я,
Лионель- Владиславлев, Тристан - Божановский, Плумкет - Куров,  Судья  -
Бобовский). В 1891 возобн. там же. В 1902 пост. в Новом т-ре (Москва).
   Издания: "М.", клавир, рус. пер. П. Кирса, [М., Юргенсон,  1893].  Я.
Гр.
   МАРТЕЛЛО (Martello), Пьер Якопо (28.  IV.  1665  -  10.  V.  1727)  -
итальянский драматург, поэт. Написал многочисл. трагедии на  античные  и
библейские сюжеты: "Эдип-тиран", "Эдип в Колоне", "Алкеста",  "Ариадна",
"Целомудренная Елена", "Ифигения в Тавриде", "Квинт Фабий", "Марк Туллий
Цицерон", "Смерть Нерона", "Рахиль", "Давид при дворе"  и  др.  Образцом
для М. служили классицистские франц. трагедии. Но иногда  в  драматургии
М. нарушался принцип единств, он отказывался от любовной интриги, вводил
в трагедии элементы комич., обыденного. Почти все трагедии  М.  написаны
тяжеловесным четырнадцатисложным стихом с  парными  рифмами,  получившим
название мартеллианского стиха. В итал. трагедии он не  привился,  но  в
комедии им широко пользовались  К.  Гольдони,  П.  Кьяри,  Дж.  Джакоза.
Большую художеств. ценность представляют комедии  и  фарсы  М.:  "Фемия,
изрекающий приговоры", "Что за безумцы", "Отомщ„нная рифма", в к-рых  он
высмеивал  своих   противников,   гл.   обр.   Ш.   Маффеи,   отвергшего
мартеллианский  стих,  и   Дж.   В.   Гравину,   критиковавшего   каноны
классицистского т-ра. М.- автор трактата "О трагедии  древней  и  новой"
(1715), где он теоретически обосновал свои взгляды на трагедию.
   Соч.: Opere, v. l-7, Bologna, 1723-35. Лит.: Bertana E., La tragedia,
Mil., 1905; S a-n e s i J., La commedia, v. 2, 2 ed., Mil., 1954. p, X.
   МАРТЕН (Martin), Франк (р. 15. IX. 1890)  -  швейцарский  композитор,
педагог. Один из крупнейших совр. швейц. композиторов. Музыке обучался в
Женеве у композитора И.  Лаубера.  В  1928-38  преподавал  вмуз.  "Ин-те
Жак-Далькроза". На ранних  муз.-сценич.  произв.  М.  сказалось  влияние
франц. импрессионистов (оратория "Волшебный напиток", 1938-41, по роману
Ж. Бедье о Тристане и Изольде, исп. 1942, Цюрих, пост. 1948, Зальцбург).

Страницы: «« « 1456   1457   1458   1459   1460   1461   1462   1463   1464  1465   1466   1467   1468   1469   1470   1471   1472   1473   1474  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия