Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1491   1492   1493   1494   1495   1496   1497   1498   1499  1500   1501   1502   1503   1504   1505   1506   1507   1508   1509  » »»

1951, с. 93-97, 312, 422-26, 518 и  др.;  Доброхотов  Б.,  E.  И.  Фомин
(1761-1800), М.-Л., 1949; Steinitzer M., Zur Entwicklungsgeschichte  des
Melodrams und Mimodrams, Lpz., 1919; Rousseau J. J., Lettre a M.  Burney
sur la musi-que avec fragments d'observations sur L'Alceste  Italien  de
M. le Chevalier Gluck, в его  кн.:  Oeuvres  completes  avec  des  notes
historiques, t. 4, Р., 1817.
   МЕЛОДРАМА - жанр драматургии; пьеса,  отличающаяся  острой  интригой,
преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла,
морально-поучительной тенденцией. По своему происхождению М.  связана  с
жанрами франц. просветительского демократич. т-ра  18  в.  Появление  М.
было подготовлено развитием мещанской драмы, а также жанров муз. т-ра  -
мещанской комич. оперы, муз. мелодрамы, лирич. сценами типа "Пигмалиона"
Руссо  (см.  Мелодрама  -  муз.-драматич.  произведение).  Значит,  роль
сыграла также  диалогизированная  пантомима,  у  к-рой  М.  заимствовала
эффектную  зрелищ-ность,   широкое   использование   музыки,   фабульную
занимательность. Ранние М., возникшие  в  годы  франц.  бурж.  революции
конца  18  в.  ("Монастырские  жертвы"  Монвеля,  1791,  "Робер,  атаман
разбойников" Лама ртельера, 1792, и др.), были насыщены протестом против
социальной несправедливости, тирании, религ. фанатизма. После революции,
развиваясь  в  условиях  формирующегося  бурж.  общества,   М.   утеряла
рево-люц. идейность. Жанр "низового"  т-ра,  М.  посещалась  демократич.
зрителем,   однако   она   постоянно   испытывала   влияние    идеологии
господствующего класса.
   Поэтому в М. противоречиво сочетались сочувствие к простому человеку,
прославление защитников слабых и несправедливо обиженных с  утверждением
бурж.-охранит,  идей,  смирения,   незыблемости   обществ.   устройства.
Социальный конфликт, лежавший в основе  М.  нач.  90-х  гг.,  подменялся
абстрактной борьбой добра и зла. Бурж. действительность  изображалась  в
М. как гармония, нарушаемая отдельными "злодеями". В конце 18-  нач.  19
вв. М. заканчивалась обычно счастливой развязкой. Герои М.  были  лишены
живых характеров, выступали как прямолинейное воплощение этич.  схем.  В
М.  сказались  присущие   мелкобурж.   демократии   1-й   пол.   19   в.
неудовлетвор„нность бурж. действительностью и  одновременно  -  неумение
осмыслить  законы  е„  развития.   Не   раскрывая   реальных   жизненных
конфликтов,  авторы  М.  делали  человека  игрушкой  непостижимых   сил,
дасыщали  действие  атмосферой  тайн  и  рока,  фетишизировали   случай,
создавали  неправдоподобные  авантюрные  сюжеты,  показывали   исключит.
события, таинственную или экзотич.  обстановку,  поражающую  воображение
зрителей. Источником сюжетов для авторов М. были т. н. "романы ужасов  и
тайн", или "готические" романы (М. Г. Льюис, А. Радклиф - в  Англии,  Ф.
Г. Дюкре-Дюминиль-во Франции и др.).
   Крупнейшие представители М. в конце 18- нач. 19 вв. во Франции  -  Г.
Пиксерекур ("Виктор, или Дитя леса", 1797,  "Седина,  или  Дитя  тайны",
1800), Л. Ш. Кенъе ("Сорока-воровка", совм. с д'0биньи,  1815),  Кювелъе
де Три ("Фальшивомонетчики, или Месть", 1797, "Невидимый  трибунал,  или
Преступный сын", 1801). На рубеже 18 и 19 вв. формируется М.  в  Англии;
М. Г. Льюис ("Привидение в замке", 1797), Т. Холкрофт ("Глухой и немой",
1801,  "Рассказ  о  тайне",  1804)  черпали   сюжеты   из   произведений
Пик-серекура  и  "готических"  романов,  создавая   пьесы,   наполненные
кошмарами, тайнами, преступлениями.
   М. разрушила "правила" классицизма, во многом  подготовила  романтич.
драму. Авторы  М.  сочетали  трагическое  и  комическое,  отказались  от
классицист-ских "единств", расширили тематику драматургии. В 20-е гг. 19
в., под влиянием нарастающего  недовольства  нар.  масс  реакц.  режимом
Реставрации, во франц. М.  усилились  оппозиционные  настроения.  В  ней
появился одинокий, сумрачный герой,  вступавший  в  борьбу  со  злом.  В
образах отрицат. героев находили отражение пороки представителей  имущих
классов - страсть к наживе, хищничество, обман,  насилие.  М.  приобрела
более  мрачный  колорит,  участились  тра-гич.  развязки.  Сближение   с
романтич. драмой  наиболее  ярко  проявилось  в  творчестве  В.  Дюканжа
("Тридцать лет, или Жизнь игрока", 1827, "Ламмермур-ская невеста", 1828,
и др.). Усиление реальных,  жизненных  мотивов  происходит  в  англ.  М.
20-40-х гг. 19 в.; пьесы Д. У. Джерролда ("Черноглазая Сыо-зан",  1829),
Э.  Дж.  Булвер-Литтона  ("Герцогиня  де  Лавальер",   1836,   "Лионская
красавица", 1838, и др.) значительно правдивее ранних М.
   Большое влияние на развитие М. оказали революция 1830  во  Франции  и
пролетарско-демократич. движение 30-х гг. В период Июльской монархии  во
Франции  сложилась  т.  н.  социальная  М.,  авторы  к-рой  с   глубоким
сочувствием показывали нищету и бесправие народа, обличали  преступления
богатых и знатных, изображали "царство банкиров" как гос-во узаконенного
грабежа. М. "Инженер,  или  Угольные  копи"  Дюверье  (1836),  "Богач  и
бедняк" Сувестра (1836), "Рабочий" Сулье (1840),  "Парижский  тряпичник"
Пиа (1847) и др. с большим драматизмом  рисовали  социальные  контрасты,
взаимоотношения  пролетариата  и  буржуазии.  Однако  в  своей  положит.
программе авторы этих М. не  шли  дальше  утверждения  обществ,  идеалов
мелкобуржуазной демократии, призывали к  благотворительности,  видели  в
пролетариате  только  жертву   общественной   несправедливости,   подчас
проповедовали "единение" рабочих и их хозяев.
   В большинстве М. конца 30-40-х гг. 19 в.  социаль-но-обличит.  мотивы
отсутствуют, на первый  план  выступают  занимательность,  нагромождение
неправдоподобных событий. Таковы М.,  написанные  Ж.  Буша  рди  ("Рыбак
Гаспардо",  1837,  "Пастух  Лазарь",  1840,  и  др.),  О.   Анисе-Буржуа
("Кровавая монахиня", 1835, "Хозяйка Сен-Тропеза", 1844, и др.). Во  2-й
пол. 19 в., в условиях реакции, сменившей революционный подъ„м, получает
распространение эпигонская  бурж.-сентиментальная  М.  ("Два  подростка"
Декурсе-ля, 1898, и др.). Лишь отдельные  М.  этого  времени  отличались
демократизмом,  гуманистическими  мотивами,  обличительной   тенденцией.
Такова М. "Две сиротки" Деннери и Кормона (1874) во Франции и др.
   М. оказала большое влияние на искусство акт„ра. Чуждая рационалистич.
догмам  классицизма,  она  расширила  диапазон  акт„рского   творчества,
подготовила сценич. реформы, осуществл„нные т-ром романтич. и реалистич.
направления 19 в.
   В нач. 19 в. переводная М. появилась на рус. сцене. Особенно  широкое
распространение в России она получила с конца 20-х гг. 19 в. В это время
созда„тся и  рус.  М.,  связанная  гл.  обр.  с  реакц.  направлением  в
драматургии и проникнутая монархич., антиреали-стич. тенденциями  (пьесы
Н. В. Кукольника, Н.А.Полевого, Р. М. Зотова, П. Г. Ободовского и  др.).
Борясь за развитие реалистич. демократич. иск-ва, В. Г. Белинский, Н. В.
Гоголь  резко  критиковали  М.  за  отрыв  от  насущных  интересов  рус.
общества, неправдоподобие положений  и  характеров,  за  обилие  внешних

Страницы: «« « 1491   1492   1493   1494   1495   1496   1497   1498   1499  1500   1501   1502   1503   1504   1505   1506   1507   1508   1509  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия