Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1470   1471   1472   1473   1474   1475   1476   1477   1478  1479   1480   1481   1482   1483   1484   1485   1486   1487   1488  » »»

Изольда"  и  др.  Романтич.  приподнятостью,  яркостью  сценич.  рисунка
отличались его образы:  Ахиор  ("Юдифь"  Серова),  Хозе.  Исполнению  М.
партий Садко и Левко высокую оценку дал Н. А. Римский-Корсаков.  М.  в„л
также концертную деятельность. М. Р.
   МАТВЕЕВ,  Артамон  Сергеевич  (1625-82)  -  русский   государственный
деятель. Один из образованнейших людей своего времени, большой  любитель
т-ра и музыки, М.  был  инициатором  создания  и  идейным  руководителем
первого придворного т-ра в России (организацией т-ра, пост.  спектаклей,
обучением акт„ров занимался пастор И. Грегори). Труппа состояла гл. обр.
из детей "иноземцев", живших в Москве, оркестр - из  нем.  музыкантов  и
дворовых людей М. 17 окт.  1672  состоялось  первое  представление  т-ра
"Комедия об Эсфири, или Арта-ксерксово действо" (соч.  Грегори  совм.  с
Рингубером). Спектакль имел большой успех.  В  1673  была  создана  рус.
труппа (26 человек); представления шли (попеременно) на нем. и рус.  яз.
После смерти царя Алексея Михайловича (1676) т-р был закрыт, а М.  попал
в немилость и был сослан в Пустоз„рский острог. В 1682 М., вернувшись  в
Москву, пал жертвой стрелецкого бунта.
   Лит.:  МорозовП.  О.,  История  русского  театра  до  половины  XVIII
столетия, т. 1, СПБ, 1889, с. 124-36.
   В. Вир.
   МАТЕСИС (???????), Антониос (1794-1875) - греческий поэт и драматург.
Творчество М. формировалось в нач. 19 в., в годы подъ„ма нац.-освободит.
движения, под влиянием просветительских идей. М.- автор пьесы  "Базилик"
(1832, Любит,  т-р,  Закинф),  первой  новогреч.  реалистич.  социальной
драмы. В этой пьесе М., написанной  под  влиянием  драматургии  Шиллера,
сталкиваются два мира - мир бесчеловечной феодальной морали и мир  новых
просветительских идеалов. М. использовал также  и  традиции  закинфского
нар. т-ра - сочный диалект, яркие бытовые детали,  создал  живые  образы
простых людей из народа, в острой сатирич. манере  показал  "блюстителей
порядка". На сцене проф. т-ра пьеса "Базилик" пост. в 1927 в  Афинах,  в
труппе "Профессиональной школы т-ра", затем в 1935 в афинском Нац. т-ре.
Д. С.
   МАТЙНСКИЙ, Михаил Алексеевич (1750- ок. 1820) - русский  драматург  и
композитор. Род. в семье крепостного крестьянина. Учился в гимназии  для
разночинцев при Моск. ун-те. М.- автор либретто (по нек-рым сведениям  -
и музыки) оперы "Как пожив„шь, так и прослыв„шь, или  Санктпетербургский
Гостиный двор" (пост. 1782 в Петербурге, 1783  в  Москве)  -  одного  из
первых развитых образцов рус.  комич.  оперы.  Для  новой  пост.  (1792,
Петербург)  М.  переделал  либретто,  музыка  была  переработана  В.  А.
Пашкевичем. В опере показан городской (гл. обр.  купеческий)  быт,  есть
характерные массовые сцены (Гостиный двор, девичник).  М.  приписываются
также комедия "Горбатые"  и  либретто  оперы  "Тунисский  паша"  (музыка
Пашкевича).
   Лит.:   Прокофьев   В.   А.,   Михаил   Матинский   и    его    опера
"Санктпетербургский Гостиный двор", в  сб.:  Музыка  и  музыкальный  быт
старой России, т. 1, Л., 1927; Русская комедия и комическая опера  XVIII
века. Ред. текста и вступ. ст. П. Н. Беркова, М.-Л., 1950; Рабинович  А.
С., Русская опера до Глинки, [М.  ],  1948;  История  русской  музыки  в
нотных образцах, под ред.  С.  Л.  Гинзбурга,  т.  1,  Л.  -  М.,  1940;
БокщанинаЕ.  А.,  О  народности   музыкального   языка   и   особенности
драматургии оперы М. Ма-тинского  "Санкт-Петербургский  Гостиный  двор".
."Тр. Гос. музыкально-педагогического ин-та им. Гнесиных", 1959, вып. 1,
с. 134.
   МАТКОВЯЧ (Matkovic), Мариям (21.??.1915) -  югославский  (хорватский)
писатель и драматург. Первая пьеса М. "Приключение выпускника  Вагнера",
показанная в 1935  в  Хорватском  Нац.  т-ре  в  За-гребе,  была  вскоре
запрещена. Драматич.  цикл  "Игра  со  смертью"  (1955)  посвящ„н  жизни
загребской интеллигенции перед началом 2-й  мировой  войны  и  во  время
фашистской оккупации. О  событиях,  связанных  со  2-й  мировой  войной,
рассказывает пьеса "В конце  пути"  (1955,  Нац.  т-р,  Белград);  пьесы
"Прометей" (1952), "Геракл" и "Ахиллово наследство" на мифологич. сюжеты
посв. проблемам современности. Пьеса "Ярмарка гр„з"  (1958,  Загреб-ский
драм. т-р), развенчивающая мещанские иллюзии, написана в форме гротеска.
На творчестве М. сказалось влияние модернизма. М.-  один  из  популярных
драматургов Югославии. Автор статей по вопросам драматургии. М. Ник.
   МАТКОВСКИЙ  (Matkowsky),  Адальберт  (1857  или  1858-16.III.1909)  -
немецкий акт„р. В 1877 М. работал в Дрезденском, в 1886 - в  Гамбургском
т-рах, с 1889 - в Королевском т-ре в Берлине. Драматич, акт„р  романтич.
школы, М. играл гл. обр. в классич. репертуаре. В ролях  Отелло,  Ромео,
Гамлета, Макбета  акт„р  стремился  к  глубокому  внутреннему  раскрытию
образа, пси-хологич. оправданности поступков героев.  В  любовные  сцены
шекспировских трагедий вносил лирич. мягкость. Обладал  могучим  трагич.
темпераментом,   заразительной   эмоциональностью,   насыщал   действием
монологи, делал их ударными местами драмы - рассказ Эдипа об убийстве на
дороге и др.
   Роли: Марк  Антоний  ("Юлий  Цезарь"  Шекспира),  Царь  Эдип  (о.  п.
Софокла,", Кориолан (о. п. Шекспира), Вильгельм Телль (о.  п.  Шиллера),
Карл Моор; Орест ("Ифигения в Тавриде" Г„те), Фауст (о. п. Г„те) и др.
   Лит.: Stein Ph., A. Matkowsky, В. - Lpz. 1904;
   Grube M., A. Matkowsky, B., 1909; B a b J., Kainz und Matkowsky,  B.,
1912.
   МАТКОВСКИЙ, Григорий Игнатьевич (гг. рожд. и смерти неизв.) - русский
акт„р, режисс„р и антрепрен„р. Артистич. деятельность  начал  в  1879  в
антрспризе О. П. Лавровского в Кременчуге. Затем был акт„ром, а с 1885 и
режисс„ром в частных т-рах Смоленска, Екатеринослава, Москвы (Т-р Корша,
1897-98), Киева (Т-р Соловцова, 1902-05), Вильны (Т-р Незло-бина) и  др.
городов. Лучшие роли: Гамлет; Президент ("Коварство и любовь"), Курганов
("Самородок" Ге), Чардын ("Счастливец" Немировича-Данченко). М.  обладал
импозантной наружностью, большим сценич.  опытом.  Его  исполнение  было
отмечено непринужд„нностью. Однако лирич. сцены акт„р играл  с  оттенком
сентиментальности, героические - с нек-рой сухостью и монотонностью.  М.
имел собственные  антрепризы  в  Житомире  (1886),  Риге  (1899),  Киеве
(1905).
   Лит.: газ. "Театр и жизнь",  1885,  16  ноября,  .ј  215;  "Театр  'и
искусство", 1898, ј 49, 1900, .ј 18, 21, 22, 1902, ј 41.
   А. Кл.
   МАТОВА, Александра Константиновна [р. 4  (16).  V.  1888]  -  русская
советская артистка оперы (лирико-драматич. сопрано), вокальный  педагог.
Засл. арт. РСФСР (1937). В 1912 окончила Петерб. консерваторию.  Сценич.
деятельность начала в 1913 в Одессе. В 1916-41- солистка Большого  т-ра.

Страницы: «« « 1470   1471   1472   1473   1474   1475   1476   1477   1478  1479   1480   1481   1482   1483   1484   1485   1486   1487   1488  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия