|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1492 1493 1494 1495 1496 1497 1498 1499 1500 1501 1502 1503 1504 1505 1506 1507 1508 1509 1510 » »» эффектов. Крупнейшие рус. акт„ры, выступавшие в М., стремились
преодолеть идейные и художеств. недостатки этого жанра, развить
элементы, сближающие М. с романтич. драмой. П. С. Мочалов, играя в М.,
вносил в характеристику героев более демократическое содержание, черты
романтич. бунтарства. М. С. Щепкин, А. Е. Мартынов в ряде ролей,
созданных в М., раскрывали душевную красоту "маленького" человека. М.
сохранялась в репертуаре дореволюционного театра в течение длительного
времени.
В советском театре в первые послерево-люц. годы жанр М. со
свойственной ему ч„тко выраженной симпатией к одним персонажам и
ненавистью к другим получил значит, распространение. В репертуар т-ров
вошли сов. М.: "Красный орл„нок" Славянского, "Товарищ Семивзводный"
Голичникова, "Роковая встреча" Финогенова и др. Попытки внести в М.
ясность и ч„ткость социальных мотивов, поставить е„ на службу идеям
революции были предприняты А. М. Файко ("Озеро Люль"), А. В. Луначарским
("Поджигатели", "Яд", "Медвежья свадьба" по Ме-риме). В годы нэпа во мн.
т-рах (особенно в провинции) широкое распространение получила рус. и
переводная мещанская и бурж. М. ("Трильби" и "Казнь" Ге, "Мечта любви"
Косоротова, "Роман" Шельдона и др.). На сов. сцене ставились, однако, и
более высокие образцы жанра М.: "Две сиротки" Деннери и Кормона (шла под
назв. "Сестры Жерар", 1927, МХАТ, пост. Станиславского, реж. Горчаков и
Телешова), "Дон Сезар де Базан" Дюмануара и Деннери (1948, Ленингр.
драм. т-р, реж. Кожич) и др. Сов. драматурги редко обращались к жанру М.
("Огни маяка" Карас„ва и др.). Элементы мелодраматизма свойственны
нек-рым пьесам А. Н. Арбузова, А. Д. Салынского, В. Н. Собко и др. В
1960 Арбузовым была предпринята попытка возродить жанр М. в чистом виде
("Потерянный сын", 1961, Т-р им. Вахтангова).
Лит.: Державин К., Театр франц. революции. 1789- 1799, 2 изд., M.-Л.,
1937; История зап.-европ. театра, т. 3, М., 1963; Ginisty P., Le
melodrame, P., 1910;
М о п а 1 d 1 G., Il melodrama italiana nella critica del sec. XIX
Roma, 1927. E. Ф., К. Р. (сов. раздел).
МЕЛЬДРЕ, Мария Якобовна (наст. имя и фам.- Мари Тармо) (р. 13.X.
1893) -эстонская актриса. Театральную деятельность начала в 1908 в На
рве, в труппе "Выйтлея". В 1910-15 работала в т-ре "Ва-немуйне" (играла
роли травести), затем в т-ре "Эстония", в Драм. студии, в 1940-48 снова
в т-ре "Эстония" (с 1950 - на пенсии). M. - выдающаяся характерная
актриса. Особенно успешно играла в комедиях, создавая образы, отмеченные
тонким юмором и острой сатирой.
Роли: Йозеп Тоотс ("Весна" Лутса, 1937), Лайла ("Вечно мужественная"
Залите, 1939), Анне ("Любовь и жизнь" Таммсааре, 1942), Анне ("Этакий
мульк" Койдула, 1945), Турусина ("На всякого мудреца довольно простоты",
1945), Полина ("Враги", 1946), Госпожа министерша (о. п. Нушича, 1948),
Анна Андреевна (1949); Атуева ("Свадьба Кречин-ского", 1948), Гурмыжская
(1950). 7Г. Каск.
"МЕЛЬНИК-КОЛДУН, ОБМАНЩИК И СВАТ"опера М. М. Соколовского, текст А.
О. Аблесимова. Пост. 20 янв. 1779, Москва, Т-р в доме Воронцова на
Знаменке (Анку-дин - Шумский, Фетинья - Михайлова, Анюта - Пименова,
Филимон - Петров, Фаддей-Григорьев), 19 мая 1819, Петербург, Большой т-р
(Анкудин - Долбилов, Фетинья - Ежова, Анюта - Сем„нова, Филимон -
Самойлов, Фаддей - Злов). За рубежом пост. в 1929, Париж, Малая сцена
(франц. пер. О. Шуманского, Ж. Альфо и К. де Курви, оркестровка А.
Черепнина).
Издания: "М. - к., о. и с.", клавир, М., Юргенсон [1884]; М.,
Музсектор, 1928; М., Музгиз, 1956 (автором музыки везде назван Е. И.
Фомин). Ц /л
МЕЛЬНИКОВ, Иван Александрович [21.11 (4.III). 1832- 25. VI (8.VII).
1906] - русский артист оперы (лирико-драматич. баритон), вокальный
педагог. Один из крупнейших представителей русской вок. сценич. школы. В
1861-66 брал уроки пения у Г. Я. Ломакина и пел в хоре "Бесплатной
музыкальной школы"; совершенствовался в Италии. В 1867 дебютировал в
партии Ричарда ("Пуритане" Беллини) на сцене Ма-риинского т-ра, где М.
работал до 1892 (в 1890-92- также как режисс„р). У М. был могучий,
красивый голос, ч„ткая дикция, выразительная декламация. Он обладал
большим сце-нич. дарованием. Талант М. особенно ярко раскрылся в операх
рус. композиторов. Он создал муз.-сценич. образы Руслана, Мельника,
князя Игоря, Бориса Годунова; участие М. в операх Мусоргского, Бородина
способствовало популяризации их произв. Дарование артиста высоко ценил
Чайковский;
М. был первым исполнителем партий Вязь-минского ("Опричник"), Князя
("Чародейка"), Беса ("Кузнец Вакула"), Томского ("Пиковая дама"). С
успехом выступал М. и в зап.-европ. операх, особенно в итальянских.
Партии: Кочубей ("Мазепа"), Онегин; Вильям Ратклиф (о. п. Кюи), Дон
Карл ос ("Каменный гость" Даргомыжского), Демон; Жермон ("Травиата"),
граф ди Луна ("Трубадур"), Риголетто, Фигаро; Дон Жуан (о. п. Моцарта),
Эскамильо;
Вольфрам, Тельрамунд ("Тангейзер", "Л оэнгрин" Вагнера), Невер
("Гугеноты"), Валентин, Мефистофель ("Фауст"), Януш ("Галька" Монюшко) и
др.
Соч.: Сборник русских хоров, СПБ, 1894; Автобиография, "Русская муз.
газета", 1906, ј 29-30; Аделина Патти и Э. Ф. Направник. Отрывки из
воспоминаний, СПБ, 1905.
Лит.: Чайковский П., Музыкально-критические статьи, М., 1953, с.
136-141, 404-405; Иванов М., И. А. Мельников. (По поводу 25-летия его
артистической деятельности), "БИТ". Сезон 1892-1893, СПБ, 1894, с.
350362; Ф[индейзен] Ник., Вместо некролога певца Мельникова, "Русская
муз. газета", 1906, ј 29-30. О. В.
МЕЛЬНИКОВ, П„тр Иванович (1870-28.XII. 1940) - русский режисс„р
оперы. Сын И. А. Мельникова. В 1896-1905- режисс„р Моск. частной рус.
оперы. В 1906-09, 1913-14. 1919-21 ставил спектакли в Большом т-ре. В
1909-13, 1914-19,1921-22- режисс„р Мариинского т-pa. В 1922 переехал в
Ригу, где до 1932 работал в оперном т-ре; в этом т-ре пост. оперу Яз.
Медыня "Жрица" (1927). В 1932-40 ставил спектакли в Милане ("Сказание о
невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова в т-ре "Ла
Скала") и др. городах. Спектакли М. отличались высокой постановочной
культурой.
Пост.: в Большом т-ре - "Демон" (1906), "Руслан и Людмила" (1907),
"Евгений Онегин" (1908); "Зимняя сказка" Гольдмарка (1909), "Борис
Годунов" (1920); в Мариинском т-ре - "Князь Игорь" (1909), "Сказание о
невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1910, 1918), "Хованщина" (совм.
Страницы: «« « 1492 1493 1494 1495 1496 1497 1498 1499 1500 1501 1502 1503 1504 1505 1506 1507 1508 1509 1510 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |