Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1485   1486   1487   1488   1489   1490   1491   1492   1493  1494   1495   1496   1497   1498   1499   1500   1501   1502   1503  » »»

программе "Театрального Октября", провозглаш„нной  В.  Э.  Мейерхольдом.
Стремление связать  т-р  с  революционной  современностью  сочеталось  с
утверждением особой формы, связанной в первоистоках  с  футуризмом.  Эти
тенденции особенно ярко сказались в спектакле  "Великодушный  рогоносец"
Кроммелинка (1922), построенном на принципах "биомеханики",  и  в  пост.
"Смерти Тарелкина" Сухово-Кобылина (1922).
   Стремление Мейерхольда к созданию спектаклей, органически связанных с
современностью,  действен'  ных,   публицистически   острых,   отч„тливо
проявилось в  спектаклях:  "Рычи,  Китай!"  Третьякова  (1926,  реж.  В.
Ф„доров), к-рый А.  В.  Луначарский  назвал  агитационно-мощным;  "Клоп"
(1929), "Баня" (1930); "Выстрел" Безыменского (1929, реж. бригада  -  В.
Зайчиков, С. Кезиков, А. Нестеров, Ф. Бондаренко, под рук. Мейерхольда),
"Последний решительный" Вишневского (1931), "Вступление" Германа (1933).
Многие из этих спектаклей имели важное значение для развития сов.  т-ра.
Здесь впервые получила сценич.  воплощение  драматургия  Маяковского,  в
спектакле   "Последний   решительный"   наметился   жанр   "оптими-стич.
трагедии".
   Но  в  репертуаре  т-ра   были   и   спектакли,   отражавшие   внутр.
противоречивость идейно-художеств. программы Мейерхольда. В пост.  пьес,
трактующих проблему интеллигента в революции, был ряд интересных образов
и сценич. находок. Однако спектакль "Учитель Бубус" А. Файко (1925)  был
отмечен формальной  изощр„нностью,  а  в  спектаклях  "Командарм  2"  И.
Сельвинского (1929) и  "Список  благодеяний"  Ю.  Олеши  (1931)  т-р  не
преодолел идейные противоречия драматургии.
   Сложными и  противоречивыми  были  обращения  т-ра  к  рус.  классич.
драматургии - "Лес" (1924), "Ревизор" (1926), "Горе уму" ("Горе от ума",
1928);  "Свадьба  Кречинского"  Сухово-Кобылина  (1933),  спектакль  "33
обморока", включавший "Предложение", "Медведь", "Юбилей" Чехова  (1935).
Так, гиперболизм Гоголя осложнялся и частично утрачивал свою реа-листич.
первооснову  благодаря  введению  мотивов,  шедших   от   символистского
истолкования комедии.
   В  спектаклях  т-ра  важное  значение  имела   музыка,   определяющая
эмоциональное  начало  и  являющаяся  конструктивным  элементом  сценич.
действия. Постепенно в его спектаклях вс„ большее  значение  приобретало
раскрытие  внутр.  мира  персонажей.  Это  сказалось  в  пост.  "Дамы  с
камелиями" Дюма (1934).
   Коллектив, вся деятельность к-рого властно и  энергично  направлялась
Мейерхольдом, располагал яркими, своеобразными акт„рами. В  труппе  т-ра
были:
   М. И. Бабанова, Н. И. Боголюбов, Э. П. Гарин,  М.  И.  Жаров,  В.  Ф.
Зайчиков, И. В. Ильинский, С. А. Мартинсон, Д. Н. Орлов, Н. П. Охлопков,
З.Н. Райх, Л. Н. Свердлин, А. А. Темерин, Е. А. Тяп-кина, М.  Иь  Цар„в,
М. М. Штраух, В. Н. Яхонтов и др. В  т-ре  выросли  режисс„ры  -  Л.  В.
Варпахов-ский, Б. И. Равенских, В. Ф. Ф„доров, П. В. Цет-нерович  И.  Ю.
Шлепянов, Н. В. Экк.
   Трудности в творч. развитии  т-ра,  связанные  со  сложным  процессом
переоценки  руководителем  т-ра  своего  художеств.  опыта,  стремлением
преодолеть проявления формализма, желанием сблизиться с принципами К. С.
Станиславского, особенно отч„тливо обозначились в сер. 30-х  гг.  Тяжело
сказалось в деятельности т-ра  в  эту  пору  и  ослабление  контактов  с
передовой сов. драматургией (достигшей в эти годы значит,  успехов),  со
зрителем. В 1938 т-р был закрыт. Сведение  деятельности  т-ра  только  к
ошибкам, оценка т-ра как политически враждебного сов.  действительности,
выдвинутая для обоснования его  закрытия,  искажала  объективно-историч.
значение  деятельности  т-ра   в   духе   субъективистского   произвола,
порожд„нного периодом культа личности Сталина.
   Лит. см. при ст. Мейерхольд В.  Э.  Б.  Рос.  М‚ЙНИНГЕНСЕИЙ  ТЕАТР  -
немецкий  театр.  Создан  в  Мейнингене,  столице  Саксен-Мейнингенского
герцогства (здание  построено  в  1831).  Первоначально  здесь  работали
оперная и драм. труппы, с 1861 - только драматическая. В 1860  т-р  стал
придворным, с 1871 (после создания Герм. империи)  -  городским.  Период
наибольшей известности М. т. связан с деятельностью герцога Георга II  и
реж. Л. Кронека. С  1866  Георг  II  начал  заниматься  активной  театр.
деятельностью.  Его  ближайшим  помощником   была   актриса   Э.   Франц
(впоследствии жена герцога). Франц ведала репертуаром М. т. и работала с
акт„рами. Георга II привлекала гл.  обр.  художественно-оформит.  часть,
ему принадлежали мн. эскизы костюмов и декораций. В 1866 в.  т-р  приш„л
Кронек, ставший гл. режисс„ром  т-ра.  Руководители  т-ра,  опираясь  на
традиции режиссуры Ф.  Дингелъштедта,  Э.  Девриента,  Ч.  Кипа  и  др.,
осуществили ряд сценических реформ. Репертуар т-ра составляла  гл.  обр.
классич. драматургия. Главенствующее положение в М. т. занимал режисс„р,
который в результате длительных  репетиций  добивался  слаженности  всех
элементов спектакля, исторической точности образов, декораций, костюмов,
бутафории и пр. С  особой  тщательностью  ставились  массовые  сцены.  В
театре был создан штат  статистов,  толпа  в  спектакле  разбивалась  на
маленькие  группы,  возглавлявшиеся  акт„рами.  В  М.  т.   утверждались
принципы ансамбля, руководители театра боролись с премьерством отдельных
крупных акт„ров, внешней виртуозностью,  господствовавшими  на  немецкой
сцене во 2-й пол.  19  в.  Спектакли  отличались  высокой  постановочной
культурой,  но  режисс„ры  уделяли  мало  внимания  раскрытию  дарования
отдельных  исполнителей.  Этим  объясняется  отсутствие  (или   недолгое
пребывание) в т-ре крупных акт„ров.
   Кронеку принадлежала мысль об организации гастрольных  поездок  т-ра,
к-рые должны были дать материальные средства,  возможность  ограничивать
репертуар небольшим количеством пьес. Гастрольный репертуар т-ра состоял
из 41 пьесы, гл. место занимали Шиллер ("Дон  Карлос",  "Мария  Стюарт",
"Вильгельм   Телль",   "Мессинская    невеста",    "Орлеанская    дева",
"Разбойники",  "Лагерь  Валленштейна"   и   др.),   Шекспир   ("Гамлет",
"Укрощение строптивой". "Юлий Цезарь", "Макбет", "Зимняя сказка", "Ромео
и Джульетта", "Венецианский купец", "Двенадцатая ночь"). Ставились также
пьесы Бь„рнсона ("Между битвами"), Г„те ("Ифигения в Тавриде"), Линднера
("Кровавая  свадьба,  или  Варфоломеевская  ночь"),   Мольера   ("Мнимый
больной"), Клейста ("Кетхен из
   Хейльбронна", "Битва в Тевтобургскомлесу"), Ибсена  ("Претенденты  на
престол"), Грильпарцера ("Праматерь") и др.
   В  1874-90  т-р   систематически   гастролировал:   посетил   Англию,
Голландию, Бельгию, скандинавские страны,  Египет,  Венгрию,  Польшу,  в
1885 и 1890  выступал  в  России.  К.  С.  Станиславский  высказал  свои
впечатления о М. т. в кн.  "Моя  жизнь  в  искусстве".  Отмечая  высокую
режисс„рскую культуру М.  т.,  он  выражал  опасение,  что  режисс„рский

Страницы: «« « 1485   1486   1487   1488   1489   1490   1491   1492   1493  1494   1495   1496   1497   1498   1499   1500   1501   1502   1503  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия