|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1470 1471 1472 1473 1474 1475 1476 1477 1478 1479 1480 1481 1482 1483 1484 1485 1486 1487 1488 » »» Изольда" и др. Романтич. приподнятостью, яркостью сценич. рисунка
отличались его образы: Ахиор ("Юдифь" Серова), Хозе. Исполнению М.
партий Садко и Левко высокую оценку дал Н. А. Римский-Корсаков. М. в„л
также концертную деятельность. М. Р.
МАТВЕЕВ, Артамон Сергеевич (1625-82) - русский государственный
деятель. Один из образованнейших людей своего времени, большой любитель
т-ра и музыки, М. был инициатором создания и идейным руководителем
первого придворного т-ра в России (организацией т-ра, пост. спектаклей,
обучением акт„ров занимался пастор И. Грегори). Труппа состояла гл. обр.
из детей "иноземцев", живших в Москве, оркестр - из нем. музыкантов и
дворовых людей М. 17 окт. 1672 состоялось первое представление т-ра
"Комедия об Эсфири, или Арта-ксерксово действо" (соч. Грегори совм. с
Рингубером). Спектакль имел большой успех. В 1673 была создана рус.
труппа (26 человек); представления шли (попеременно) на нем. и рус. яз.
После смерти царя Алексея Михайловича (1676) т-р был закрыт, а М. попал
в немилость и был сослан в Пустоз„рский острог. В 1682 М., вернувшись в
Москву, пал жертвой стрелецкого бунта.
Лит.: МорозовП. О., История русского театра до половины XVIII
столетия, т. 1, СПБ, 1889, с. 124-36.
В. Вир.
МАТЕСИС (???????), Антониос (1794-1875) - греческий поэт и драматург.
Творчество М. формировалось в нач. 19 в., в годы подъ„ма нац.-освободит.
движения, под влиянием просветительских идей. М.- автор пьесы "Базилик"
(1832, Любит, т-р, Закинф), первой новогреч. реалистич. социальной
драмы. В этой пьесе М., написанной под влиянием драматургии Шиллера,
сталкиваются два мира - мир бесчеловечной феодальной морали и мир новых
просветительских идеалов. М. использовал также и традиции закинфского
нар. т-ра - сочный диалект, яркие бытовые детали, создал живые образы
простых людей из народа, в острой сатирич. манере показал "блюстителей
порядка". На сцене проф. т-ра пьеса "Базилик" пост. в 1927 в Афинах, в
труппе "Профессиональной школы т-ра", затем в 1935 в афинском Нац. т-ре.
Д. С.
МАТЙНСКИЙ, Михаил Алексеевич (1750- ок. 1820) - русский драматург и
композитор. Род. в семье крепостного крестьянина. Учился в гимназии для
разночинцев при Моск. ун-те. М.- автор либретто (по нек-рым сведениям -
и музыки) оперы "Как пожив„шь, так и прослыв„шь, или Санктпетербургский
Гостиный двор" (пост. 1782 в Петербурге, 1783 в Москве) - одного из
первых развитых образцов рус. комич. оперы. Для новой пост. (1792,
Петербург) М. переделал либретто, музыка была переработана В. А.
Пашкевичем. В опере показан городской (гл. обр. купеческий) быт, есть
характерные массовые сцены (Гостиный двор, девичник). М. приписываются
также комедия "Горбатые" и либретто оперы "Тунисский паша" (музыка
Пашкевича).
Лит.: Прокофьев В. А., Михаил Матинский и его опера
"Санктпетербургский Гостиный двор", в сб.: Музыка и музыкальный быт
старой России, т. 1, Л., 1927; Русская комедия и комическая опера XVIII
века. Ред. текста и вступ. ст. П. Н. Беркова, М.-Л., 1950; Рабинович А.
С., Русская опера до Глинки, [М. ], 1948; История русской музыки в
нотных образцах, под ред. С. Л. Гинзбурга, т. 1, Л. - М., 1940;
БокщанинаЕ. А., О народности музыкального языка и особенности
драматургии оперы М. Ма-тинского "Санкт-Петербургский Гостиный двор".
."Тр. Гос. музыкально-педагогического ин-та им. Гнесиных", 1959, вып. 1,
с. 134.
МАТКОВЯЧ (Matkovic), Мариям (21.??.1915) - югославский (хорватский)
писатель и драматург. Первая пьеса М. "Приключение выпускника Вагнера",
показанная в 1935 в Хорватском Нац. т-ре в За-гребе, была вскоре
запрещена. Драматич. цикл "Игра со смертью" (1955) посвящ„н жизни
загребской интеллигенции перед началом 2-й мировой войны и во время
фашистской оккупации. О событиях, связанных со 2-й мировой войной,
рассказывает пьеса "В конце пути" (1955, Нац. т-р, Белград); пьесы
"Прометей" (1952), "Геракл" и "Ахиллово наследство" на мифологич. сюжеты
посв. проблемам современности. Пьеса "Ярмарка гр„з" (1958, Загреб-ский
драм. т-р), развенчивающая мещанские иллюзии, написана в форме гротеска.
На творчестве М. сказалось влияние модернизма. М.- один из популярных
драматургов Югославии. Автор статей по вопросам драматургии. М. Ник.
МАТКОВСКИЙ (Matkowsky), Адальберт (1857 или 1858-16.III.1909) -
немецкий акт„р. В 1877 М. работал в Дрезденском, в 1886 - в Гамбургском
т-рах, с 1889 - в Королевском т-ре в Берлине. Драматич, акт„р романтич.
школы, М. играл гл. обр. в классич. репертуаре. В ролях Отелло, Ромео,
Гамлета, Макбета акт„р стремился к глубокому внутреннему раскрытию
образа, пси-хологич. оправданности поступков героев. В любовные сцены
шекспировских трагедий вносил лирич. мягкость. Обладал могучим трагич.
темпераментом, заразительной эмоциональностью, насыщал действием
монологи, делал их ударными местами драмы - рассказ Эдипа об убийстве на
дороге и др.
Роли: Марк Антоний ("Юлий Цезарь" Шекспира), Царь Эдип (о. п.
Софокла,", Кориолан (о. п. Шекспира), Вильгельм Телль (о. п. Шиллера),
Карл Моор; Орест ("Ифигения в Тавриде" Г„те), Фауст (о. п. Г„те) и др.
Лит.: Stein Ph., A. Matkowsky, В. - Lpz. 1904;
Grube M., A. Matkowsky, B., 1909; B a b J., Kainz und Matkowsky, B.,
1912.
МАТКОВСКИЙ, Григорий Игнатьевич (гг. рожд. и смерти неизв.) - русский
акт„р, режисс„р и антрепрен„р. Артистич. деятельность начал в 1879 в
антрспризе О. П. Лавровского в Кременчуге. Затем был акт„ром, а с 1885 и
режисс„ром в частных т-рах Смоленска, Екатеринослава, Москвы (Т-р Корша,
1897-98), Киева (Т-р Соловцова, 1902-05), Вильны (Т-р Незло-бина) и др.
городов. Лучшие роли: Гамлет; Президент ("Коварство и любовь"), Курганов
("Самородок" Ге), Чардын ("Счастливец" Немировича-Данченко). М. обладал
импозантной наружностью, большим сценич. опытом. Его исполнение было
отмечено непринужд„нностью. Однако лирич. сцены акт„р играл с оттенком
сентиментальности, героические - с нек-рой сухостью и монотонностью. М.
имел собственные антрепризы в Житомире (1886), Риге (1899), Киеве
(1905).
Лит.: газ. "Театр и жизнь", 1885, 16 ноября, .ј 215; "Театр 'и
искусство", 1898, ј 49, 1900, .ј 18, 21, 22, 1902, ј 41.
А. Кл.
МАТОВА, Александра Константиновна [р. 4 (16). V. 1888] - русская
советская артистка оперы (лирико-драматич. сопрано), вокальный педагог.
Засл. арт. РСФСР (1937). В 1912 окончила Петерб. консерваторию. Сценич.
деятельность начала в 1913 в Одессе. В 1916-41- солистка Большого т-ра.
Страницы: «« « 1470 1471 1472 1473 1474 1475 1476 1477 1478 1479 1480 1481 1482 1483 1484 1485 1486 1487 1488 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |