|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1491 1492 1493 1494 1495 1496 1497 1498 1499 1500 1501 1502 1503 1504 1505 1506 1507 1508 1509 » »» 1951, с. 93-97, 312, 422-26, 518 и др.; Доброхотов Б., E. И. Фомин
(1761-1800), М.-Л., 1949; Steinitzer M., Zur Entwicklungsgeschichte des
Melodrams und Mimodrams, Lpz., 1919; Rousseau J. J., Lettre a M. Burney
sur la musi-que avec fragments d'observations sur L'Alceste Italien de
M. le Chevalier Gluck, в его кн.: Oeuvres completes avec des notes
historiques, t. 4, Р., 1817.
МЕЛОДРАМА - жанр драматургии; пьеса, отличающаяся острой интригой,
преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла,
морально-поучительной тенденцией. По своему происхождению М. связана с
жанрами франц. просветительского демократич. т-ра 18 в. Появление М.
было подготовлено развитием мещанской драмы, а также жанров муз. т-ра -
мещанской комич. оперы, муз. мелодрамы, лирич. сценами типа "Пигмалиона"
Руссо (см. Мелодрама - муз.-драматич. произведение). Значит, роль
сыграла также диалогизированная пантомима, у к-рой М. заимствовала
эффектную зрелищ-ность, широкое использование музыки, фабульную
занимательность. Ранние М., возникшие в годы франц. бурж. революции
конца 18 в. ("Монастырские жертвы" Монвеля, 1791, "Робер, атаман
разбойников" Лама ртельера, 1792, и др.), были насыщены протестом против
социальной несправедливости, тирании, религ. фанатизма. После революции,
развиваясь в условиях формирующегося бурж. общества, М. утеряла
рево-люц. идейность. Жанр "низового" т-ра, М. посещалась демократич.
зрителем, однако она постоянно испытывала влияние идеологии
господствующего класса.
Поэтому в М. противоречиво сочетались сочувствие к простому человеку,
прославление защитников слабых и несправедливо обиженных с утверждением
бурж.-охранит, идей, смирения, незыблемости обществ. устройства.
Социальный конфликт, лежавший в основе М. нач. 90-х гг., подменялся
абстрактной борьбой добра и зла. Бурж. действительность изображалась в
М. как гармония, нарушаемая отдельными "злодеями". В конце 18- нач. 19
вв. М. заканчивалась обычно счастливой развязкой. Герои М. были лишены
живых характеров, выступали как прямолинейное воплощение этич. схем. В
М. сказались присущие мелкобурж. демократии 1-й пол. 19 в.
неудовлетвор„нность бурж. действительностью и одновременно - неумение
осмыслить законы е„ развития. Не раскрывая реальных жизненных
конфликтов, авторы М. делали человека игрушкой непостижимых сил,
дасыщали действие атмосферой тайн и рока, фетишизировали случай,
создавали неправдоподобные авантюрные сюжеты, показывали исключит.
события, таинственную или экзотич. обстановку, поражающую воображение
зрителей. Источником сюжетов для авторов М. были т. н. "романы ужасов и
тайн", или "готические" романы (М. Г. Льюис, А. Радклиф - в Англии, Ф.
Г. Дюкре-Дюминиль-во Франции и др.).
Крупнейшие представители М. в конце 18- нач. 19 вв. во Франции - Г.
Пиксерекур ("Виктор, или Дитя леса", 1797, "Седина, или Дитя тайны",
1800), Л. Ш. Кенъе ("Сорока-воровка", совм. с д'0биньи, 1815), Кювелъе
де Три ("Фальшивомонетчики, или Месть", 1797, "Невидимый трибунал, или
Преступный сын", 1801). На рубеже 18 и 19 вв. формируется М. в Англии;
М. Г. Льюис ("Привидение в замке", 1797), Т. Холкрофт ("Глухой и немой",
1801, "Рассказ о тайне", 1804) черпали сюжеты из произведений
Пик-серекура и "готических" романов, создавая пьесы, наполненные
кошмарами, тайнами, преступлениями.
М. разрушила "правила" классицизма, во многом подготовила романтич.
драму. Авторы М. сочетали трагическое и комическое, отказались от
классицист-ских "единств", расширили тематику драматургии. В 20-е гг. 19
в., под влиянием нарастающего недовольства нар. масс реакц. режимом
Реставрации, во франц. М. усилились оппозиционные настроения. В ней
появился одинокий, сумрачный герой, вступавший в борьбу со злом. В
образах отрицат. героев находили отражение пороки представителей имущих
классов - страсть к наживе, хищничество, обман, насилие. М. приобрела
более мрачный колорит, участились тра-гич. развязки. Сближение с
романтич. драмой наиболее ярко проявилось в творчестве В. Дюканжа
("Тридцать лет, или Жизнь игрока", 1827, "Ламмермур-ская невеста", 1828,
и др.). Усиление реальных, жизненных мотивов происходит в англ. М.
20-40-х гг. 19 в.; пьесы Д. У. Джерролда ("Черноглазая Сыо-зан", 1829),
Э. Дж. Булвер-Литтона ("Герцогиня де Лавальер", 1836, "Лионская
красавица", 1838, и др.) значительно правдивее ранних М.
Большое влияние на развитие М. оказали революция 1830 во Франции и
пролетарско-демократич. движение 30-х гг. В период Июльской монархии во
Франции сложилась т. н. социальная М., авторы к-рой с глубоким
сочувствием показывали нищету и бесправие народа, обличали преступления
богатых и знатных, изображали "царство банкиров" как гос-во узаконенного
грабежа. М. "Инженер, или Угольные копи" Дюверье (1836), "Богач и
бедняк" Сувестра (1836), "Рабочий" Сулье (1840), "Парижский тряпичник"
Пиа (1847) и др. с большим драматизмом рисовали социальные контрасты,
взаимоотношения пролетариата и буржуазии. Однако в своей положит.
программе авторы этих М. не шли дальше утверждения обществ, идеалов
мелкобуржуазной демократии, призывали к благотворительности, видели в
пролетариате только жертву общественной несправедливости, подчас
проповедовали "единение" рабочих и их хозяев.
В большинстве М. конца 30-40-х гг. 19 в. социаль-но-обличит. мотивы
отсутствуют, на первый план выступают занимательность, нагромождение
неправдоподобных событий. Таковы М., написанные Ж. Буша рди ("Рыбак
Гаспардо", 1837, "Пастух Лазарь", 1840, и др.), О. Анисе-Буржуа
("Кровавая монахиня", 1835, "Хозяйка Сен-Тропеза", 1844, и др.). Во 2-й
пол. 19 в., в условиях реакции, сменившей революционный подъ„м, получает
распространение эпигонская бурж.-сентиментальная М. ("Два подростка"
Декурсе-ля, 1898, и др.). Лишь отдельные М. этого времени отличались
демократизмом, гуманистическими мотивами, обличительной тенденцией.
Такова М. "Две сиротки" Деннери и Кормона (1874) во Франции и др.
М. оказала большое влияние на искусство акт„ра. Чуждая рационалистич.
догмам классицизма, она расширила диапазон акт„рского творчества,
подготовила сценич. реформы, осуществл„нные т-ром романтич. и реалистич.
направления 19 в.
В нач. 19 в. переводная М. появилась на рус. сцене. Особенно широкое
распространение в России она получила с конца 20-х гг. 19 в. В это время
созда„тся и рус. М., связанная гл. обр. с реакц. направлением в
драматургии и проникнутая монархич., антиреали-стич. тенденциями (пьесы
Н. В. Кукольника, Н.А.Полевого, Р. М. Зотова, П. Г. Ободовского и др.).
Борясь за развитие реалистич. демократич. иск-ва, В. Г. Белинский, Н. В.
Гоголь резко критиковали М. за отрыв от насущных интересов рус.
общества, неправдоподобие положений и характеров, за обилие внешних
Страницы: «« « 1491 1492 1493 1494 1495 1496 1497 1498 1499 1500 1501 1502 1503 1504 1505 1506 1507 1508 1509 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |