Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1492   1493   1494   1495   1496   1497   1498   1499   1500  1501   1502   1503   1504   1505   1506   1507   1508   1509   1510  » »»

эффектов.  Крупнейшие  рус.  акт„ры,  выступавшие   в   М.,   стремились
преодолеть  идейные  и  художеств.  недостатки  этого   жанра,   развить
элементы, сближающие М. с романтич. драмой. П. С. Мочалов, играя  в  М.,
вносил в характеристику героев более демократическое  содержание,  черты
романтич. бунтарства. М.  С.  Щепкин,  А.  Е.  Мартынов  в  ряде  ролей,
созданных в М., раскрывали душевную красоту  "маленького"  человека.  М.
сохранялась в репертуаре дореволюционного театра в  течение  длительного
времени.
   В  советском  театре  в  первые  послерево-люц.  годы  жанр   М.   со
свойственной  ему  ч„тко  выраженной  симпатией  к  одним  персонажам  и
ненавистью к другим получил значит, распространение. В  репертуар  т-ров
вошли сов. М.: "Красный  орл„нок"  Славянского,  "Товарищ  Семивзводный"
Голичникова, "Роковая встреча" Финогенова и  др.  Попытки  внести  в  М.
ясность и ч„ткость социальных мотивов,  поставить  е„  на  службу  идеям
революции были предприняты А. М. Файко ("Озеро Люль"), А. В. Луначарским
("Поджигатели", "Яд", "Медвежья свадьба" по Ме-риме). В годы нэпа во мн.
т-рах (особенно в провинции) широкое  распространение  получила  рус.  и
переводная мещанская и бурж. М. ("Трильби" и "Казнь" Ге,  "Мечта  любви"
Косоротова, "Роман" Шельдона и др.). На сов. сцене ставились, однако,  и
более высокие образцы жанра М.: "Две сиротки" Деннери и Кормона (шла под
назв. "Сестры Жерар", 1927, МХАТ, пост. Станиславского, реж. Горчаков  и
Телешова), "Дон Сезар де Базан"  Дюмануара  и  Деннери  (1948,  Ленингр.
драм. т-р, реж. Кожич) и др. Сов. драматурги редко обращались к жанру М.
("Огни маяка"  Карас„ва  и  др.).  Элементы  мелодраматизма  свойственны
нек-рым пьесам А. Н. Арбузова, А. Д. Салынского, В. Н.  Собко  и  др.  В
1960 Арбузовым была предпринята попытка возродить жанр М. в чистом  виде
("Потерянный сын", 1961, Т-р им. Вахтангова).
   Лит.: Державин К., Театр франц. революции. 1789- 1799, 2 изд., M.-Л.,
1937; История зап.-европ.  театра,  т.  3,  М.,  1963;  Ginisty  P.,  Le
melodrame, P., 1910;
   М о п а 1 d 1 G., Il melodrama italiana nella critica  del  sec.  XIX
Roma, 1927. E. Ф., К. Р. (сов. раздел).
   МЕЛЬДРЕ, Мария Якобовна (наст. имя и  фам.-  Мари  Тармо)  (р.  13.X.
1893) -эстонская актриса. Театральную деятельность начала в  1908  в  На
рве, в труппе "Выйтлея". В 1910-15 работала в т-ре "Ва-немуйне"  (играла
роли травести), затем в т-ре "Эстония", в Драм. студии, в 1940-48  снова
в т-ре "Эстония" (с 1950 -  на  пенсии).  M.  -  выдающаяся  характерная
актриса. Особенно успешно играла в комедиях, создавая образы, отмеченные
тонким юмором и острой сатирой.
   Роли: Йозеп Тоотс ("Весна" Лутса, 1937), Лайла ("Вечно  мужественная"
Залите, 1939), Анне ("Любовь и жизнь" Таммсааре,  1942),  Анне  ("Этакий
мульк" Койдула, 1945), Турусина ("На всякого мудреца довольно простоты",
1945), Полина ("Враги", 1946), Госпожа министерша (о. п. Нушича,  1948),
Анна Андреевна (1949); Атуева ("Свадьба Кречин-ского", 1948), Гурмыжская
(1950). 7Г. Каск.
   "МЕЛЬНИК-КОЛДУН, ОБМАНЩИК И СВАТ"опера М. М. Соколовского,  текст  А.
О. Аблесимова. Пост. 20 янв. 1779,  Москва,  Т-р  в  доме  Воронцова  на
Знаменке (Анку-дин - Шумский, Фетинья -  Михайлова,  Анюта  -  Пименова,
Филимон - Петров, Фаддей-Григорьев), 19 мая 1819, Петербург, Большой т-р
(Анкудин - Долбилов, Фетинья  -  Ежова,  Анюта  -  Сем„нова,  Филимон  -
Самойлов, Фаддей - Злов). За рубежом пост. в 1929,  Париж,  Малая  сцена
(франц. пер. О. Шуманского, Ж. Альфо  и  К.  де  Курви,  оркестровка  А.
Черепнина).
   Издания: "М. - к.,  о.  и  с.",  клавир,  М.,  Юргенсон  [1884];  М.,
Музсектор, 1928; М., Музгиз, 1956 (автором музыки  везде  назван  Е.  И.
Фомин). Ц /л
   МЕЛЬНИКОВ, Иван Александрович [21.11 (4.III). 1832- 25.  VI  (8.VII).
1906] -  русский  артист  оперы  (лирико-драматич.  баритон),  вокальный
педагог. Один из крупнейших представителей русской вок. сценич. школы. В
1861-66 брал уроки пения у Г. Я.  Ломакина  и  пел  в  хоре  "Бесплатной
музыкальной школы"; совершенствовался в Италии.  В  1867  дебютировал  в
партии Ричарда ("Пуритане" Беллини) на сцене Ма-риинского т-ра,  где  М.
работал до 1892 (в 1890-92- также  как  режисс„р).  У  М.  был  могучий,
красивый голос, ч„ткая  дикция,  выразительная  декламация.  Он  обладал
большим сце-нич. дарованием. Талант М. особенно ярко раскрылся в  операх
рус. композиторов. Он  создал  муз.-сценич.  образы  Руслана,  Мельника,
князя Игоря, Бориса Годунова; участие М. в операх Мусоргского,  Бородина
способствовало популяризации их произв. Дарование артиста  высоко  ценил
Чайковский;
   М. был первым исполнителем партий Вязь-минского  ("Опричник"),  Князя
("Чародейка"), Беса ("Кузнец  Вакула"),  Томского  ("Пиковая  дама").  С
успехом выступал М. и в зап.-европ. операх, особенно в итальянских.
   Партии: Кочубей ("Мазепа"), Онегин; Вильям Ратклиф (о. п.  Кюи),  Дон
Карл ос ("Каменный гость" Даргомыжского),  Демон;  Жермон  ("Травиата"),
граф ди Луна ("Трубадур"), Риголетто, Фигаро; Дон Жуан (о. п.  Моцарта),
Эскамильо;
   Вольфрам,  Тельрамунд  ("Тангейзер",  "Л  оэнгрин"  Вагнера),   Невер
("Гугеноты"), Валентин, Мефистофель ("Фауст"), Януш ("Галька" Монюшко) и
др.
   Соч.: Сборник русских хоров, СПБ, 1894; Автобиография, "Русская  муз.
газета", 1906, ј 29-30; Аделина Патти и  Э.  Ф.  Направник.  Отрывки  из
воспоминаний, СПБ, 1905.
   Лит.: Чайковский П.,  Музыкально-критические  статьи,  М.,  1953,  с.
136-141, 404-405; Иванов М., И. А. Мельников. (По  поводу  25-летия  его
артистической деятельности),  "БИТ".  Сезон  1892-1893,  СПБ,  1894,  с.
350362; Ф[индейзен] Ник., Вместо некролога  певца  Мельникова,  "Русская
муз. газета", 1906, ј 29-30. О. В.
   МЕЛЬНИКОВ, П„тр  Иванович  (1870-28.XII.  1940)  -  русский  режисс„р
оперы. Сын И. А. Мельникова. В 1896-1905- режисс„р  Моск.  частной  рус.
оперы. В 1906-09, 1913-14. 1919-21 ставил спектакли в  Большом  т-ре.  В
1909-13, 1914-19,1921-22- режисс„р Мариинского т-pa. В 1922  переехал  в
Ригу, где до 1932 работал в оперном т-ре; в этом т-ре  пост.  оперу  Яз.
Медыня "Жрица" (1927). В 1932-40 ставил спектакли в Милане ("Сказание  о
невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова  в  т-ре  "Ла
Скала") и др. городах. Спектакли  М.  отличались  высокой  постановочной
культурой.
   Пост.: в Большом т-ре - "Демон" (1906), "Руслан  и  Людмила"  (1907),
"Евгений Онегин"  (1908);  "Зимняя  сказка"  Гольдмарка  (1909),  "Борис
Годунов" (1920); в Мариинском т-ре - "Князь Игорь" (1909),  "Сказание  о
невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1910, 1918), "Хованщина" (совм.

Страницы: «« « 1492   1493   1494   1495   1496   1497   1498   1499   1500  1501   1502   1503   1504   1505   1506   1507   1508   1509   1510  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия