Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1475   1476   1477   1478   1479   1480   1481   1482   1483  1484   1485   1486   1487   1488   1489   1490   1491   1492   1493  » »»

царь Ф„дор Иоаннович (о.  п.  А.  К.  Толстог  о),  Мудзимура  ("На  той
стороне" Барянова), Курочкин ("Свадьба с  приданым"  Дьяконова),  Кудров
("Совесть"  Чепурина,  Гос.  пр.  СССР,  1951),  Туляга  ("Кто   сме„тся
последним"   Крапивы),   Корзухин    ("Бег"    Булгакова),    Мальво-лио
("Двенадцатая ночь"), Полоний ("Гамлет"), Цыганов ("Варвары"). Е. Ж.
   МАЭЛО (Mahelot), Лоран  (гг.  рожд.  и  смерти  неизв.)  -французский
декоратор. Работал в т-ре  "Бургундский  отель"  (Париж).  Участвовал  в
составлении "Записи многих декораций, служащих для пьес, содержащихся  в
данной книге, начатой Лораном Маэло и  продолженной  Мишелем  Лораном  в
1673 году". В "Записи" содержатся  заметки  о  декорациях,  бутафории  и
машинерии, необходимых для пост. 71 спектакля (47 заметок сопровождаются
карандашными зарисовками декораций). Записи и рисунки М. свидетельствуют
о сочетании в  декорац.  иск-ве  17  в.  элементов  мистериального  т-ра
(симультанные декорации) с постановочными принципами  итал.  т-ра  эпохи
Возрождения (сцена-коробка).
   Соч.: Le memoire  de  Mahelot  Laurent  et  d'autres  decorateurs  de
l'Hotel de Bourgogne et de la Comedie-Francaise au XVII s., pubi. par H.
C. Lancaster, P., 1920.
   Лит.: Мокульский С. С., Вещественное оформление спектакля во  Франции
накануне классицизма, в кн.:
   О  театре,  сб.З,  Л.,  1929;  его   же.   Хрестоматия   по   истории
западноевропейского театра, т. 1,2 изд., М., 1953, отд. IV,  гл.  3.  В.
Мюл.
   МАЭСТРО (итал. maestro, от лат. magister -  на  чальник,  учитель)  -
наименование деятелей разл. областей  иск-ва  (композиторов,  дириж„ров,
живописцев и др.).
   МАЯКОВСКИЙ, Владимир  Владимирович  [7(19).  VII.1893,  село  Багдади
(ныне Маяковски), Грузия,- 14.IV.1930, Москва] - русский советский  поэт
и  драматург.  Род.  в  семье  лесничего.  В  1908   вступил   в   РСДРП
(большевиков), но в 1910 прервал партийную работу.  В  1911  поступил  в
моек. Уч-ще живописи, ваяния и зодчества, где сблизился с  художником  и
поэтом Д .Д. Бурлюком. Вместе с ним и поэтом В.  В.  Хлебниковым  опубл.
манифест рус. футуристов (сб.  "Пощ„чина  общественному  вкусу",  1912).
Здесь же были впервые напечатаны его стихи. M.- не только  великий  поэт
пролетарской  революции,  но   и   наряду   с   М.   Горьким   один   из
основоположников сов. драматургии. К поэтич. деятельности  М.  приш„л  с
ч„тким  социальным  осмыслением  поставленной   задачи:   "Хочу   делать
социалистическое искусство" ("Я сам", в кн.:
   Маяковский В., Полн. собр. соч., т. 1, 1955,  с.  18).  Его  связь  с
футуризмом на первонач. этапе творч. развития объяснялась бунтом  против
"эстетики   старья"   (там   же).   Выступая   с   футуристами    против
симво-листско-акмеистич. поэтики, М. вместе с тем по осн. направленности
своего творчества уже в  ту  пору  противостоял  формалистич.  нигилизму
футуристов. Это нашло выражение в статьях о т-ре  и  кинематографе  и  в
первом драматургич. опыте M. -  трагедии  "Владимир  Маяковский"  (1913,
Петербург, т-р "Луна-парк", пост. автора,  он  же  исполнял  гл.  роль).
Гневный антибуржуазный пафос пронизывал это произведение.  В  гротескных
образах искалеченных "адищем города" людей,  поднятых  на  бунт  поэтом,
звучал, пробиваясь через отвлеч„нную условность действия и усложн„нность
формы, гуманистич. революц. протест против ка пита листич. ми ра.
   Созданная уже после победы Окт. социалистич.  революции  и  посв.  ей
пьеса М. "Мистерия-Буфф" знаменовала новую ступень в творч.  становлении
поэта-драматурга. "Мистерия-Буфф" была  пост.  7  нояб.  1918  на  сцене
Петрогр. коммунального т-ра муз. драмы Мейерхольдом совм. с автором  (М.
исполнял ряд ролей - Человека просто и др.). Пьеса  проникнута  ге-роич.
пафосом утверждения победоносных идей коммунизма, прославлением революц.
народа. Драматург соединил в "Мистерии-Буфф" монументальную эпичность  с
сатирич.  обличением  угнетателей,  изобретательную   метафоричность   с
отточенностью публицистики, использовал  при„мы  нар.  площадного  т-ра,
буффон-ность и эксцентрику. "Мистерия-Буфф" близка  по  своему  стилю  и
духу формам боевой агитац.  работы,  проводившейся  среди  масс  в  годы
гражд. войны.
   Второй вариант пьесы, также  пост.  Вс.  Мейерхольдом  в  Т-ре  РСФСР
Первом (1921), тесно связан с работой М. в РОСТА, как и написанные им  в
1920 агит-пьесы: "А что, если? Первомайские гр„зы в  буржуазном  кресле"
(Студия т-ра Сатиры, Москва, 1920), "Пьеска про попов, кои не  понимают,
праздник  что  такое"  (Театр  революц.  сатиры,  Москва,  1921)  и  др.
Своеобразным сценич. агитплакатом был и написанный совм. с О. М.  Бриком
революц. гротеск "Радио - Октябрь"  (1926,  коллективы  "Синей  блузы").
Свою  следующую  пьесу  феерич.  комедию   "Клоп"   (1929,   Театр   им.
Мейерхольда)   М.   характеризует    как    комедию    публицистическую,
тенденциозную, ставящую себе целью разоблачение сов  р.  мещанства  (см.
там же, т. 12,  1959,  с.  185-90).  Добиваясь  глубокой  типизации,  М.
показал враждебный политич. смысл мещанства.
   В 1929 М. написал пьесу "Баня" (1930, драматич. т-р Гос.  нар.  дома,
Ленинград;  Театр  им.   Мейерхольда,   Москва),   направленную   против
бюрократизма. М. говорил, что "..."Баня" ...агитирует  за  горизонт,  за
изобретательскую инициативу" (там же, с. 199). Изобличение  бюрократизма
в "Бане"  непосредственно  связано  с  той  направленностью  сатиры  М.,
которая нашла сво„  выражение  в  стихотв.  "Прозасе  давшиеся",  высоко
оцен„нном  В.  И.  Лениным  (см.  речь  "О  международном  и  внутреннем
положении Советской республики", 1922, в кн.: Соч., т. 33, с. 197).
   Новаторская театр. поэтика М. утверждала силу и художеств.  богатство
метода социалистич.  реализма  и  в  то  же  время  развивала  передовые
традиции рус. драматургии критич. реализма, в  первую  очередь  традиции
Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Сухово-Кобыли-на. Стремясь к созданию образов
масштабных,   резко   обозначенных,   раскрывающих   сущность   явления,
показывающих подлинно партийную позицию  автора,  М.  боролся  за  театр
действенной публицистич. мысли, яркой сценич.  формы.  "Попытка  вернуть
театру зре-лищность, попытка сделать подмостки трибуной -  в  этом  суть
моей театральной работы",- утверждал поэт (Маяковский  В.,  Полн.  собр.
соч., т. 12, с. 200). Драматургия М., как и вс„ его творчество, является
могучим орудием воспитания масс в духе коммунизма.
   Интерес к драматургии М. с новой силой вспыхнул с сер. 50-х  гг.  Это
было связано с борьбой  за  расширение  средств  и  возможностей  иск-ва
социалистич. реализма. В эти годы пьесы М. были пост. на сцене мн.  сов.
и зарубежных т-ров (см. "Баня", "Клоп", "Мисте-рия-Буфф").
   М.  писал  также  для  цирка:  цирковое  антре  "Чемпионат  всемирной
классовой борьбы" (1920, 2-й Моск. госцирк), пантомима-феерия (названная
М." героической меломимой") "Москва горит (1905 год)" (1930,  1-й  Моск.

Страницы: «« « 1475   1476   1477   1478   1479   1480   1481   1482   1483  1484   1485   1486   1487   1488   1489   1490   1491   1492   1493  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия