|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1485 1486 1487 1488 1489 1490 1491 1492 1493 1494 1495 1496 1497 1498 1499 1500 1501 1502 1503 » »» программе "Театрального Октября", провозглаш„нной В. Э. Мейерхольдом.
Стремление связать т-р с революционной современностью сочеталось с
утверждением особой формы, связанной в первоистоках с футуризмом. Эти
тенденции особенно ярко сказались в спектакле "Великодушный рогоносец"
Кроммелинка (1922), построенном на принципах "биомеханики", и в пост.
"Смерти Тарелкина" Сухово-Кобылина (1922).
Стремление Мейерхольда к созданию спектаклей, органически связанных с
современностью, действен' ных, публицистически острых, отч„тливо
проявилось в спектаклях: "Рычи, Китай!" Третьякова (1926, реж. В.
Ф„доров), к-рый А. В. Луначарский назвал агитационно-мощным; "Клоп"
(1929), "Баня" (1930); "Выстрел" Безыменского (1929, реж. бригада - В.
Зайчиков, С. Кезиков, А. Нестеров, Ф. Бондаренко, под рук. Мейерхольда),
"Последний решительный" Вишневского (1931), "Вступление" Германа (1933).
Многие из этих спектаклей имели важное значение для развития сов. т-ра.
Здесь впервые получила сценич. воплощение драматургия Маяковского, в
спектакле "Последний решительный" наметился жанр "оптими-стич.
трагедии".
Но в репертуаре т-ра были и спектакли, отражавшие внутр.
противоречивость идейно-художеств. программы Мейерхольда. В пост. пьес,
трактующих проблему интеллигента в революции, был ряд интересных образов
и сценич. находок. Однако спектакль "Учитель Бубус" А. Файко (1925) был
отмечен формальной изощр„нностью, а в спектаклях "Командарм 2" И.
Сельвинского (1929) и "Список благодеяний" Ю. Олеши (1931) т-р не
преодолел идейные противоречия драматургии.
Сложными и противоречивыми были обращения т-ра к рус. классич.
драматургии - "Лес" (1924), "Ревизор" (1926), "Горе уму" ("Горе от ума",
1928); "Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина (1933), спектакль "33
обморока", включавший "Предложение", "Медведь", "Юбилей" Чехова (1935).
Так, гиперболизм Гоголя осложнялся и частично утрачивал свою реа-листич.
первооснову благодаря введению мотивов, шедших от символистского
истолкования комедии.
В спектаклях т-ра важное значение имела музыка, определяющая
эмоциональное начало и являющаяся конструктивным элементом сценич.
действия. Постепенно в его спектаклях вс„ большее значение приобретало
раскрытие внутр. мира персонажей. Это сказалось в пост. "Дамы с
камелиями" Дюма (1934).
Коллектив, вся деятельность к-рого властно и энергично направлялась
Мейерхольдом, располагал яркими, своеобразными акт„рами. В труппе т-ра
были:
М. И. Бабанова, Н. И. Боголюбов, Э. П. Гарин, М. И. Жаров, В. Ф.
Зайчиков, И. В. Ильинский, С. А. Мартинсон, Д. Н. Орлов, Н. П. Охлопков,
З.Н. Райх, Л. Н. Свердлин, А. А. Темерин, Е. А. Тяп-кина, М. Иь Цар„в,
М. М. Штраух, В. Н. Яхонтов и др. В т-ре выросли режисс„ры - Л. В.
Варпахов-ский, Б. И. Равенских, В. Ф. Ф„доров, П. В. Цет-нерович И. Ю.
Шлепянов, Н. В. Экк.
Трудности в творч. развитии т-ра, связанные со сложным процессом
переоценки руководителем т-ра своего художеств. опыта, стремлением
преодолеть проявления формализма, желанием сблизиться с принципами К. С.
Станиславского, особенно отч„тливо обозначились в сер. 30-х гг. Тяжело
сказалось в деятельности т-ра в эту пору и ослабление контактов с
передовой сов. драматургией (достигшей в эти годы значит, успехов), со
зрителем. В 1938 т-р был закрыт. Сведение деятельности т-ра только к
ошибкам, оценка т-ра как политически враждебного сов. действительности,
выдвинутая для обоснования его закрытия, искажала объективно-историч.
значение деятельности т-ра в духе субъективистского произвола,
порожд„нного периодом культа личности Сталина.
Лит. см. при ст. Мейерхольд В. Э. Б. Рос. М‚ЙНИНГЕНСЕИЙ ТЕАТР -
немецкий театр. Создан в Мейнингене, столице Саксен-Мейнингенского
герцогства (здание построено в 1831). Первоначально здесь работали
оперная и драм. труппы, с 1861 - только драматическая. В 1860 т-р стал
придворным, с 1871 (после создания Герм. империи) - городским. Период
наибольшей известности М. т. связан с деятельностью герцога Георга II и
реж. Л. Кронека. С 1866 Георг II начал заниматься активной театр.
деятельностью. Его ближайшим помощником была актриса Э. Франц
(впоследствии жена герцога). Франц ведала репертуаром М. т. и работала с
акт„рами. Георга II привлекала гл. обр. художественно-оформит. часть,
ему принадлежали мн. эскизы костюмов и декораций. В 1866 в. т-р приш„л
Кронек, ставший гл. режисс„ром т-ра. Руководители т-ра, опираясь на
традиции режиссуры Ф. Дингелъштедта, Э. Девриента, Ч. Кипа и др.,
осуществили ряд сценических реформ. Репертуар т-ра составляла гл. обр.
классич. драматургия. Главенствующее положение в М. т. занимал режисс„р,
который в результате длительных репетиций добивался слаженности всех
элементов спектакля, исторической точности образов, декораций, костюмов,
бутафории и пр. С особой тщательностью ставились массовые сцены. В
театре был создан штат статистов, толпа в спектакле разбивалась на
маленькие группы, возглавлявшиеся акт„рами. В М. т. утверждались
принципы ансамбля, руководители театра боролись с премьерством отдельных
крупных акт„ров, внешней виртуозностью, господствовавшими на немецкой
сцене во 2-й пол. 19 в. Спектакли отличались высокой постановочной
культурой, но режисс„ры уделяли мало внимания раскрытию дарования
отдельных исполнителей. Этим объясняется отсутствие (или недолгое
пребывание) в т-ре крупных акт„ров.
Кронеку принадлежала мысль об организации гастрольных поездок т-ра,
к-рые должны были дать материальные средства, возможность ограничивать
репертуар небольшим количеством пьес. Гастрольный репертуар т-ра состоял
из 41 пьесы, гл. место занимали Шиллер ("Дон Карлос", "Мария Стюарт",
"Вильгельм Телль", "Мессинская невеста", "Орлеанская дева",
"Разбойники", "Лагерь Валленштейна" и др.), Шекспир ("Гамлет",
"Укрощение строптивой". "Юлий Цезарь", "Макбет", "Зимняя сказка", "Ромео
и Джульетта", "Венецианский купец", "Двенадцатая ночь"). Ставились также
пьесы Бь„рнсона ("Между битвами"), Г„те ("Ифигения в Тавриде"), Линднера
("Кровавая свадьба, или Варфоломеевская ночь"), Мольера ("Мнимый
больной"), Клейста ("Кетхен из
Хейльбронна", "Битва в Тевтобургскомлесу"), Ибсена ("Претенденты на
престол"), Грильпарцера ("Праматерь") и др.
В 1874-90 т-р систематически гастролировал: посетил Англию,
Голландию, Бельгию, скандинавские страны, Египет, Венгрию, Польшу, в
1885 и 1890 выступал в России. К. С. Станиславский высказал свои
впечатления о М. т. в кн. "Моя жизнь в искусстве". Отмечая высокую
режисс„рскую культуру М. т., он выражал опасение, что режисс„рский
Страницы: «« « 1485 1486 1487 1488 1489 1490 1491 1492 1493 1494 1495 1496 1497 1498 1499 1500 1501 1502 1503 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |