|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1477 1478 1479 1480 1481 1482 1483 1484 1485 1486 1487 1488 1489 1490 1491 1492 1493 1494 1495 » »» приподнятостью, стремлением воплотить революц. героику. С 1925 пишет
сценарии для кино: "Рядовой Александр Матросов" (1947), "Наш двор"
(1954). Особой популярностью пользуются фильмы по сценариям М. "Солдат
Иван Бровкин" (1954) и "Иван Бровкин на целине" (1958).
'Соч.: Пьесы, М., 1955; Пьесы, Тбилиси, 1959 (на груз. я3-)- Вл. П.
МДИВАНИ, Ираклий Давидович [р. 17(30).IX. 1907] -грузинский советский
художник. Засл. художник Груз. ССР (1961). В 1930 окончил Тбилисскую
академию художеств (класс Е. Лансере). С 1931 работал в драм. т-рах
Груз. ССР, с 1930 - в Груз. т-ре кукол (гл. художник). Здесь М. оформил
спектакли: "Волшебная лампа Аладина" Гернет, "Нукри" по Важа Пшавела,
"Кот в сапогах" Браусевича, "Приключения Буратино" по А. Толстому и др.
МЕГВИНЕТ-УХУЦЕСИ, Константин (Котэ) Васильевич [р. 15(27).XI.1891 ] -
грузинский советский композитор, педагог, музыковед. Засл. деят. иск-в
Груз. ССР (1946). В 1913 окончил Петерб. консерваторию (класс композиции
А. К. Лядова). Автор опер:
"Амирани" (1927), "Партизаны" ("1905 год") (1931, Т-р оперы и балета
им. Палиашвили), "Давид Гура-мишвили", "Свадьба Бекины" (1955, Т-р оперы
и балета им. Палиашвили); балетов: "Девушка из Чани" (1947), "Элвара".
М.-У. написал музыку ко мн. спектаклям груз. драм. т-ров и др. произв.
Автор ряда науч. трудов по истории рус. и зап.-европ. муз. т-ра. В
1928-37 преподавал муз.-теоретич. предметы в Тбилисской консерватории (с
1932-проф.). С 1943 вед„т педагогич. работу в Груз. театр. ин-те.
Лит.: Чхиквадзе Г., Советские композиторы Грузии, Тбилиси, 1956 (на
груз. яз.); Грузинская муз. культура. [Сб. статей], М., 1957. Э. М., Л.
Ц.
МЕГЙШЬ (правильнее- Меюль; Mehui), Этьенн Никола (22.VI.1763 - 18.X.
1817) - французский композитор. Член Института Франции (с 1795). Уже в
возрасте 10 лет играл на органе в монастыре в Живе; учился музыке в
аббатстве Лаваль-Дь„. В 1779 переехал в Париж, где близко познакомился с
Глюком, который дал ему ценные советы по драматургии оперы. В 1790 была
пост. опера М. "Евфросина и Корадин" (Итал. т-р, Париж). Эта опера
следует глюковскому направлению в муз. т-ре; в ней сказалось стремление
М. к драматич. правде. Опера была восторженно встречена публикой и
музыкантами. М. принадлежат оперы: "Стратоника" (1792; т-р "Опера
комик", Париж), "Гораций Коклес" (1794, т-р "Опера"), "Пещера" (1795,
т-р "Опера комик"), "Арио-дант" (1799, там же), "Два слепца из Толедо"
(1806, там же) и мн. др. Вершина творчества M.- опера "Иосиф" (1807, т-р
"Опера комик"), обошедшая сцены всего мира. На сцене т-ра "Опера"
ставились 4 балета М.: "Суд Париса" (1793), "Страсть к танцам" (1800),
"Дафнис и Пандроза" (1803), "Персей и Андромеда" (1811). М. написал
увертюру и хоры к трагедии М. Ж. Шенье "Тимолеон" (1794). Произв. М.
написаны б. ч. в жанре комич. оперы, но в их музыке звучат патетика и
драматизм, свойственные его эпохе - эпохе франц. бурж. революции конца
18 в. М. обогатил музыку гар-монич. и тембровыми находками. Он
использовал в своих операх развитую систему лейтмотивов ("Арио-дант"),
М. писал музыку для хоров, массовых революц. празднеств ("Гимн Разуму",
1793, и др.). С 1795 был одним из инспекторов Парижской консерватории.
Лит.: Р а д и г е А., Французские музыканты эпохи Великой франц.
революции, пер. с франц., М., 1934; Б ю-к е н Э., Героический стиль в
опере, пер. с нем., М., 1936;
Poupin A" Mehui, P., 1893; Вгапсоиг R., Mehul. Biographie critique.
P., 1912. Ал. М.
"МЕДАНСКАЯ ГРУППА" (Le groupe de Medan)- группа французских писателей
и драматургов, возглавлявшаяся Э. Золя. В "М. г." входили Г. Мопассан,
Ж. К. Гюисманс, А. Сеар, Л. Энник, П. Алексис. Сво„ назв. получила от
сб. новелл "Меданские вечера", выпущенного ими в 1880. Являясь
последователями теории натурализма Золя в области прозы, члены "М. г."
развивали взгляды Золя на драматургию и т-р, высказанные им в работе
"Натурализм в театре". Участников "М. г." объединяло требование
подлинности описываемых событий, точности их воспроизведения, стремление
к детальному, иногда излишне кропотливому анализу характера человека, к
перенесению на сцену мельчайших подробностей жизни. Творч. устремления
"М. г." были близки реж. А. Антуану в первые годы деятельности
Свободного т-ра.
Лит.: Deffoux L.,Zavie E.,Le groupe de Medan, P., 1920, nouv. ed.,
[1924]; Antoine A., Mes souvenirs sur le Theatre Libre, P., 1921. Я. Рж.
МЕДВЕДЕВ (наст. фам. -Бернштейн), Михаил Ефимович
[8(20).VII.1852-8.VIII.1925] - русский артист оперы (тенор), педагог. В
1881 окончил Моск. консерваторию. С того же года - солист оперного т-ра
в Киеве. Пел также в Харькове, Одессе,
Казани, Тифлисе и др. городах. Сезон 1891-92 M. выступал в Большом
т-ре: Синодал; Собинин ("Иван Сусанин"), Герман; Отелло (о. п. Верди),
Васко да Гама ("Африканка" Мейербера). Осенью 1892 переш„л в Мариинский
т-р; партии: Финн ("Руслан и Людмила"), Хозе; Иоанн ("Пророк" Мейербера)
и др. Вскоре М. оставил каз„нную сцену. Гастролировал в провинции.
Возглавлял оперные труппы, выступавшие в приволжских городах, на Украине
и юге России. В 1898-1900 с успехом выступал в США. У М. был красивый
голос несколько горлового тембра, он обладал большим драма тич.
дарованием. Первый исполнитель партии Ленского (в спектакле учащихся
Моск. консерватории в Малом т-ре, 1879), впервые пел партию Германа в
Киеве и Москве.
М. в„л педагогич. работу: в 1901-05 - педагог (с 1903 - проф.)
Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва, с 1915 - проф. Саратовской
консерватории. В числе учеников M. - Г. С. Пирогов.
Лит.: Михаил Ефимович Медведев. Очерк двадцатилетней артистич.
деятельности. 1881-1901, Киев, 1901; Щ е п-кина-Куперник Т.Л., Театр в
моей жизни, M.-Л., 1948, с. 47-48; Я р о н С., Воспоминания о театре,
Киев, 1898, с. 328-30, 353, 357 и др.; Л е в и к С. Ю., Записки оперного
певца, М., 1962, с. 92--110 и др.
МЕДВЕДЕВ, Николай Александрович [р. 14(26). Х.1898] - русский
советский режисс„р, акт„р, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1945).
Творч. деятельность начал в 1915 в Екатеринбурге как акт„р. С 1918 вед„т
режисс„рскую работу. В 1931-39 возглавлял т-ры в Ульяновске, Пензе,.
Ярославле, Оренбурге, Волгограде, в 1939-45 - Иркутске, в 1945-49 -
Казани, 1949-55 - Челябинске. В 1955-59 - режисс„р Челябинского т-ра. С
1961 - гл. режисс„р Челябинской студии телевидения. Вед„т педагогич.
работу (с 1934). Спектакли, пост. М., отличаются ясностью мысли, сценич.
культурой; большое внимание уделяет М. слову.
Спектакли: "Мой друг" Погодина (1933, Пензенский т-р), "Гибель
эскадры" (1935, Ярославский т-р), "Борис Годунов" (1937, Оренбургский
Страницы: «« « 1477 1478 1479 1480 1481 1482 1483 1484 1485 1486 1487 1488 1489 1490 1491 1492 1493 1494 1495 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |