|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1463 1464 1465 1466 1467 1468 1469 1470 1471 1472 1473 1474 1475 1476 1477 1478 1479 1480 1481 » »» затем работала в т-рах Тамбова, Челябинска, Харькова. В 1937-50 -
актриса Дальневост. транспортного т-ра. С 1950 работает в Кишин„вском
рус. драм. т-ре им. Чехова.
Роли: Любовь Яровая; Не-гина ("Таланты и поклонники"), Анна Каренина;
Катерина ("Гроза"), Тугина ("Последняя жертва"), Кручинина; Софья
("Зыковы"); Bacca Желез-дова; Мария Александровна ("Семья" Попова),
хозяйка Ни-скавуори ("Каменное гнездо" Вуолийоки), бабушка ("Обрыв" по
Гончарову) и др.
МАСЕДУ (Macedo), Жоакин Мануэл ди (1820- 1882)-бразильский писатель,
драматург, журналист, общественный деятель. Одна из его первых пьес -
сентимент. драма "Слепой" (1849). В 1855 М. вместе с антрепрен„ром Г.
дус Сантусом и актрисой М. Велу-ти организовал "Драматич. об-во", к-рое
открылось пост. драмы М. "Кузен из Калифорнии", Это об-во ставило целью
развитие браз. театр. иск-ва, утверждение совр. драматургии, выражающей
обличит, тенденцию. В драме "Роскошь и суета" (1860) М. критиковал
столичных нуворишей, в пьесе "Конкурс на башню" (1863) сатирически
показывал борьбу политич. партий в стране. Пьесы "Новый Отелло" (1863),
"Отпущение грехов" (1870), "Антоника да Сильва" (1880) посв. жизни
Бразилии 2-й пол. 19 в. С о ч.: Teatro, v. 1-3, 2 ed.. Rio de Janeiro,
1895. Лит.: Candido A., Macedo, realista e romantico, в кн.: Macedo J.
M. de, A moreninha, 5 ed.. Sao Paulo, 1952; A literatura no Brasil, v.
l, t. 2, Rio de Janeiro, 1955; Galantede Sousa J., O teatro no Brasil,
t. 2, Rio de Janeiro, 1960, c. 314-318. Ц. T.
МАСКА (от позднелат. mascus, masca - личина) - специальная накладка с
каким-либо изображением (лицо, звериная морда, голова мифологич.
существа и пр.), надеваемая чаще всего на лицо. М. изготовляются из
бумаги, папье-маше и др. материалов. Применение М. началось в глубокой
древности в обрядах (связано с трудовыми процессами, культом животного,
погребения и др.). Позднее М. вошли в употребление в т-ре как элемент
акт„рского грима. В сочетании с театр. костюмом М. помогает созданию
сценич. образа. В античном т-ре М. соединялась с париком и надевалась
через голову, образуя подобие шлема с отверстиями для глаз и рта. Для
усиления голоса акт„ра М.-шлем снабжалась изнутри металлич.
резонаторами. В римском т-ре М. появилась впользовались гл. обр. в представлениях ателланы.
В Др. Руси н ср.-век. Европе М. использовались в представлениях
бродячих скоморохов, гистрионов. В конце 12-13 вв., когда литургич.
драма стала исполняться на паперти, М. употреблялись в буффонных
интермедиях (diableries - сцены дьяволят), исполнявшихся городскими
гистрионами; позднее - в мистериях. В итал. импровизационной комедии
делъ арте большинство комнч. персонажей носили М. из картона или
материи, покрытые клеем (маска Панталоне - землистого цвета, с длинным
горбатым носом, Доктора - ч„рная, обычно покрывающая только лоб и нос, и
др.); лирич. персонажи ("влюбл„нные") носили ч„рную полумаску, принятую
на маскараде. В 17 в. в странах Зап. Европы М. начали выходить из
употребления. Широкое распространение М. получила в традиционном т-ре
народов Азии, где нар. т-р в сво„м развитии тесно связан с культовой
драмой. В Индии народные представления раслила и рамлила; на Цейлоне -
представления колам, в Индонезии - многочисл. разновидности т-ра
то-пенг\ в Корее - народный т-р нори; в Японии - т-р Но и др. В наст.
время в т-рах народов Азии М. часто заменяется маскообразным гримом (в
Индии - в представлениях катхакали, в Китае - в Пекинской муз. драме, в
Японии - Кабуки). М. бывают также парные, когда два исполнителя
изображают одно животное (кит., япон. и вьетнамские "львы", индонез.
баронг, "лошадь" в япон. т-ре Кабуки), и коллективные, когда под М.
скрывается несколько исполнителей. Существуют М.-костюмы, где М.
неотделима от костюма, и М., к-рые держат в руках (в индонез. т-ре
ваянг-барангон) или надевают на пальцы (пальцевые М. у эскимосов).
Лит.: Авдеев А. Д., Маска, в Сборнике Музея антропологии и этнографии
АН СССР, тт. 17 и 19, М.-Л., 1957-60; его же. Происхождение театра, Л.,
1959; Gregor J., Die Masken der Erde, Munch., 1936; Lengyel J.
(Schneider), Die Welt der Maske, Munch., 1934; R i le y О., Masks and
magic, N. Y., [1955]; U t z i n g e r R., Masken, в серии "Orbis
Pictus", Bd 13, В., [s. d.]; M у I i u s Norbert, Antlitz und Geheimnis
der uberseeischen Maske, W., 1961; Nicoli A., Masks, mimes and
miracles..., L.-N. Y., 1931. Ape. A.
МАСКАНЬИ (Mascagni), Пьетро (7. XII. 1863, Ливорно,- 2. VIII. 1945,
Рим)- итальянский композитор. Музыке учился в Ливорно, затем в Миланской
консерватории (у А. Понкьелли). В 1885 начал выступать как дириж„р в
т-рах оперетты. В 1889 его одноактная опера "Сельская честь" по о. п.
Дж. Верги получила первую премию на конкурсе, объявленном изд-вом
"Сондзоньо". В 1890 опера была пост. с огромным успехом в римском т-ре
"Костанци" и начала триумфальное шествие по оперным т-рам мира. За ней
последовали: "Другфриц" (там же, 1891), "Вильям Ратклиф" (по Гейне,
1895, т-р "Ла Скала", под упр. автора), "Подруга" (1905, Монте-Карло),
"Паризина" (1913, т-р "Ла Скала"), "Маленький Марат" (1921, т-р
"Костанци", Рим) и др.
В историю оперы М. вош„л как один из ярких представителей веризма.
Первым произв. этого направления явилась его опера "Сельская честь",
к-рая наряду с "Паяцами" Леонкавалло является лучшим образцом веристской
оперы и до сих пор не сходит со сцены. В этой опере М. правдиво, с
большим драматизмом изобразил трудную жизнь простых людей, крестьян
сицилийской деревни. Успехом пользуются оперы "Ирис" (1898, т-р
"Костанци", Рим, под упр. автора, с участием X. Даркле); "Маски" (1901,
т-р "Ла Скала", под упр. А. Тосканини) - лирич. комедия, воскрешающая
маски итал. комедии дель арте; "Изабо" (1911, т-р "Колисео",
Буэнос-Айрес), "Лодолетта"
(1917, т-р "Костанци", Рим), "Нерон" (1935, т-р "Ла Скала"), в к-рых
мелодич. выразительность музыки М. стремился дополнить своеобразной
инструментовкой, расширить роль оркестра в драматич. действии.
Лит.: N e g г о n i I., Р. Mascagni, Livorno, 1890; M o-n a 1 d i G.,
P. Mascagni, l'uomo e l'artista. Roma, [1898];
P o m p e i E., P. Mascagni 'nella vita e nell'arte. Roma, 1912. Св.
Г.
МАСКАРАД (франц. mascarade, итал. mascherata). 1) Празднество, бал,
участники к-рого носят маски и особые костюмы (этнографич., историч.,
сказочные и пр.). Обычай ряженья возник во времена глубокой древности.
Элементы М. присутствуют в нар. обрядах и играх античной эпохи,
связанных с земледельч. праздниками, в ярмарочных, масленичных гуляньях
и пр. С 13-14 вв. в ряде европ. стран получили распространение массовые
Страницы: «« « 1463 1464 1465 1466 1467 1468 1469 1470 1471 1472 1473 1474 1475 1476 1477 1478 1479 1480 1481 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |