Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1486   1487   1488   1489   1490   1491   1492   1493   1494  1495   1496   1497   1498   1499   1500   1501   1502   1503   1504  » »»

деспотизм может заглушить свободное развитие акт„рского творчества.
   В 1891 умер Кронек, Георг  II  не  захотел  заменить  его  кем-нибудь
другим и прекратил гастроли, считая задачи М. т.  выполненными.  К  сер.
90-х гг. М. т. постепенно утратил сво„ значение.
   Лит.: Б а р н а и Л., Отрывки воспоминаний, пер.  П.  П.  Немвродова,
"Библиотека театра  и  искусства",  1904,  кн.  22-23;  Веселовский  А.,
Представления мейнин-генской труппы, "Артист", 1890, ј 7;  Станиславский
К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1,  М.,  1954,  с.  129-32;
Островский А. Н., Соображения и выводы по поводу  Мейнингенской  труппы,
"Театр", 1939, ј 1;
   G r u b e M., Geschichte der Meininger, Stuttg.-[u. a.], 1926.
   МЕЙСЛЬ (Meisl), Карл (30.VII.1775-8.X.1853) - австрийский  драматург.
Один из создателей венской нар. комедии. С 1801 пьесы  М.  шли  в  т-pax
Вены - в "Леопольдштадттеатре" и "Йозефштадттеатре". М.  писал  в  разл.
жанрах: комедии, либретто для зингшпи-лей,  пародии  (на  англ.  и  нем.
драмы), фарсы. Все эти пьесы отличаются непринужд„нной,  л„гкой  манерой
изложения,  в  нек-рых  из  них  наряду  с  реальными  людьми  действуют
аллегорич. и мифологич. персонажи.
   М. написал пьесы: пародии - "Орфей и Эвридика, или  Так  приходят  на
Олимп"  (1813),  "Похищение  принцессы  Европы"  (1816),   "Призрак   на
бастионе" (1819), "Фея из Франции, или Любовные мучения  одного  старого
холостяка" (1821), "Фрау Ахндл" (1817,  пародия  на  пьесу  Грильпарцера
"Родоначальница"), "Вес„лый Фриц, или Спи, смотри сны, вставай, одевайся
и становись лучше!" (1818, пародия на  драму  К.  Ф.  ван  дер  Вельде),
"Шестьдесят минут  после  двенадцати  часов"  (1823,  пародия  на  англ.
мелодрамы), "День в Вене" (1823), "Приключения одного настоящего пошляка
в Вене" (1820), "Гизела фон Бауерн,  первая  королева  венгров"  (1825),
"Адам Бюнкерл и девушка Катерл, или  Неприятности  одного  счастливчика"
(1829). Ал. С.
   МЕЙСТЕРЗИНГЕРЫ (Meistersinger,  букв.  -  мастера-певцы)  -  немецкие
поэты и певцы из среды цеховых ремесленников (14-16 вв.). Названы так  в
отличие от миннезингеров  -  представителей  рыцарской  лирики.  Расцвет
творчества М.- 1-я  пол.  16  в.  Крупнейшие  школы  М.  существовали  в
Нюрнберге, Аугсбурге, Страсбурге - развитых центрах торговли и кустарной
промышленности. Творчество М. было  регламентировано  обширными  сводами
правил (в 14-15  вв.  допускались  только  религ.  темы,  позднее  также
светские); устраивались состязания М. Быт М.  воссоздан  Р.  Вагнером  в
опере "Нюрнбергские мейстерзингеры" (там же  он.  высмеял  их  мещанский
педантизм). С творчеством М. связано развитие нем. бюргерского т-ра  (те
же сюжеты, облеч„нные в диа-логич. форму). Нюрнберг выдвинул драматургов
- Г. Фольца, Г. Розенплюта, Г. Сакса. Для иск-ва М. на  начальном  этапе
развития  бюргерского  т-ра  в  Германии  характерен  бытовой   реализм,
изображение повседневной жизни. Даже сюжеты из прошлых  эпох  и  дал„ких
стран М. переводили в привычный для них  быт.  Пьесы  М.  были  написаны
характерным размером нем. стихов - книттельферзом (четырехстопный стих).
Сюжеты их заимствовались частью из нар. шванков и анекдотов,  частью  из
классич. лит-ры (Боккаччо и др.). Наиболее характерны для творчества  М.
жанры: фастнахтшпили (масленичные представления), фарсы.
   Лит.: Гвоздев А. А., Из истории театра и драмы, П., 1923; Хрестоматия
по истории зап.-европ. театра. Сост. и редакция С. С. Мокульского, т. 1,
2 изд., М., 1953; П у-р и ш е в Б., Очерки немецкой  литературы  XV-XVII
вв., М.,  1955;  История  зап.-европ.  театра,  под  общей  ред.  С.  С.
Мокульского, т. 1, 2 изд., М., 1956; Сакс Г., Избранное, [пер. с  нем.],
М.-Л., 1959; История нем. литературы, т.  1,  М.,  1962;  Puschmann  A.,
Grundlicher Bericht
   des  deutschen  Meistergesangs  (1571),  Halle/S.,  1888;  Nagel  W.,
Studien zur Geschichte der Meistersanger, Langensaiza 1909. АЛ. М.
   "МЕЙСТЕРЗИНГЕРЫ"   -   опера   Р.    Вагнера    (см.    "Нюрнбергские
мейстерзингеры"),
   М‚ЙСФИЛД (Masefield).  Джон  (р.  1.  VI.  1878)  --английский  поэт,
драматург. С 1897 начал работать журналистом  в  Лондоне.  Первую  пьесу
"Чудо в Кэмп-дене" написал в 1907. М. писал бытовые драмы,  изображающие
жизнь людей из низов,- "Трагедия  Нэн"  (1908,  "Роялти  т-р",  Лондон);
историч.  драмы  -  "Трагедия  Помпея  Великого"  (1910,  т-р  "Олдуич",
Лондон), "Король Филипп";  трагедии  на  библейские  темы  -  "Осуждение
Иисуса" (1925), "Королевская дочь" (1923); пьесы на фантастич. сюжеты  -
"Ведьма" (1911, т-р  "Корт",  Лондон),  "Меллони  Холтспер"  (1922,  т-р
"Сент-Мартинс",  Лондон).  Поч„тный  доктор  лит-ры  Оксфордского  ун-та
(1922).
   С  о  ч.:  The  poems  and  plays,  v.  1-2,  N.  Y.,  1918;  William
Shakespeare. A critical essay, L., 1911; A Macbeth production, L., 1945;
в рус. пер.- Пьесы. Предпсл. и ред. К. И. Чуковского, П.-М., 1923.
   Лит.: H a m i l t o n W. H., J.  Masefield:  a  critical  studv,  L.,
1922; Strong L. A. G., J. Masefield, L.. 1952. ф.К.
   М‚ЙТУС, Юлий Сергеевич  [р.  15(28).1.1903]  -ук  раинский  советский
композитор. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1944) и Укр. ССР  (1948).  Чл.
Коммунп-стич. партии с 1954. В 1923-31 учился в  Харьковском  муз.-драм.
ин-те по  классу  композиции  С.  С.  Богатыр„ва.  Одновременно  работал
концертмейстером  оперного  т-ра  (1923)  и  зав.   муз.   частью   т-ра
Пролеткульта (1924) в Харькове.  Написал  оперы:  "Молодая  гвардия"  по
Фадееву (1947, Т-р оперы и балета им.  Шевченко;  1950,  Ленингр.  Малый
оперный т-р; Гос. пр. СССР, 1951), "Перекоп" (1939, Т-р оперы  и  балета
им. Шевченко), "Гайдамаки" (1941) (обе совм. с  Ры-бальченко  и  Тицем),
"Заря над Двиной" (1955, Т-р оперы и балета им.  Шевченко),  "Украденное
счастье" (1960). На основе туркм. муз. фольклора написаны оперы "Абадан"
(совм. с А. Кулиевым;  1943,  Туркм.  т-р  оперы  и  балета),  "Лейли  и
Меджнун" (совм. с Д. Овезовым; 1946, там же), "Махтум-кулн"  (1962,  там
же). М. писал музыку к драматич. спектаклям, в т.  ч.  к  пьесам  А.  Е.
Корнейчука "Гибель эскадры", "Платон Кречет" и др. соч.
   Лит.: [Ш лифштейн С.],  "Молодая  гвардия"  Ю.  Мей-туса,  "Советская
музыка", 1949, ј 10, с. 22-24; А р х и м о-в и ч Л.,  "Молодая  гвардия"
Ю. Мейтуса, в сб.: Из истории русско-украинских муз. связей,  М.,  1956.
М. Зае.
   МЕКСИКАНСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ.
   У индейцев до исп. завоевания (1519-21)  существовали  песни,  поэмы,
гимны, исполнявшиеся во время религиозно-культовых  праздников.  Позднее
появились пантомимич. представления, в к-рые  в  дальнейшем  был  введ„н
текст. Это были ритуальные представления -  трагедийные  (на  мифологич.
сюжеты)  и  комедийно-сатирические.   Сохранилась   одна   из   арха-ич.
пьес-трагедия-танец "Рабинал Ачи" (на  яз.  майя)  о  воителе  Рабинале.

Страницы: «« « 1486   1487   1488   1489   1490   1491   1492   1493   1494  1495   1496   1497   1498   1499   1500   1501   1502   1503   1504  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия