Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1463   1464   1465   1466   1467   1468   1469   1470   1471  1472   1473   1474   1475   1476   1477   1478   1479   1480   1481  » »»

затем работала в  т-рах  Тамбова,  Челябинска,  Харькова.  В  1937-50  -
актриса Дальневост. транспортного т-ра. С 1950  работает  в  Кишин„вском
рус. драм. т-ре им. Чехова.
   Роли: Любовь Яровая; Не-гина ("Таланты и поклонники"), Анна Каренина;
Катерина  ("Гроза"),  Тугина  ("Последняя  жертва"),  Кручинина;   Софья
("Зыковы"); Bacca  Желез-дова;  Мария  Александровна  ("Семья"  Попова),
хозяйка Ни-скавуори ("Каменное гнездо" Вуолийоки), бабушка  ("Обрыв"  по
Гончарову) и др.
   МАСЕДУ (Macedo), Жоакин Мануэл ди (1820- 1882)-бразильский  писатель,
драматург, журналист, общественный деятель. Одна из его  первых  пьес  -
сентимент. драма "Слепой" (1849). В 1855 М. вместе  с  антрепрен„ром  Г.
дус Сантусом и актрисой М. Велу-ти организовал "Драматич. об-во",  к-рое
открылось пост. драмы М. "Кузен из Калифорнии", Это об-во ставило  целью
развитие браз. театр. иск-ва, утверждение совр. драматургии,  выражающей
обличит, тенденцию. В драме  "Роскошь  и  суета"  (1860)  М.  критиковал
столичных нуворишей, в  пьесе  "Конкурс  на  башню"  (1863)  сатирически
показывал борьбу политич. партий в стране. Пьесы "Новый Отелло"  (1863),
"Отпущение грехов" (1870),  "Антоника  да  Сильва"  (1880)  посв.  жизни
Бразилии 2-й пол. 19 в. С о ч.: Teatro, v. 1-3, 2 ed.. Rio  de  Janeiro,
1895. Лит.: Candido A., Macedo, realista e romantico, в кн.:  Macedo  J.
M. de, A moreninha, 5 ed.. Sao Paulo, 1952; A literatura no  Brasil,  v.
l, t. 2, Rio de Janeiro, 1955; Galantede Sousa J., O teatro  no  Brasil,
t. 2, Rio de Janeiro, 1960, c. 314-318. Ц. T.
   МАСКА (от позднелат. mascus, masca - личина) - специальная накладка с
каким-либо  изображением  (лицо,  звериная  морда,   голова   мифологич.
существа и пр.), надеваемая чаще всего  на  лицо.  М.  изготовляются  из
бумаги, папье-маше и др. материалов. Применение М. началось  в  глубокой
древности в обрядах (связано с трудовыми процессами, культом  животного,
погребения и др.). Позднее М. вошли в употребление в  т-ре  как  элемент
акт„рского грима. В сочетании с театр.  костюмом  М.  помогает  созданию
сценич. образа. В античном т-ре М. соединялась с  париком  и  надевалась
через голову, образуя подобие шлема с отверстиями для глаз  и  рта.  Для
усиления   голоса   акт„ра   М.-шлем   снабжалась   изнутри    металлич.
резонаторами. В римском т-ре М. появилась впользовались гл. обр. в представлениях ателланы.
   В Др. Руси н  ср.-век.  Европе  М.  использовались  в  представлениях
бродячих скоморохов, гистрионов. В  конце  12-13  вв.,  когда  литургич.
драма  стала  исполняться  на  паперти,  М.  употреблялись  в  буффонных
интермедиях (diableries  -  сцены  дьяволят),  исполнявшихся  городскими
гистрионами; позднее - в мистериях.  В  итал.  импровизационной  комедии
делъ арте  большинство  комнч.  персонажей  носили  М.  из  картона  или
материи, покрытые клеем (маска Панталоне - землистого цвета,  с  длинным
горбатым носом, Доктора - ч„рная, обычно покрывающая только лоб и нос, и
др.); лирич. персонажи ("влюбл„нные") носили ч„рную полумаску,  принятую
на маскараде. В 17 в. в  странах  Зап.  Европы  М.  начали  выходить  из
употребления. Широкое распространение М. получила  в  традиционном  т-ре
народов Азии, где нар. т-р в сво„м развитии  тесно  связан  с  культовой
драмой. В Индии народные представления раслила и рамлила; на  Цейлоне  -
представления  колам,  в  Индонезии  -  многочисл.  разновидности   т-ра
то-пенг\ в Корее - народный т-р нори; в Японии - т-р Но и  др.  В  наст.
время в т-рах народов Азии М. часто заменяется маскообразным  гримом  (в
Индии - в представлениях катхакали, в Китае - в Пекинской муз. драме,  в
Японии  -  Кабуки).  М.  бывают  также  парные,  когда  два  исполнителя
изображают одно животное (кит., япон.  и  вьетнамские  "львы",  индонез.
баронг, "лошадь" в япон. т-ре Кабуки),  и  коллективные,  когда  под  М.
скрывается  несколько  исполнителей.  Существуют  М.-костюмы,   где   М.
неотделима от костюма, и М., к-рые  держат  в  руках  (в  индонез.  т-ре
ваянг-барангон) или надевают на пальцы (пальцевые М. у эскимосов).
   Лит.: Авдеев А. Д., Маска, в Сборнике Музея антропологии и этнографии
АН СССР, тт. 17 и 19, М.-Л., 1957-60; его же. Происхождение театра,  Л.,
1959;  Gregor  J.,  Die  Masken  der  Erde,  Munch.,  1936;  Lengyel  J.
(Schneider), Die Welt der Maske, Munch., 1934; R i le y  О.,  Masks  and
magic, N. Y., [1955]; U t z i n  g  e  r  R.,  Masken,  в  серии  "Orbis
Pictus", Bd 13, В., [s. d.]; M у I i u s Norbert, Antlitz und  Geheimnis
der  uberseeischen  Maske,  W.,  1961;  Nicoli  A.,  Masks,  mimes   and
miracles..., L.-N. Y., 1931. Ape. A.
   МАСКАНЬИ (Mascagni), Пьетро (7. XII. 1863, Ливорно,- 2.  VIII.  1945,
Рим)- итальянский композитор. Музыке учился в Ливорно, затем в Миланской
консерватории (у А. Понкьелли). В 1885 начал  выступать  как  дириж„р  в
т-рах оперетты. В 1889 его одноактная опера "Сельская честь"  по  о.  п.
Дж. Верги  получила  первую  премию  на  конкурсе,  объявленном  изд-вом
"Сондзоньо". В 1890 опера была пост. с огромным успехом в  римском  т-ре
"Костанци" и начала триумфальное шествие по оперным т-рам мира.  За  ней
последовали: "Другфриц" (там же,  1891),  "Вильям  Ратклиф"  (по  Гейне,
1895, т-р "Ла Скала", под упр. автора), "Подруга"  (1905,  Монте-Карло),
"Паризина"  (1913,  т-р  "Ла  Скала"),  "Маленький  Марат"  (1921,   т-р
"Костанци", Рим) и др.
   В историю оперы М. вош„л как один из  ярких  представителей  веризма.
Первым произв. этого направления явилась  его  опера  "Сельская  честь",
к-рая наряду с "Паяцами" Леонкавалло является лучшим образцом веристской
оперы и до сих пор не сходит со сцены.  В  этой  опере  М.  правдиво,  с
большим драматизмом изобразил  трудную  жизнь  простых  людей,  крестьян
сицилийской  деревни.  Успехом  пользуются  оперы  "Ирис"   (1898,   т-р
"Костанци", Рим, под упр. автора, с участием X. Даркле); "Маски"  (1901,
т-р "Ла Скала", под упр. А. Тосканини) -  лирич.  комедия,  воскрешающая
маски  итал.  комедии  дель  арте;   "Изабо"   (1911,   т-р   "Колисео",
Буэнос-Айрес), "Лодолетта"
   (1917, т-р "Костанци", Рим), "Нерон" (1935, т-р "Ла Скала"), в  к-рых
мелодич. выразительность  музыки  М.  стремился  дополнить  своеобразной
инструментовкой, расширить роль оркестра в драматич. действии.
   Лит.: N e g г о n i I., Р. Mascagni, Livorno, 1890; M o-n a 1 d i G.,
P. Mascagni, l'uomo e l'artista. Roma, [1898];
   P o m p e i E., P. Mascagni 'nella vita e nell'arte. Roma, 1912.  Св.
Г.
   МАСКАРАД (франц. mascarade, итал. mascherata). 1)  Празднество,  бал,
участники к-рого носят маски и особые  костюмы  (этнографич.,  историч.,
сказочные и пр.). Обычай ряженья возник во времена  глубокой  древности.
Элементы  М.  присутствуют  в  нар.  обрядах  и  играх  античной  эпохи,
связанных с земледельч. праздниками, в ярмарочных, масленичных  гуляньях
и пр. С 13-14 вв. в ряде европ. стран получили распространение  массовые

Страницы: «« « 1463   1464   1465   1466   1467   1468   1469   1470   1471  1472   1473   1474   1475   1476   1477   1478   1479   1480   1481  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия